27 апреля 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Надо меньше колотить понты – акимы это должны понимать

На Медиакурултае, состоявшемся в прошлый четверг, говорили о состоянии медиарынка в период транзита. Отмечали, что власти , к счастью, слегка отпускают вожжи, есть либеральные решения, стали прозрачнее, доступнее, пооткрывали аккаунты в социальных сетях, где любой может написать напрямую. Руководитель проекта «Рейтинги: Акимы в соцсетях» Серик Мамбетов даже составил рейтинги открытости акимов в соцсетях.


- Серик, скажите - почему рейтинги? Это, как меня кажется, такое неблагодарное дело.

- Вы хотите сказать, что в стране (везде) развелось столько рейтингов, непонятно на чем основанных и вряд ли вызывающих доверие?

- По крайней мере, так все говорят, читатели, пользователи соцсетей…

- Ну, если о рейтингах говорят, не важно - вызывают доверие или нет, значит, они (рейтинги) каким-то образом цепляют аудиторию. И я уверен, что это именно так.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что большая доля населения (не только казахстанского) так или иначе, кто-то внимательно, кто-вскользь, кто-то профессионально, кто-то для информации, следит за спортивными соревнованиями. Будь то футбол, хоккей, теннис и прочие.

Следят за тем, кто или какая команда на каком месте находится. Турнирные таблицы - это ведь и есть те же самые рейтинги. Другой вопрос – какие критерии.

- Ну, в спорте победы, голы, очки и т.д. Я, как спортсменка, понимаю.

- Безусловно. Но в том же спорте есть еще куча других рейтингов. Возьмем тот же футбол, и поглубже покопатся можно обнаружить интересные цифры. К примеру, кто больше владел мячом, какой из полузащитников пробежал больше всех, а какой вратарь совершил больше всего сейвов. И много чего еще.



- Хорошо, это в футболе. А у вас – акимы, как их оценивать?

- Да, у нас акимы, и поле нашей (или акимовской) деятельности, т.е. мониторинга – это социальные сети. И это довольно узкий продукт.

В самом начале запуска проекта мы пытались объять необъятное (мы мониторили весь интернет), хотя, при нынешних технических и технологических возможностях, это совсем не проблема. Проблема заключалась в том, что данные мониторинга могли исказить всю аналитику.

- Почему?

- Мы же понимаем, что большинство СМИ имеет госзаказы, и это может стать ключевым фактором – они ведь плохое не будут писать про заказчика. И мы могли видеть кучу неоправданного позитива. Причем, за деньги. Джинсу, короче.

- И что вы сделали?

- Мы перестали их мониторить. Более того, мы перестали мониторить их странички в соцсетях, странички акиматов, акимов, управлений, всех бюджетных предприятий и организаций, которые так или иначе могли попасть под «влияние» главы региона.

- ?!

- Ну, гипотетически – может же дать команду писать про него любимого исключительно позитив?

- И скорее не гипотетически, а в реале. Ну, раз уж он платит этим СМИ, зарплату бюджетникам, а подчиненных просто заставить можно лайкать и комментить…

- Вот, Полина, ты сама продолжаешь мою мысль… Мы поняли, что если в мониторинге оставим лишь группы и только пользователей, то общая картина будет близка к реальной.

- А так называемые нурботы, фейки? О них ведь также много говорят?

- А как же без них (смеется). Интернет, соцсети никак не могут быть без них.

- А нейтрализовать как-то нельзя их? В глаза порой сильно бросаются.

- Мы не владеем технологиями как многие интернет-гиганты, но все же пытаемся отследить их и также удалять из мониторинга. Не всегда получается, но в большинстве случаев мы их видим, идентифицируем и оставляем не у дел. Но на место одного бота приходят другие, так что работы у нас хватает.

И это на совести тех, кто пытается таким образом улучшить свой имидж. Но мы ведь понимаем, что еще более ухудшает их позиции в глазах аудитории. А аудитория сейчас не такая как раньше – она уже различает, где мухи, а где котлеты.

- Еще один момент – позитивные месседжи об акимах можно ведь разместить платно в больших пабликах?

- Можно и, считаю, даже нужно. И не обязательно хвалебные оды, а обычную информацию, нужную гражданам. И это нормально. Но опять же некоторые злоупотребляют этим, и в большей степени для каких-то непонятных отчетов.

Другой разговор, если возмездно разместили в больших группах информацию, скажем, об АСП, об очередях в детсады или же другую полезную информацию. Но нередко мы видим посты о том, что тот или иной аким съездил туда, перерезал где-то ленточку, подарил квартиру.

- И тем самым получает большую аудиторию и попадает на высокие места в вашем рейтинге?

- Да, но он еще рискует получить не менее большую аудиторию по негативу – ведь под этим постом пользователи могут накидать кучу негативных отзывов. Тут вопрос - как подан тот или иной информационный повод, насколько профессионально написан (или снят, если это видео).

- С этим разобрались. По каким критериям вы оцениваете акимов?

- Во-первых, мы никак не оцениваем – мы мониторим, по 7-и показателям выводим цифры, смотрим, за счет каких инфоповодов сформировались эти цифры, даем баллы, вернее штрафные очки и выводим собственно рейтинг.

