Агропромышленный комплекс, а, особенно, аграрная наука на сегодня в тренде. Проходят разного рода форумы, круглые столы, выставки, с приходом нового руководства активизировался НАНОЦ, интерес к отрасли проявляют депутаты и даже сам Глава государства, который буквально пару дней назад акцентированно говорил об аграрной науке. В связи с этим я решил побеседовать с председателем правления НИИ «Плодоовощеводства» Сериком Садыковым. Благо, был повод.
- Серик Тюлеубаевич, буквально на днях вы провели День сада! Насколько известно, такое мероприятие в Казахстане проходит впервые. Вы удовлетворены как он прошел?
- Мы ставили себе задачу собрать хотя бы 10% казахстанских садоводов в одном месте. А всего их в стране, по данным НПП Атамекен, более 5000. Из них 350 фермеров посетило наше мероприятие, что тоже считаю очень неплохо.
Второе, мы – Институт Плодоовощеводства - не ставили задачу заявлять о себе, говорить о своих достижениях, а выступили дискуссионной площадкой и хотели собрать максимально возможное число участников этого рынка и дать им выступить.
Третье, предложили казахстанским питомниководам организовать шоу-рум их саженцев. Многие питомниководы откликнулись и выступили нашими партнерами «Дня сада», смогли показать свою продукцию и подробно о них рассказать.
Более того, мы знаем, что уже заключен контракт на поставку саженцев.Ну, а остальные, как минимум, имели возможность познакомиться с потенциальными партнерами, обсудить возможности сотрудничества.
- И Институт, наверняка, тоже мог воспользоваться своей же площадкой?
- Да. Мы презентовали свою Концепцию Стратегии развития садоводства, предложили свое видение в решении проблемных вопросов. И наши предложения в целом были восприняты позитивно.
- Так сразу?
- Наша позиция была достаточно знакома участникам рынка, так как еще до проведения Дня сада мы встречались с отраслевыми ассоциациями и проговаривали острые вопросы.
- Сами участники говорили, что им мероприятие понравилось и выразили надежду, что оно будет не последним…
- Да, и мне об этом не раз говорили участники и гости Дня сада. Другой вопрос – я убежден, что надо проводить масштабнее. И масштабнее раза в два.
После Дня сада мне звонили многие фермеры, садоводы, питомниководы, представители компаний-производителей оборудования для сельского хозяйства, производители техники – как оказалось, они не владели информацией о проведении мероприятия.
Конечно, мы старались использовать (по возможности) все инструменты для информирования, но, к сожалению, не успели донести до всех. Это обстоятельство мы учтем, и подготовку к следующему Форуму нужно будет начинать как минимум за полгода.
Второй момент – если в этом году у нас было 20 партнеров, то на следующий год нужно предусмотреть шатры уже для 40-50 партнеров. Ну, и, соответственно, садоводов тоже должно быть значительно больше.
С другой стороны, именно в это время идет уборка урожая. Но, несмотря на это, фермеры, пожертвовав своим драгоценным временем, приехали в Алматы, чтобы посетить День сада, за что я им безмерно благодарен.
- Ну, если участники довольны мероприятием…
- Как я уже говорил, что в целом участники довольны, и отзывы очень неплохие. Вот прошла почти неделя после Дня сада, нам не перестают звонить садоводы, питомниководы.
Один момент – когда началась официальная часть мероприятия, всех участников и гостей Дня сада мы пригласили в Головной шатер, но мы не могли оторвать их от шатров партнеров. Это, безусловно, говорит о том, что им было интересно. Садоводы были интересны поставщикам, поставщики – садоводам. И это самое главное.
День сада посетило более 500 человек (с учетом 350 садоводов), если быть точным 527. Так вот, я уверен, что эти 527 человек – это те люди, которым небезразлична судьба казахстанского садоводства. И я очень рад, что они у нас есть.
- И еще интересная цифра – прошел ровно год после вашего назначения на должность руководителя НИИ. Наверняка, вы отчитываетесь у вышестоящего руководства, но вот для научной (и не только) общественности было бы интересно, что было сделано за этот год в институте…
- Да, действительно прошел год и одна неделя со дня моего назначения. Что мы делали? Мы немного поменяли Стратегию, и, проанализировав работу за последние лет 10, мы увидели, что пути науки и бизнеса разошлись. Вся работа, которая велась в институте, оказалась не совсем востребованной у бизнеса. И мы начали искать связь с бизнесом.
