Однажды через наш Акбулакский район Оренбургской области проезжала делегация археологов. В Оренбурге проходила международная конференция, и группа учёных решила посмотреть быстренько на степные курганы и двинулась на автобусе по круговому маршруту Оренбург - Беляевский район - Акбулакский район - Соль-Илецкий район - Оренбург. И вот, мне как краеведу, районная администрация поручила показать путешественникам некоторые местные памятники. Тогда и произошёл тот курьёзный случай, после которого я и сам вплотную заинтересовался казахской древностью – до того больше средневековщину изучал.
Показал я учёным камни возле речки Бурти, курганы времён Тюркского каганата у родника по дороге с Карасая, гору Карсакбас, где по Геродоту проходили в раннем железном веке чествования скифского божества войны Ареса, святилище Солнца у Шкуновки и другие древние памятники, как уже недалеко от границы с Соль-Илецим районом - сломался автобус!..
Дело было уже под вечер, в соседнем Соль-Илецке профессоров ждал красивый ужин, подготовленный городской администрацией, а тут такая катавасия… Водитель стал чинить мотор, а мы пошли к рядом расположившемуся аулу, где жила тётя моего отца, дочь моего прадеда Бексултана – Канзада аже. Пили нежданные гости чай, беседовали. О курганах, о каменном, бронзовом и железном веках, о сарматах, скифах, тохарах и об Аркаиме.
«Какие молодцы были древние иранцы, индийцы-арии, - сказал один москвич, - такую высокую культуру здесь оставили, и город Аркаим в соседней Челябинской области построили, пять тысяч лет назад!..
Обсерватория, металлургия, в каждом доме металлургическая печь, есть руда, металл, но почему-то нет шлака и вообще нет мусора, частые пожары почему-то и очень малые посевные площади, разве можно с них прокормиться, при 7 центнерах зерна с 1 гектара?»…
Говорили и даже спорили между собой археологи о многом, в том числе, и об особенностях так называемой синташтинской культуры, к которой принадлежали аркаимцы. Один титулованный сторонник арийской теории в числе прочего с восторгом рассказывал и о том, что у тех древних был внутренний мягкий сапожок, в котором они ходили в доме, а при выходе наружу они надевали сверху его и наружную крепкую обувь…
При этих словах один из корифеев археологической науки, который все эти полтора-два часа с дружеской полуулыбкой глядел на спорящих, обратил внимание очередного оратора и всех остальных на мәсі сидевшей в комнате бабушки: «...вы спросите об этом сапожке у аже!»...
И Қанзада әже ответила, после чего уже никто не спорил, позастывали интеллектуали в некоем интеллект-шоке, а потом засобирались вдруг к загудевшему автобусу. Только два самых мудрых профессора, один из Молдавии, а другой сам открыватель Аркаима, беззвучно смеялись, прикрыв рты, наверное, над некоторыми утверждениями слишком горячих адептов так называемой индо-ирано-арийской теории…
Канзада аже говорила на казахском, я переводил на русский, и слова её выглядели на русском примерно так: «…я с интересом слушала ваш учёный разговор и поняла, что вы очень трудолюбивые люди, досконально изучаете историю нашей родной степи.
Как поняла, вы спрашиваете, об обуви, она у нас как была у наших предков, так и осталась, кожа для обуви как была так и есть. Что до Аркайыма, на Аркайыме были летние пастбища нашего аула!.. Весной в марте снимались с зимовки отсюда и шли со стадами в ту сторону, переходили через Жайык (река Урал), шли к Тоболу и даже к Сибири и Тюмени.
В 1830-х годах царские власти стали строить заградительную линию Орск – Троицк и дорога на Аркайым закрылась. Би нашего рода Жоламан батыр потребовал отменить строительство заграждения и поднял восстание. Мой прадед Мынбек, ему тогда было 20 лет, принимал участие в том восстании. Что касается мусора, то объясню на примере зимовки (кыстау).
Ведь до большевистской коллективизации 1930 года кыстау моего отца Бексултана стоял на правом берегу реки Кобда напротив-наискосок могилы Кобланды батыра, которая на левом берегу у аула Жиренкопа Кобдинского района Актюбинской области. До того кыстау отсюда, где разговариваем, будет километров сорок.
На зимовку приезжали осенью в сентябре, мыли, шпарили кипятком, красили, рвали во дворе траву, всё, что горит, сжигали. Что не горит – грузили на телегу, закапывали в специальных местах.
К природе относились бережно, перед пахотой и перед забитием скота просили у неё прощения: «сенің жазығың жоқ, менің азығым жоқ» - «на тебе нет вины, у меня - пищи»...
Если же об урожайности, то Шыганак Берсиев в Уиле, отсюда километров сто – он получал и 201 центнер проса с одного гектара!.. Ему за это орден Ленина дали, а немецкий писатель Бертольд Брехт книгу написал – «Тары». - Зачем траву во дворе сжигали? – так летом, если в степи будет пожар, он же к дому не подойдёт»!..
Тут профессор из Молдавии вдруг спросил: «А можно вон тот кинжальчик на стенке - посмотреть»?.. Аже мне: «..арғыаталарыңның асатаяғын қонақтарға көрсетші» - покажи посох предков!..
Молдавский археолог долго рассматривал тот артефакт и промолвил: «это же - жезл сарматского царя… ему две с половиной тысячи лет… откуда он у вас»?..
Аже – «как и мягкие сапожки, от предков»!..
– У вас такие предки?..
– Так у казахов простых родов нет. Да и у каждого человека на земле, в шежре найдутся достойные люди, на которых можно равняться в собственной жизни! Это сегодня многие думают, что люди всегда были такими мелкими, как сейчас.
Задумался на минуту мудрый археолог. Я ему: «Отца аже звали Бексултан, деда – Нугуман, прадеда – Мынбек. Среди древних есть Шанкы, по китайским летописям Шанью, то есть правитель-царь. Дальше Тогым, отмечен у Геродота как Тагимасад-Посейдон. Аргы Мак, то есть Майкы Первый – автор праязыка человечества»…
Тут грянул гудок и все ринулись к автобусу. Через час ждал всех сиящий огнями желанный соль-илецкий ресторан…
Торегали Казиев,
автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Сердце Мира», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии» и др. В 2018г. награждён Почётной Грамотой Союза Журналистов Казахстана, в 2019г. медалью Бокенбая батыра.
Актобе 28.10.2019г.
Просмотров материала: 2 136