- Какие семь показателей?

- Первый – это число упоминаний акима в социальных сетях.

Второй и третий показатели – это аудитория позитивных и негативных упоминаний.

Четвертый – аудитория поста (сообщения).

Пятый, один из важных показателей – это вовлеченность аудитории - лайки, комментарии, перепосты. Понятно ведь, что не интересные посты и скучные инфоповоды вряд ли удостоятся внимания аудитории.

Шестой показатель – процент вовлеченности от аудитории поста. Это тоже не менее важный показатель – это говорит о востребованности того или иного автора поста или комментария. Условно – если пишет уважаемый блогер или просто пользователь, у него будет высокий процент вовлеченности его аудитории.

И седьмой показатель – это процент вовлеченных пользователей от численности населения того или иного региона (области). Мы же понимаем, что, скажем, население Туркестанской области значительно больше населения, к примеру, Северо-Казахстанской. И если не сравнивать соотношение в процентах, то южане всегда будут впереди северян. А это несправедливо.



- А что насчет штрафных очков?

- Полина, ты спортсменка, и ты, наверняка, понимаешь, что практически в любом виде спорта чем меньше штрафных баллов, тем выше место.

- Так и есть…

- И мы решили использовать именно такой подход. Каждое занятое место по каждому показателю и есть соответствующее количество очков, и, суммируя их, мы получаем итог. Чем меньше баллов, штрафных – тем выше место. Это довольно простой подход и вполне понятный большинству населения, пользователям.

- Вернусь к тому, что говорят. А некоторые говорят, что всё это заказуха!

- Насчет заказухи – вполне можно их понять. Потому что зачастую то, что делается в реалиях, не совсем сходится с тем, что на бумаге. И это практически во всех регионах, практически во всех районах.

Но когда говорят, что наш рейтинг – заказуха, я просто улыбаюсь. Так говорят люди, которые не понимают что это за рейтинг, которые не следили за всеми нашими обзорами (а их 45 в этом году). Буквально на днях я беседовал с одним из пользователей – человек (а может и чей-то фейк) вообще не в курсе – пришлось разжевывать по кусочкам.

Кроме того, мы не даем никаких оценок акимам – мы считаем цифры, которые получили в процессе мониторинга. Мы пишем обзоры, в которых показываем и рассказываем, откуда взялись эти цифры.

А что касается «зачем нам такой рейтинг» - да, зачем этим людям вообще рейтинг? Рейтинг не обязательно предназначен для экономистов, акимов, политиков, предпринимателей – он не помешает обычным пользователям соцсетей - думающей части пользователей, а не для тех, кто ежедневно занят, пардон, обсиранием всех и всего.

Другой вопрос, насколько наша методика верна, корректна и т.д. В любом мониторинге есть свои погрешности, ошибки и прочие вещи. Но я уверен, что в нашем случае эти незначительные просчеты не имеют большого значения.

Сейчас мы готовим новую методику по рейтингу – и акцент пытаемся сделать на реальную работу акимов, на реальную грамотную работу страничек акиматов, через которую должны быть выстроены коммуникации с населением, с пользователями. И здесь есть вопросы – особенно, к технарям, как реализовать наши думки.

- Новая методика может изменить расклад в вашем рейтинге?

- Вполне возможно. Всё будет зависеть, как будут работать акимы и их коммуникационные команды.

- То есть, снова всё отдать на откуп акиматовским ботам?

- Не совсем так, вернее, совсем не так. Мы же не можем сказать, что акимы совсем уж не работают. Так ведь? Но еще надо суметь показать ту работу, которую худо-бедно сделали.

Да, нерешенных проблем много. Любой город, аул – это живой организм, в которых ежедневно, круглосуточно нужно что-то решать, и если не показывать свою работу, конечно же, население будет отзываться в негативном ключе.

Другой вопрос как показывать, как освещать, на чем акцентировать? Вот этому нужно учиться. Если аким будет решать большую часть проблем вверенной ему территории, будет грамотно расставлять приоритеты, жители это обязательно оценят, и это обязательно мы увидим в социальных сетях.

- Так вы сами говорите, что соцсети пестрят как акимы ездят по аулам, открывают школы, убирают мусор, ругают подчиненных? Как и чему еще им работать и чему учиться?

- Просто сообщать о том, что сделал аким – это один вопрос. Другое дело, если он, к примеру, вовремя убрал сосульки, вовремя решил вопрос с углем, вовремя подготовил технику к уборке снега.

Это, в первую очередь, характеризует акима как грамотного менеджера. Согласись?! А то, что он бороздит просторы области и позирует перед камерами прессы, работающей по госзаказу – это понты. Впрочем, и понты можно колотить грамотно.

Учиться правильно и грамотно руководить, учиться правильно, грамотно, технологично подавать информацию о своей работе. Кстати, когда акимам говоришь о грамотном медиапланировании, у них зрачки расширяются до размеров вселенной. Справедливости ради, скажу, что не у всех.

- А учиться-то где?

