31 марта глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил в эфире республиканских телеканалов с заявлением по вопросам, связанным с чрезвычайным положением в стране и антикризисными мерами государства в экономике и социальной сфере. Своим видением о дополнительных мерах поддержки граждан и бизнеса поделился политолог Руслан Жангазы.
- Что скажете об индексация пенсии и государственные пособия, включая адресную социальную помощь?
- Сейчас самое время усиливать вливания государственных инвестиций в сферу социального обеспечения населения. Это соответствует политике контрциклического регулирования бюджетных расходов, который мы объявили во время экономического кризиса 2008-2009 гг., а потом удачно забыли об этом.
Президент поручил проиндексировать пенсии и государственные пособия, включая адресную социальную помощь, на 10% в годовом выражении. На мой взгляд, это правильный шаг, но его явно недостаточно.
Только инфляционное давление в рамках обменного курса доллара США на национальную валюту, которая подешевела с 385 тенге до 450, превышает 10%. Прибавьте к этому рост розничных цен на продукты питания и в целом негативный мультипликативный эффект от раскрутки инфляционных факторов.
Единственное объяснение такому решению – эта мера носит промежуточный характер, и власть намерена сначала оценить эффект от первого шага, а потом, после коррекции, приступить к дальнейшему наращиванию государственной поддержки.
- А расширение охвата дополнительными социальными выплатами в размере одной минимальной заработной платы?
- Положительно оцениваю политику расширения охвата дополнительными социальными выплатами. Второй положительный результат от этой меры – формализация трудовой деятельности свыше 2 млн людей, которые по разным причинам не желали идентифицировать свой социальный статус.
Другими словами, будет решена задача выведения из тени неформально работающих, что не было до конца реализовано в рамках кампании по запуску механизма ОСМС.
В тоже время поручение Токаева выявило и организационную неготовность правительства. В первые дни оформление данного вида пособия вызвало трудности у населения из-за некорректной работы портала «электронного правительства». Нужно было оперативно предложить ряд альтернативных путей подачи документов.
- Еще один тезис - продление с 1 апреля до 1 июля право незастрахованных граждан получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования.
- Как я уже отметил раньше, свыше 2 млн людей не были участниками системы ОСМС, что ставило под вопрос возможность её эффективного функционирования.
Здравый смысл возобладал, и Глава государства продлил право незастрахованных граждан получать медицинскую помощь.
Недоступность медицинских услуг в период пандемии могло вызвать справедливое недовольство части населения.
- Расширение перечня категорий граждан, которым должны предоставляться бесплатные продуктово-бытовые наборы, полагаем, из той же категории?
- Расширение перечня категорий граждан, которым должны предоставляться бесплатные продуктово-бытовые наборы, говорит о возникновении ситуации, схожей с гуманитарным кризисом.
Мы уже наблюдали, как жители Шымкента и Кызылорды штурмовали местные акиматы с требованием выдать им продуктовые наборы. В целом, можно предположить, что подобная тяжелая обстановка характерна и для большинства регионов. Сложно представить, что творится в отдаленных аулах? Дойдет ли до них эта помощь?
При этом нужно понимать, что эта инициатива создает широкое поле для коррупции. Не зря Токаев заострил внимание правительства на необходимости обеспечить эффективный механизм мониторинга целевого расходования средств социальной поддержки.
- Особняком стоит вопрос своевременного проведения весенне-полевых работ и поддержка фермеров.
- На днях выпустили совместное заявление глав Всемирной организации здравоохранения, Всемирной торговой организации, а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Руководители ключевых в условиях пандемии институтов системы ООН в указанном документе призвали правительства стран мира «придерживаться наших общих целей укрепления продовольственной и пищевой безопасности».
В данном контексте президентское поручение правительству провести весенне-полевые работы своевременно. Для финансового обеспечения этих мероприятий выделяется 170 млрд тенге и дизтопливо. Правительству и Генпрокуратуре поручено обеспечить надзор за тем, чтобы бюджетные средства дошли до адресата.
Надо понимать, что помимо решения текущих вопросов, связанных с борьбой против КВИ, нам важно думать и о дне завтрашнем. Обеспечение продовольственной безопасности критически важный перманентный вопрос, стоящий перед правительством.
- Немаловажный вопрос – из-за введенных карантинных мер вокруг столицы, городов Алматы и Шымкент наблюдается избыток трудоспособного населения, прежде всего, молодежи.
- Ситуация вокруг закрытых на карантин Нур-Султана и Алматы из-за агломерационной модели территориального развития складывается непростая.
Вынужденное блокирование въездов в мегаполисы показало высокий уровень экономической зависимости близлежащих районов Акмолинской, Карагандинской и Алматинской областей.
Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей, то есть ошибкой городского планирования. И этот механизм при изоляции городов в кризисных ситуациях дает сбой. Создается социальное напряжение.
Президент предложил переизбыток трудоспособного населения, прежде всего, молодежи, переселить в другие регионы в рамках Дорожной карты занятости. В целом, идея обоснованная, но, если помните, этот механизм трудовой миграции не обрел массовой привлекательности даже в благоприятных условиях.
Как будет реализована эта инициатива на деле, в условиях карантина, если оформление требует сбор документов, контактов с госорганами и транспортировкой? Поэтому сомнения в эффективности этой меры еще остаются. Надеюсь, что мобильные рекрутские пункты, предложенные Токаевым, помогут решить эти вопросы.
- Перейдем к бизнесу. Многие предприниматели просят приказать банкам не начислять проценты на кредиты за период ЧП.
- Я считаю, что просьба предпринимателей правомерна и справедлива. Вообще, пришло время государству пересмотреть свой «общественный договор» с банками.
Банки и их владельцы в Казахстане всегда входили в особую касту неприкасаемых и не секрет, что именно эти финансовые институты стали фактором сращивания государственного аппарата с финансово-промышленными группами. Своего рода «портмоне» для олигархов.
Судя по отсутствию должной реакции со стороны банковских конгломератов, они не особо спешат прийти на помощь закредитованному населению и бизнесу.
И пока что Президент решил ограничиться призывом «проявить конструктивизм, гражданскую ответственность и солидарность» в эти трудные для всех времена.
Но у него на руках есть «козырный туз» – Агентство финансового надзора, то есть банковская прокуратура. Активная и концептуальная деятельность данного госоргана способна переформатировать всю архитектуру банковских организаций в Казахстане.
Тем более, еще Елбасы ставил вопрос о том, что по итогам процесса слияний, укрупнений и регуляторного воздействия государства должно остаться около 10 банков, которые будут способны конкурировать с фининститутами стран ЕАЭС и ВТО.
- Глава государства поручил Правительству и Национальному Банку задействовать все необходимые источники средств, включая Государственный фонд социального страхования, ресурсы и инструменты Национального Банка. Как это будет происходить?
В практике государственного регулирования экономики существует три уровня:
- макроэкономический, эффект от которого распространится на всю экономику;
- мезоэкономический, эффект от которого ощутит одна или несколько отраслей;
- микроэкономический, эффект которого направлен на поддержку конкретных предприятий.
Среди экономистов идут споры, какой из них должен быть приоритетным, но мы, судя по всему, решили пойти по пути микроэкономического стимулирования.
Токаев намерен предоставить помощь средним быстрорастущим компаниям с экспортной нацеленностью. По его мнению, эти компании могут выступить нашими «локомотивами» и в посткризисный период.
Если вы помните, подобные инициативы уже не раз предлагались и успешно проваливались – «30 корпоративных чемпионов» и прочие, названия которых уже никто не помнит, а деньги были освоены.
На мой взгляд, одним и тем же людям давать одни и те же поручения и ожидать иного результата немного наивно.
- Ну, давайте теперь расскажите о себе. Как Вы проводите время во время карантина?
- В рамках карантинной изоляции важно сохранить душевное равновесие и позитивный настрой. Эксперты советуют отвлечь себя полезными делами, на которые не хватало времени, и уделить внимание своему хобби.
Очень полезны творческие занятия – рисование, пение, музыка и т.д. Также в последнее время многие рекомендуют практику медитации и занятия йогой. Важно не забывать и об умеренных физических нагрузках в домашних условиях, так как гиподинамия не менее опасна для здоровья, чем вирусы.
Что касается меня, то я долгое время собирал материалы для написания научной работы, тезисы которой планирую опубликовать в международном академическом журнале с высоким импакт-фактором. Часто откладывал эту работу до лучших времен. Вот видимо это время настало.
- Что пожелаете казахстанцам в это тревожное время!
- Весь мир погрузился в пучину хаоса. Драматические изменения эпидемиологической ситуации коснулись практически каждого жителя нашей планеты.
Вирус массово поразил жителей такого глобального мегаполиса, как Нью-Йорк и уже добрался до самых отдаленных аулов в Кызылординской области. Это говорит высоком уровне вирулентности КВИ.
В этой связи всем нам важно жестко соблюдать требования карантина. Как бы нам не хотелось не перестраивать свой социально активный образ жизни, единственной эффективной мерой защиты от вируса является самоизоляция и соблюдение личной гигиены.
- Спасибо за интервью!
Руслан Косанов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 307