Вице-министр финансов К.Баедилов презентовал в Мажилисе законопроект по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Казахстан, как и другие страны, должен бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. При этом важно, чтобы национальная система финансового мониторинга соответствовала международным стандартам. Соответствует или нет, на этот вопрос мы получим ответ по результатам оценки Республики Казахстан Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которую наша страна должна пройти в 2021 – 2022 годах. Для нас имеет большое значение получить положительные результаты оценки.
С этой целью связана необходимость принятия вносимого законопроекта.
С целью успешного прохождения взаимной оценки ЕАГ Республике Казахстан необходимо законодательно закрепить ряд новых стандартов, которые в настоящий момент не реализованы в национальном законодательстве, в том числе рекомендации, полученные в результате предыдущего раунда оценок.
Целями настоящего законопроекта являются:
Первое - создание механизмов реализации Резолюций СБ ООН;
Второе - внедрение международных стандартов и дальнейшее совершенствование национальной системы в сфере ПОД/ФТ;
Третье - совершенствование антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.
Рекомендациями ФАТФ предусмотрены новые требования, относящиеся к противодействию финансирования распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).
Так, законопроектом предусмотрено:
1) установление компетенции уполномоченного органа по финансовому мониторингу по составлению Перечня организаций и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ), на основании Резолюций Совета Безопасности ООН;
2) доведение данного Перечня до соответствующих государственных органов и субъектов финансового мониторинга для принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом;
3) межведомственное взаимодействие в сфере получения уполномоченным органом по финансовому мониторингу документов и информации в области экспортного контроля;
4) направление уведомлений в Комитеты Совбеза ООН о пересечении государственной границы лицами, включенными в данный Перечень.
В целях совершенствования действующих механизмов, относящихся к противодействию финансированию терроризма, законопроектом предусмотрено:
1. Изменение порядка формирования Перечня организаций и лиц, причастных к финансированию терроризма в части получения сведений непосредственно от Комитетов Совбеза ООН и расширение оснований для исключения из Перечня.
2. Полномочие государственных органов отказывать лицам из Перечня в государственной регистрации морских судов и, регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов.
3. Расширение списка операций, которые не подпадают под меры по замораживанию в отношении лиц из Перечня и членов их семей - для обеспечения их жизнедеятельности. Эти нормы должны способствовать исправлению лиц, осужденных за финансирование терроризма, полного отхода таких лиц от идей экстремизма и терроризма и их адаптации в обществе.
В целях реализации международных стандартов ФАТФ в законопроект включены новеллы, связанные с защитой некоммерческого сектора от использования в целях финансирования терроризма.
Предлагаемые меры в сфере ПОД/ФТ будут распространяться на благотворительные организации, а также религиозные объединения, обращающиеся за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями.
Некоммерческие организации (НКО) будут обязаны:
1) осуществлять переводы денег по обращению третьих лиц либо по собственной инициативе через организации, подлежащие регулированию и надзору;
2) представлять по запросу КФМ информацию, необходимую для проведения финансового мониторинга;
3) хранить не менее пяти лет информацию о проводимых операциях и учредителях;
4) направлять в КФМ информацию в случае наличия у НКО подозрения об ее использовании в финансировании террористической деятельности.
Законопроектом предлагается создать Межведомственный совет, на котором будут вырабатываться меры, направленные на снижение рисков отмывания денег и финансирования терроризма, и рассматриваться результаты реализации мер.
Основными задачами данного Совета будет являться:
1) выработка политики в сфере ПОД/ФТ;
2) выработка и координация реализации госполитики;
3) повышение эффективности мер в сфере ПОД/ФТ;
4) реализация мер, направленных на снижение рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.
Данный Совет будет:
1) рассматривать и одобрять отчет по оценке рисков легализации отмывания доходов и финансирования терроризма;
2) принимать решения о мерах по снижению рисков;
3) направлять ГО рекомендации по снижению рисков легализации отмывания доходов и финансирования терроризма и оценивать результаты таких рекомендаций.
В целях реализации Рекомендаций ФАТФ законопроектом предусматривается: 1) образование Фонда конфискованного имущества в виде отдельной системы учета (базы данных). Компетенция по ведению этой базы данных закреплена за уполномоченным органом в сфере государственного имущества;
2) регламентация международного сотрудничества уполномоченных органов по розыску и возврату преступных активов;
3) ведение специального учета сумм, полученных преступным путем, подлежащих возвращению и возвращенных в Республику Казахстан.
Уполномоченный орган в сфере финансового мониторинга наделяется полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении 5 субъектов финансового мониторинга, у которых отсутствует государственный орган-регулятор.
В статью 214 КоАП внесены следующие изменения:
1. Снижены размеры санкций за нарушения законодательства ПОД/ФТ с учетом тяжести и последствий нарушения.
Например, если в настоящее время штраф для физических лиц по статье 214 КоАП составляет 100 МРП независимо от тяжести нарушения, то законопроектом предлагается снизить штрафы от 50 до 20 МРП.
2. Исключается ответственность за неисполнение
Правил внутреннего контроля;
3. Устанавливается ответственность за:
- неисполнение программы подготовки и обучения субъектами финансового мониторинга;
- отказ от предоставления информации по запросу уполномоченного органа.
В целях реализации международных стандартов ФАТФ и дальнейшего совершенствования системы финансового мониторинга вносятся изменения и дополнения по 2 направлениям:
1. Регламентированы процедуры международного взаимодействия для уполномоченных органов в сфере ПОД/ФТ.
2. Внесены изменения в процедуры:
- надлежащей проверки клиентов;
- выявления подозрительных операций;
- направления дополнительных запросов;
- уточнены сроки направления сообщений о подозрительных операциях.
Предлагаемые нормы носят превентивный характер и направлены на повышение безопасности национальной финансовой системы, защиту субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций от использования для отмывания денег и финансирования терроризма.
Выполнение международных обязательств будет способствовать повышению инвестиционного имиджа нашей страны как безопасной страны с прозрачной финансовой системой.
Пресс-служба Министерства финансов РК
Просмотров материала: 904