- Да где угодно. Первым делом – жизнь учит. А еще мудрый гугл вам в помощь, пусть заходят в Википедию, читают советы и консультации Фэйсбука и Ютуба. Если не понимают – то обращайтесь, научим.

- Вы учите?

- Да, мы учим. Мы учим их быть ближе к населению, быстро и качественно решать те проблемы, которые озвучивают жители области или района. Глава государства понимает необходимость максимально правильного и грамотного использования социальных сетей в своей работе. И это понимание должно снизойти и до акимов – областных, районных, аульных. Ну, ведь любому нормальному человеку должно быть понятно, что технологии давно нужно использовать. И главное – чтобы во благо.

Повторюсь: если такая работа будет поставлена на конвейер, жители, пользователи будут довольны. И обязательно об этом напишут в соцсетях.

- Кстати, насчет поручения Президента всем акимам, чиновникам активизироваться в социальных сетях. Если они будут денно и нощно сидеть в соцсетях, то работать-то когда?

- Я считаю, что акимам не надо вообще сидеть там – для этого должна быть создана соответствующая служба, которая мониторит, анализирует, быстро решает небольшие проблемы, докладывает выше о более серьезных.

А серьезные проблемы, требующие времени и ресурсов, должны быть уже на карандаше акимов, и у него должно быть видение как и когда их решать, и об этом население должно знать. Опять же через СМИ, через социальные сети.

Ну, а если аким очень уж хочет светиться в соцсетях, то не вижу никаких проблем. Акимы тоже люди, со своими слабостями, хобби, интересами. Пусть пишут о рыбалке, об авто, о собственном огороде, а не о том, когда и куда съездил и какие вопросы решал.

Личный аккаунт акима – это личный аккаунт обычного гражданина. И там он не обязан рекламировать или пиарить деятельность местных властей и самого себя. Должна быть отлажена система коммуникаций с населением. Это как раз и есть то самое «слышащее государство», о чем говорят наверху.

- Вернемся к вашему рейтингу. Вы еще рейтинговали районных акимов?

- Не совсем так - мы рейтинговали странички районных акиматов. Это то, о чем я говорил выше. Должны работать официальные странички, а не отдельные аккаунты отдельных чиновников, в том числе, акимов районов.

Районный акимат - это то место, где решается большое количество проблем местного населения. И официальной площадкой, где будут размещаться нужная, полезная информация от акимата, а также будут обсуждаться насущные проблемы района, должна быть официальная страничка конкретного районного акимата.

А насколько эта страничка будет профессиональной, открытой, мобильной, зависит от акима района. В противном случае, население уйдет решать вопросы по группам в соцсетях, будет звонить по телеканалам и т.д. Что в общем-то и происходит. Поэтому акимам нужно брать инициативу в свои руки, если, конечно, хотят позитива в свой адрес и, возможно, расти выше.

- Хочу задать денежный вопрос. А рейтинги у вас платные? Или сколько стоит участие в рейтинге?

- Возможно, где-то подобное практикуется, но, ни за участие, ни за высокие позиции мы денег не берем. Как мне кажется, последнее должно караться через УК РК. Как можно тасовать цифры?

- Зачем вам лично или вашему ресурсу тогда такой рейтинг? Это снова вопросы в соцсетях…

- То же самое можно спросить у руководителя молочного комбината: Вы, мол, зачем производите кефир 2,5-процентной жирности, а не 3-процентный. Это наш продукт, мы уверены, что это интересно населению, дает просмотры на сайте, что, в конечном счете, может дать возможность привлечь рекламодателей.

Да и вообще, я житель аула, мне лично очень хотелось бы, чтобы акимы разного уровня лучше коммуницировали с населением, быстро и много решало проблемы, особенно, аулов.

- Вы тут недавно хвалили акима области за асфальт в вашем ауле…

- Это был шуточный пост, что-то вроде «На его спине солнце видим» (смеется). Да, может быть, и дошли мои посты до акима области, а может быть и план свой был у аульного, но так или иначе асфальт теперь есть. И еще: мы давно хотим футбольную площадку.

Население, пользователи говорят и должны говорить о проблемах, о властях, и именно в соцсетях. Мы должны держать в тонусе акимов. Приведу пример. Летом мы начали мониторинг страничек районных акиматов (а их по моему 163 по всей стране). Так вот, к началу мониторинга было не более 50 активно работающих страничек. А к ноябрю мы уже монитории около 115 страничек. Факт налицо – наверняка, это мы подвигли акимов районов работать в соцсетях. А вы говорите: Зачем?

- С чем и поздравляю. Успехов вам и вашим проектам. Спасибо за интервью.

Записала Полина Шиманская
Просмотров материала: 4 297

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 92 447 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 92 266 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 92 238 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 92 183 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 92 164 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 503 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 257 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 282 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 746 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 884 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 120 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 322 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 488 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 397 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 165 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 321 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 9 634 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 140 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 467 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 173 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 146 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 090 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 943 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 152 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 116 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 9 782 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 838 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 985 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 196 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 432 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 925 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 963 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 013 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 914 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 150 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 279 Просмотров





Опрос


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930