Мы начали выстраивать взаимоотношения с профильными ассоциациями сельхозтоваропроизводителей. Это Ассоциации садоводов, картофелеводов, овощеводов, по защищенному грунту, ягодников, орехоплодных культур. Именно эти взаимоотношения, знакомства позволили нам наладить связь между наукой и бизнесом.
- И бизнес пошел к вам...
- Я могу сегодня заявить со всей ответственностью о том, что бизнес повернулся лицом к науке. И это очень большое достижение для нас.
Потому как ни для кого не секрет есть бизнесмены, есть фермеры, которые в год по нескольку раз посещают все выставки, есть те, кто тесно связан с зарубежными институтами, и они сами могут прочитать нам лекции.
Но мы, обладая 60-летней историей, научной базой, кадрами, являясь научно-исследовательским институтом, мы должны организовать и проводить эту работу.
- Например?
- В феврале этого года мы провели круглый стол по картофелю в Павлодаре, на базе павлодарской сельскохозяйственной опытной станции и открыли там Центр картофелеводства.
Круглый стол прошел именно по сортам картофеля. Мы хотели понять, чем наука может быть полезна для бизнеса, в конкретном случае картофелеводам.
- И какая была реакция у фермеров?
- К сожалению, многие участники круглого стола отнеслись скептически. И это объективно. Они были убеждены, что наши отечественные сорта не могут конкурировать с зарубежными по лежкости, восприимчивости, урожайности, вкусовым качествам.И тогда мы предложили фермерам взять на пробу по 2-3 мешка семян картофеля и попробовать высадить.
- Бесплатно!
- Конечно, бесплатно. Мы предложили на выбор 4 сорта, но лишь одно крестьянское хозяйство «Маяк» (крупнейшее в стране) выразило готовность сотрудничать с нами.
- Лишь один?
- Один. Я же говорю – остальные отнеслись скептически. Причем, он решил взять не 2-3 мешка, а до 30 тонн семян. Сказано – сделано, мы собрали 3 сорта и отгрузили 25 тонн.
Так вот – к чему я? Буквально недавно мы снова выехали в павлодарский регион, где и встретились с руководством этого крестьянского хозяйства. И знаете что – именно те поля, которые были высажены нашими семенами дали результат по урожаю от 35 до 45 тонн с гектара, тогда как европейские сорта дают 20-25 тонн, на их же полях.
- Впечатляет!
- Здесь, конечно, вопросов много, и со мной эксперты могут поспорить, мол, зарубежные должны давать и до 50 а то и 80 тонн. Но в условиях засухи именно наши сорта показали отличный результат.
Теперь мы договорились с КХ «Маяк», что мы и на следующий год поставим им элитный семенной материал и постепенно, в течение нескольких лет проведем сортообновление.
А после того, как будет убран урожай, мы проведем еще один круглый стол в Павлодаре, и мы думаем, что примеру «Маяка»
последуют и другие.
- Какие еще наработки есть?
По картофелю мы видим перспективы. Есть одна компания Фарм Фритес, транснациональная компания, имеющая 6 заводов в разных странах, является одним из поставщиков картофеля фри для «Макдональдс», KFC, Кинг Бургери т.д. Так вот – один из заводов должен строиться под Капчагаем!
Соответственно, заводу нужен картофель по требованиям и стандартам этой компании, ну а тем, кто будет выращивать картофель на переработку нужен будет семенной материал, подходящий к условиям Алматинской области.
Во время поездки в Европу мы договорились с генеральным директором Фарм Фритес и их поставщиками семян о том, что наш Институт, начиная с 2020 года, возьмет 5 сортов на испытание, и эту работу будем проводить совместно на постоянной основе.
- Классно. Значит, у ученых будет работа не на один день. А что еще кроме картофеля?
- Есть еще и лук репчатый. В Шенгельдинском массиве – это самый лукопроизводящий регион Алматинской области, в компании «Нур-Агро» мы провели обследование полей. И на сегодняшний день уже предоставили им экспертное заключение и заключили соглашение об агросопровождении этой компании, аналогично, как и по картофелю.
