Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев рассказал о том, что президента Французской Республики Эммануэля Макрона ожидают с визитом в Казахстан. «Принял Министра экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэра. Сотрудничество двух стран характеризуется высокой динамикой и большим потенциалом. В повестке – крупные проекты, которые будут реализованы в ближайшее время, в т. ч. и в сфере экологии. Ожидаем визит президента Э. Макрона», — написал Касым-Жомарт Токаев в своем твиттер-аккаунте.
Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей и служит примером для других государств. Франция явилась одним из первых государств, с которым Казахстан подписал Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой от 23 сентября 1992 года.
Эффективная реализация внешнеполитического курса Франции, безусловно, зависит от личности президентов. Анализ внешнеполитического курса президентов Франции показывает, что «наследники Ш. де Голля переняли не только стиль, но и содержание политики первого президента V республики. Несмотря на смену личностей и политические изменения, все президенты Республики действовали в унисон.
В этой области преобладала преемственность». Франция одна из первых признала независимость Республики Казахстан. В 1992 году в первом концептуальном документе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» Первый Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отмечал, что «политику вхождения в мировое сообщество необходимо строить с учетом должной оценки возможностей партнерства трех главных центров рыночной системы – США, Японии и Западной Европы, памятуя о том, что именно они выступили побудительной силой интенсификации мирохозяйственных связей. Взаимодействие с ними открывает также путь в международные финансовые институты».
Таким образом, заложив прочную основу для реализации двусторонних и многосторонних отношений со странами мира, наша страна стала входить в мировое сообщество.
Договор предусматривает проведение регулярных консультаций на соответствующих уровнях для обмена мнениями как по двусторонним отношениям, так и по международным проблемам, представляющим общий интерес. Особо данные консультации касаются основных вопросов безопасности и сотрудничества в Европе, ставя перед собой задачу наиболее полного сближения своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведение совместных или согласованных действий.
Договор отразил намерения сторон развивать и укреплять контакты в военной области. Казахстан придаёт исключительное значение развитию отношений дружбы и партнёрства с Францией и рассматривает её в качестве одной из ведущих стран в Европе и мировом сообществе в целом. Внешняя политика Франции затрагивает так или иначе все страны мира.
В этой связи опыт Франции определяет определённый интерес для Казахстана, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления международной политики в условиях усиливающегося влияния интеграций. Отношения между Францией и Казахстаном в экономическом и торговом планах характеризуются своим динамизмом, взаимодополняемостью и потенциалом. Казахстан стал привилегированной зоной для французских инвестиций.
Таким образом, французско-казахстанские отношения начались сразу после провозглашения независимости нашей страны. 7 января 1992 года Французская Республика признала государственный суверенитет Республики Казахстан. 25 января 1992 года были установлены дипломатические отношения между двумя странами.
Важной вехой в развитии двусторонних отношений стал официальный визит Первого Президента РК Н. А. Назарбаева во Францию в сентябре 1992 г. Этот визит был ознаменован тем, что стал первой встречей лидеров двух суверенных государств Н. А. Назарбаева и Ф. Миттерана, а также подписанием основополагающего документа – Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве, который определил базовые принципы двусторонних отношений по всем направлениям.
Вышеназванный первый официальный визит дал импульс практической реализации двусторонней кооперации. Прилагаемый к данному Договору Протокол об экономическом сотрудничестве между Правительствами двух стран является неотъемлемой частью данного Договора.
Подписанный Договор заложил прочные правовые основы отношений между Казахстаном и Францией, который, в свою очередь, охватывает практически все стороны сотрудничества в различных областях. В тексте Договора говорится, что во взаимных отношениях обе стороны выступают в качестве равноправных суверенных государств на основе дружбы, взаимного доверия и тесного сотрудничества, при необходимости заключают другие договоры и соглашения для осуществления положения настоящего Договора.
В указанном договоре было сказано о том, что Республика Казахстан и Франция осуществляют политическое сотрудничество как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Они также признают общечеловеческие принципы свободы и демократии, а также сотрудничают в области защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в соответствующих международных организациях. Они объединяют свои усилия по обеспечению международной безопасности, предотвращению конфликтов и обеспечению действенности норм международного права в отношениях между государствами.
