Казахстанцы активно обсуждают предлагаемые новшества в сфере обмена валюты – Национальный банк РК предлагает ограничить время работы обменных пунктов и вообще, серьезно "усложнить" им жизнь. Корреспондент Zakon.kz получил от регулятора ответы на самые острые вопросы.
Проект Постановления "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 апреля 2019 года № 49 "Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан", находящийся на публичном обсуждении до 16 августа, вызвал шквал критики как со стороны владельцев обменных пунктов, так и у простых казахстанцев.
Наиболее спорные пункты в предлагаемом документе– об ограничении времени работы обменных пунктов с 10 до 19 часов, увеличение минимального размера уставного капитала для обменных пунктов до 100 миллионов тенге, а также необходимость регистрировать каждого клиента обменного пункта в базе данных со внесением паспортных данных.
Проект Постановления сейчас доступен на портале открытые НПА, и вызвал бурное обсуждение.
- Почему законодательно определяется режим работы частной компании? В связи с чем продиктован лимит с 10 утра до 7 вечера? Почему выбрано именно это время? А если человеку срочно надо уезжать зарубеж или наоборот иностранный турист только приехал в Казахстан и ему нужно обменять местную валюту? Почему не изучался международный опыт (Узбекистан), где ограничения в продажи валюты породили собой появление черного рынка? – задался вопросом Ануар Жуман.
Тимур Хан уверен, что ограничение времени работы обменных пунктов, а также необходимость регистрации данных по всем операциям, приведет к расцвету нелегальных "меняльщиков" и соответственно, к криминализации данной сферы деятельности.
- В целом все предлагаемые поправки направлены на устранение легальных пунктов обмена валюты с данного рынка предпринимательской деятельности и идут в разрез с политикой правительства по либерализации предпринимательской деятельности, - считает он.
Комментаторы уверены, что существует большой риск закрытия мелких обменных пунктов, если норма о столь высоком уставном капитале, причем для всех регионов, будет утверждена.
- Реальные внутридневные обороты по кассе (покупка-продажа иностранной валюты) не превышают в среднем 25 - 30 млн тенге в Алматы и Нур-Султане. В других городах обороты составляют не более 5 – 10 млн тенге в день. Отсутствие возможности выделения дополнительных денежных средств на увеличение уставного капитала, возникнет у 50-70% уполномоченных организаций в городах Алматы и Нур-Султан и у 70-90% в других городах Республики Казахстан, что в свою очередь, приведет к массовым закрытиям большинства обменных пунктов, а также к уменьшению конкуренции и монополизации рынка обменных валют. Требование о минимальном размере уставного капитала 100 000 000 тенге "удушит" малый и средний бизнес. Останутся только гиганты, но и они будут вынуждены сократить количество точек, - пишет Жамиля Назарметова.
Ее в комментариях поддержали владельцы обменных пунктов Северо-Казахстанской области и других регионов страны.
Да и простым казахстанцам придется несладко – в случае принятия Постановления в нынешнем виде придется менять валюту строго в рабочий день, да и туристам по прилету в Казахстан негде будет купить тенге.
Одним словом, проект Постановления вызвал немало опасений. Мы обратились с официальным запросом в Национальный банк, задав самые острые вопросы, волнующие население и бизнесменов в связи с предлагаемым документом. Публикуем ответы регулятора.
- С чем связано внедрение нового пункта 33-2 об ограничении режима работы обменных пунктов с 10 до 19 часов? О каких мерах безопасности идет речь?
- Внедрение ограничения режима работы обменных пунктом, прежде всего, связано с вопросами безопасности как для самих обменных пунктов, так и для населения.
- Что делать иностранным туристам, которые прилетят ночью в Казахстан и им нужна будет местная валюта?
- Национальный Банк готов рассматривать предложения улучшающего характера, такие как обеспечение обменными пунктами аэропортов, железнодорожных вокзалов, уровень капитализации в разрезе регионов и другое.
- Просчитывался ли ущерб сфере туризма от возможного внедрения пункта 33-1?
- В Казахстане хорошо развиты системы денежных переводов, широко применяются платежные карточки, мобильные переводы, позволяющие оплатить услуги быстро с минимальными издержками. Поэтому ущерб для туризма исключен.
- Почему Нацбанк хочет ограничить казахстанцев в праве менять валюту в любое время суток?
Решение о внесении поправки относительно графика работы обменных пунктов принято после изучения мирового опыта. В таких туристически развитых странах, как Италия, ОАЭ, Тайланд, режим работы пунктов обмена валют ограничен только дневным временем.
Это может создать определенные неудобства для ряда обменных пунктов, им потребуется пересмотреть формат работы, оптимизировать издержки, но главное максимально исключить угрозы для клиентов.
Отмечаем, что это проект, который обсуждается с общественностью. Мы собираем мнение от широких слоёв населения, предпринимателей, экспертов финансового рынка.
- Сколько действующих обменных пунктов сможет продолжить деятельность, если пункты 6,7,8 Постановления "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 апреля 2019 года № 49 "Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан" будут изложены в том виде, в котором оно выставлено на портале Открытые НПА?
- Текущий уровень уставного капитала обменных пунктов сформирован только для соблюдения требований, что не может быть взято за основу оценки количества обменных пунктов, которые продолжат деятельность. Очевидно, что решение о продолжении деятельности с увеличением уставного капитала либо прекращении деятельности может быть принято собственниками обменных пунктов.
- Ожидает ли Нацбанк, что увеличение минимального размера уставного капитала уполномоченной организации до 100 миллионов тенге для всех регионов приведет к закрытию большинства обменных пунктов в Казахстане и, как следствие, монополизации рынка обмена валют банками второго уровня?
- Курсы валют складываются на дневных сессиях Казахстанской фондовой биржи, а обменные пункты самостоятельно устанавливают курсы покупки-продажи валюты с учетом соотношения спроса и предложения. Режим работы обменных пунктов, в свою очередь, не влияет на ценообразование.
Для потребителя конкуренция должна поддерживать справедливое рыночное ценообразование на валюту. У нас с 2015 года действует режим свободно плавающего обменного курса. Валютный курс складывается на основании реального спроса и предложения на валюту.
- Сколько обменных пунктов и уполномоченных организаций в сфере обмены валюты в Казахстане на данный момент обладает уставным капиталом более 100 млн тенге?
- Текущий уровень уставного капитала обменных пунктов сформирован только для соблюдения требований, что не может быть взято за основу оценки количества обменных пунктов, которые продолжат деятельность. Очевидно, что решение о продолжении деятельности с увеличением уставного капитала либо прекращении деятельности может быть принято собственниками обменных пунктов.
- Почему в проекте постановления не учитывается уровень доходов по регионам? Почему минимальные требования предлагается сделать не дифференцированными?Как общественность может повлиять на то, чтобы предлагаемый проект Постановления "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 апреля 2019 года № 49 "Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан", опубликованный на портале НПА 2 августа и находящийся на общественном обсуждении до 16 августа, был изменен в части пунктов 6,7,8,33-1 и 33-2?
- Проект постановления Правления Национального Банка размещен на общедоступном портале открытые НПА с целью публичного обсуждения. Проект постановления уже направлен на рассмотрение в Ассоциацию финансистов Казахстана и Национальную палату предпринимателей "Атамекен". Ведется обсуждение.
Просмотров материала: 1 099