Кроме того, у нас сложились неплохие взаимоотношения с виноградарями Енбекши-казахского района Алматинской области, ведь у нас в коллекции есть очень неплохие сорта винограда технических сортов, в том числе отечественной селекции. И на днях мы провели переговоры с компанией «Торежайлау» (торговая марка Arbavine), винзаводами Иссык, Тургень по внедрению отечественных сортов винограда, по взаимодействию.
Результаты нашей работы по свекле, луку, моркови, которую мы проводили на опытных полях с компанией «Байсерке Агро», мы продемонстрировали лично министру сельского хозяйства. Сапархан Кесикбаевич остался очень доволен. Он на месте дал поручения активизировать работу по отечественным сортам.
Мы также активизировались по семеноводческим хозяйствам. Именно поэтому мы инициировали создание Ассоциации производителей посадочного материала плодовоягодных культур (в состав которой вошли все аттестованные питомниководы Казахстана) и стали ее ядром.
Была проведена большая работа, велись переговоры, и на сегодняшний день – Институт ведь тоже выращивал саженцы – мы перестали конкурировать с питомниководами. Наоборот, мы начали помогать им. Что так и должно быть.
Говорить о питомниководах можно долго. Отмечу главное – в конце октября мы предложим комплекс мер по обеспечению отечественных товаропроизводителей качественным сертифицированным посадочным материалом.
- Что включает в себя этот комплекс мер?
- Первое, это внедрение европейских стандартов, потому что без стандартов никуда. Второе - создание кластера элитсемхозов и питомниководов. И первые шаги в этом плане мы уже сделали – создали Ассоциацию питомниководов. Нечто подобное мы делаем по картофелю.
После того, как мы внедрим стандарты и создадим кластеры, научим питомниководов выращивать правильный посадочный материал и предложим сельхозтоваропроизводителям наш посадочный материал, мы будем просить приостановить выплату субсидий на импорт саженцев.
- Даже так?
- Да!
- Революционно! Не хочу спрашивать, что подумают импортеры…И на какой период?
- Лет на 7. Это продиктовано тем, чтобы наши питомниководы встали на ноги. Конечно же, сначала внедрим стандарты и совместно с питомниководами предложим рынку качественный сертифицированный посадочный материал. И мы не просим дополнительного финансирования на поддержку – эти же деньги, которые уходили за границу, мы просим оставить здесь, в стране.
И еще одна мера – четвертая – это инвентаризация земель. Мы должны знать, сколько земель у нас фактически занято, какие земли пригодны у нас для сада, какие для овощей. Эта работа займет 2-3 года, и тогда мы точно сможем заявить какой потенциал у Казахстана и что мы можем предложить.
И пятое. После того, как мы проведем эти работы, нужно – самое главное - внести изменения в Программу орошаемого земледелия, куда будет включаться и выращивание овощей, внести изменения в Программу интенсивного садоводства и назвать ее Государственной программой садоводства.
- А как быть с мировым опытом? Не опустится новый железный занавес?
- Безусловно, нам нужно изучать мировой опыт. Конечно же, приоритетом для Института будет селекционная работа,популяризация отечественных сортов, наряду с указанным одним из направлений новой стратегии Института является -интродукция. Это должны быть релевантные коммерческие сорта, которые пользуются спросом на рынке на сегодняшний день.
И именно Институт, а не частный бизнес, должен заниматься ввозом новых сортов, а после испытаний сорта, обладающие наиболее хозяйственно полезными признаками, предложить фермерам для выращивания в том или ином регионе.
И не только. Мы должны на постоянной основе вести совместную работу с зарубежными коллегами. И на выходе давать бизнесу уже готовые решения.
- Всё, что вы делаете, может быть, скажем так, отдельным крупным участникам рынка. Были ли какие-то преграды, проблемы, объективного и субъективного плана?
- Для того, чтобы решить вопрос, задачи отрасли нужен комплексный подход. Здесь и наука, и семеноводческие хозяйства, и передовые технологии, и финансовые институты, обучение, к примеру, от НПП Атамекен, и цифровизация, и государство, и бизнес. Это пазлы большой картины. Именно поэтому мы проводили День сада в таком формате, чтобы здесь были все.
И я должен с ними работать. Конечно, нужно защищать интересы Института, но есть еще вопросы всей отрасли, без решения которых Институту и нашим ученым не будет комфортно. Надо находить консенсус, что мы и делаем. И здесь не только интерес отдельных отраслей, участников рынка, а присутствует государственный интерес.