Стоит отметить, что с первых лет сотрудничества казахстанско-французский политический диалог приобрел достаточно регулярный характер. В политическом плане Казахстан и Франция достигли довольно высокого уровня взаимопонимания и придерживаются схожих позиций и оценок по самым злободневным проблемам современного мира. Франция в числе других ядерных государств предоставила нашей республике гарантии безопасности, рассматривая его в качестве гаранта стабильности в регионе и связующего моста между Европой и Азией.
В современный период сложившиеся казахстанско-французские связи охватывают практически все аспекты политического, экономического, научного, военно-технического сотрудничества. Однако, по признанию обеих сторон, потенциал эффективного взаимовыгодного сотрудничества пока еще далеко не реализован. Франция намерена наращивать свое присутствие в Казахстане. В течение последних лет частыми гостями Казахстана были французские предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных предприятий, 8 из которых занято в сфере материального производства. В Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм.
В целом, товарооборот между Казахстаном и Францией стал иметь положительную динамику. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопок, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции продукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного комплекса. Заметны объемы закупок косметической и парфюмерной промышленности. Перспективным видится взаимодействие двух стран в топливно-энергетическом комплексе, строительстве, транспорте, геофизике, агропромышленном секторе, сфере телекоммуникаций, управления воздушным движением, информатики, добыче и переработке драгоценных и редкоземельных металлов.
Франция играет заметную роль в утверждении нового мирового экономического порядка. Прежде всего, это объясняется высоким уровнем ее экономического развития. Франция занимает четвертое (после США, Японии и ФРГ) место по объему ВВП, третье место – по объему притока иностранных инвестиций, четвертое – по размерам своих инвестиций за рубежом. Следует отметить, что более 60 % объема экспорта и импорта Франции, преимущественно, приходится на торговлю со странами Европейского Союза.
Интерес Казахстана к Франции продиктован имеющимся солидным потенциалом экономического сотрудничества, наличием у Франции больших инвестиционных возможностей и высоких технологий. Высокопродуктивный аграрный сектор французской экономики также представляет для Казахстана особый интерес. На сегодняшний день аграрный сектор Франции по объему своей продукции занимает первое место в Европе и второе по масштабам его экспорта.
Таким образом, историческими предпосылками для сотрудничества Казахстана и Франции в торгово-экономической сфере стали внутренние процессы их экономического развития. В первую очередь следует указать на динамику и специфику приватизационных процессов, реструктуризации государственной собственности в Казахстане, которые определили темпы модернизации и сближения экономик двух стран.
На сегодняшний день отношения с Францией рассматриваются как один из безусловных, постоянных приоритетов внешней политики, представляющего собой в современных условиях один из существенных факторов экономического развития нашей страны.
Необходимо подчеркнуть, что заинтересованность в отношениях между Казахстаном и Францией лежит во взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве. Страны Европейского Союза отдают приоритет Республике Казахстан в виду ее особого геостратегического и географического положения, наличия крупного экономического, ресурсного, людского потенциалов.
Одним из главных приоритетов во внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан является открытость экономики. Признание Европейским Союзом Казахстана страной с рыночной экономикой в октябре 2000 г. позволяет утверждать, что сотрудничество между РК и Францией вышло на новый плодотворный этап, наметился прорыв на внешнеэкономической арене РК в европейском направлении.
Во взаимоотношениях между Республикой Казахстан и Францией приоритет отдается торгово-экономическим связям, уделяется большое внимание сотрудничеству в рамках программы ТАСИС, экологическим, культурным вопросам, проблеме борьбы с наркотрафиком в Центральной Азии. На сегодняшний день сотрудничество в сфере энергоресурсов и нефтегаза является также приоритетным направлением.
Керимсал Жубатканов, доцент Казахско-Русского Международного Университета, кандидат исторических наук
Просмотров материала: 1 372