В истории Казахстана было немало трагических и драматических страниц. К таким страницам отечественной истории относятся и события Декабря 1986 г. в Алматы. В этом году им исполняется ровно 33 года.
Эти события произошли через год, как пришел к власти в СССР М. С. Горбачев и через год, как он инициировал так называемую «Перестройку». Уже в годы позднего Брежнева начались т.н. застойные явления в народном хозяйстве СССР, которые резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил.
Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими хозяевами на территории Казахской ССР. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, Казахстану доставались крохи, а то и вовсе ничего.
Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60% товаров, необходимых народу, завозились из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь искривленную, колониальную структуру экономики. Идеологический тоталитаризм и остаточный принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека.
Науки превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 по 1986 гг. в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. Казахский язык перестал функционировать во многих общественных местах и превратился в сугубо бытовой. Этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов.
И, наконец, возмущение вызывало явное противоречие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки. Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня и явились декабрьские события.
Поводом к ним послужила смена высшего руководства Казахстана. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение Советской властью самой же провозглашенных принципов.
В середине 1950-х годов началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и в нашу республику хлыла огромная волна «целинников» с европейской территории бывшего Советского Союза. Примечательно, что эта политика была направлена на раздел казахской земли и размывание национальной целостности и идентичности нашей республики.
Лидер советского правительства Хрущев выдвинул идею разделения Казахской ССР на Западный, Целинный края и другие, для того, чтобы потом северные и целинные территории Казахстана затем включить в состав РСФСР. Понимая такую «хрущевскую интернациональную политику», патриоты казахского народа стремились сохранить единство и целостность земли своих предков. Вот почему и была написана песня «Мой Казахстан» - это был протест против национальной политики Хрущева.
Стихи к этой замечательной и патриотической песне написал Жумекен Нажимеденов. Первой исполнительницей этой песня была любимица народа Жамал Омарова, в 1960-1970-ые годы ее часто передавало республиканское радио Казахской ССР. На мой взгляд, лучше Ж. Омаровой эту песню не исполнил никто.
Песня в исполнении Омаровой давало казахскому народу надежду, что Божья справедливость восторжествует и казахи не потеряют свою целостность и единство, и как народ, и свою землю! В декабре 1986 года в Алматы казахские студенты пели именно эту песню, которая давала им силы и героизм.
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки.
Это было воспринято, как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест. 17-18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.
Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов.
При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек.
Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма».
Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров».
Тем не менее, нужно подчеркнуть, что Декабрьские события 1986 г. в Алматы стали катализатором демократизации политической жизни всего Советского Союза и имели важное историческое значение как для народов СССР, так и всего мира. Кроме того, это было первое демократическое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР, которое открыло путь в стремлении казахского народа к независимости и суверенитету.
Еще Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике русификации – он объявил русский язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и государственным языком для самих республик и их жителей. Хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридических актов на этот счет. Третий его шаг был не менее антинациональным: именно брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в ее основу новую историческую концепцию.
Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой новой концепции: первый принцип – все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно; второй принцип – все национально-освободительные движения, противодействовавшие этому, были реакционными движениями; третий принцип – включение этих народов в состав старой царской империи было исторически прогрессивным актом для них.
Необходимо заметить, что в своем докладе к 60-летию образования СССР Андропов центральным пунктом своей национальной программы сделал старый утопический тезис большевизма о слиянии всех наций в одну нацию, тезис, от которого потом молчаливо отказался сам Ленин, когда возглавил многонациональную Россию. Однако после его смерти Сталин и его наследники вернулись к этому «первобытному ленинизму».
Независимый Казахстан с 1991 года под руководством Первого Президента страны – Елбасы Н. А. Назарбаева уделял самое высокое и серьезное внимание национальному вопросу или межнациональным отношениям в республике. Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются:
- учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики;
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- сохранение исторически сложившейся целостности республики;
- гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права.
Все эти принципы в настоящее время воплощаются в жизнь. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий.
Суверенный Казахстан с момента своего самостоятельного существования и развития трезво относился к русскому языку, пониманию его значимости и значения для народов-государств СНГ, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений. Это и определила языковую политику в Казахстане. «У нас все казахи, - говорил Первый Президент Казахстана - Елбасы, - прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны потерять».
В отличие от ряда других стран СНГ, в Казахстане никогда не было серьезных межнациональных конфликтов, что стало возможным благодаря Лидеру нации, который двадцать пять лет тому назад создал Ассамблею народа Казахстана. Некоторые СМИ РФ постоянно муссируют информацию о продолжающемся оттоке русского и русскоязычного населения из Казахстана, хотя эта тенденция не нова и продолжается не первый год.
Но этот отток не является вынужденным, а обусловлен, как и в любой другой стране, рядом факторов. Основной причиной миграции, что признает большинство экспертов, была и остаётся экономическая составляющая. Не секрет, что уезжают те, кто считал Казахстан продолжением России и временным местом проживания, а потому не был к нему привязан духовно.
Эти люди после распада СССР и стали потенциальными эмигрантами. А остаются те русские, которые срослись с Казахстаном и считают его своей родиной. Их ментальность разительно отличается от российской русской ментальности, а потому такие люди если и уезжают, то зачастую возвращаются назад.
Среди казахстанских русских практически нет тех, кто возражал бы против обучения своих детей казахскому языку. Русские выступают против политиканства в языковой сфере, против непрофессионализма, который не позволяет решить имеющиеся проблемы, а самое главное – против того, чтобы языковую проблему постоянно переводили в плоскость межнациональных отношений. В независимом Казахстане реально созданы полноценные и равные условия для существования и развития государственного-казахского и русского языков, а также всех других языков многонационального народа Казахстана, чего не было при СССР!
Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 28 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве. Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство прав и свобод всех, независимо от этнической или религиозной принадлежности.
Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, получил высокие оценки со стороны мирового сообщества и вызвал интерес стран со схожим полиэтническим составом населения. В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана - народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство.
Республика Казахстан сумела правильно и с учетом советского опыта в области национального вопроса, поставить так государственную политику молодого независимого государства – РК в деле межнациональных отношений, что те перекосы, которые были в бытность СССР, были успешно и эффективно преодолены и разрешены и теперь весь мир знает нашу Родину, как одно из самых стабильных государств мирового сообщества, где нет места национальным распрям, конфликтам, где все представители многонационального казахстанского народа живут в мире, согласии и дружбе!
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук.
Просмотров материала: 3 752