- А как с коллективом и с вышестоящим руководством?
- И в коллективе Института есть понимание. Да и в целом, ни с руководством, ни коллегами не вижу каких-то проблем и преград. Надо просто работать, и работать на результат.
- Каковы планы института и горизонт планирования вообще?
- В первую очередь, ни в коем разе не останавливаться на достигнутом. Как бы сложно не было, надо идти дальше. И мы знаем цели и задачи, которые перед нами стоят, видим решения этих задач. И здесь мы видим понимание нашего руководства.
Буквально вчера назад Глава государства, выступая на совещании, поставил четкие задачи перед нами, перед аграрной наукой. Вопросы развития агропромышленного комплекса и аграрной науки будут обсуждать на выездном заседании Комитета Сената.
Очень радует внимание Президента и депутатов, и у нас есть шанс показать свои достижения, рассказать о поставленных перед нами задачах, проблемах и о нашем видении их решения.
- Кстати, о господдержке, и не обязательно деньгами. Буквально в День сада вы встречались с акимом ВКО Даниалом Ахметовым…
- Всем главам регионов мы высылали приглашения на День сада, в том числе, и акиму Восточно-Казахстанской области. Но в связи с плотным графиком Даниал Кенжетаевич не смог посетить мероприятие, но все же нашел время и приехал в наш Институт на встречу с учеными.
- О чем говорили?
- С акимом мы обсуждали потенциал развития сельского хозяйства в Восточно-Казахстанской области. Наши ученые предложили возможность замены зарубежных семенных материалов нашим - отечественными сортами нашей селекции. Обсуждали вопрос создания специализированного элитного семеноводческого хозяйства картофеля в ВКО.
Мы презентовали наши возможности по комплексному техническому аудиту предприятий занятых в сельском хозяйстве, исследованию почв, болезней и т.д., а также выразили готовность дать рекомендации фермерам по культурам, по сортам, по технологиям выращивания. Ну, и, соответственно, предложили агросопровождение фермеров от одного до пяти лет.
Даниал Кенжетаевич поддержал наши предложения, и отметил, что интересно будет работать в этом плане. И уже осенью, после уборки, мы надеемся, что проведем круглые столы в Восточно-Казахстанской области по самым разным культурам.
Аналогичные неплохие взаимоотношения сложились у нас с акиматами Жамбылской, Павлодарской, Туркестанской областей.
- А акиматы других регионов?
- Здесь нет какой-либо дискриминации. Это те регионы, где и произрастают преимущественно фрукты и овощи.
Ну, и родная для нашего института Алматинская область (смеется). Если говорить о других регионах, то мы просто физически еще не дошли. Думаю, что это вопрос времени.
- Еще вопрос такой. Поговаривают, что ученые-агашки недовольны молодыми?
- Может быть, и могу допускать. В прошлом году было недопонимание с коллективом, но в основном с пожилыми учеными. Возможно, они были недовольны политикой привлечения молодежи – мол, рано еще доверять молодым. Но на сегодняшний день у нас полное взаимопонимание.
Доктора наук, академики, многие из них уже на пенсии, но сегодня они готовы делиться с молодежью опытом, знаниями.
Во-вторых, за этот период мы привлекли новые кадры и провели значительное омоложение кадров. И на сегодня, наверное, 50 на 50, а средний возраст ученых около 45-48 лет.
- И молодежь идет?
- Сложно, конечно, с нашими возможностями (особенно, финансовыми) привлекать талантливых молодых ученых, и сердце кровью обливается, когда они уходят в бизнес, за рубеж. Но все же есть молодые ребята, у которых горят глаза, готовые посвятить свою жизнь науке. И слава всевышнему, что есть хорошие примеры для них.
Особенно, интересно работать с теми молодыми учеными, которые прошли зарубежные стажировки, которые своими глазами видели передовые технологии и методы в науке. Им легче донести идеи, говорить об изменениях в институте, говорить о мировых трендах. И именно они должны реализовать все планы института в будущем.
- Спасибо Серик Тюлеубаевич за беседу. Желаю вам исполнения всех планов, желаний, и чтобы ваш институт был в авангарде отечественной аграрной науки.
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 3 625