Дионисиос Ставракас - директор по продажам корпоративных решений и решений в сфере цифровых преобразований компании Honeywell
– Каковы основные направления деятельности Honeywell в сфере цифрового производства?
– Помимо традиционных областей - автоматизации производственных процессов и производства контрольно-измерительных приборов, - Honeywell Process Solutions активно инвестирует в цифровые решения для промышленности. Разнообразие таких решений описывается концепцией Honeywell Connected Plant («Подключенное предприятие»), основанной на технологии промышленного Интернета вещей (IIoT).
Connected Plant объединяет три основных домена: связанные процессы, активы и персонал. В первом случае речь идет о цифровых близнецах, то есть виртуальных прототипах реальных промышленных процессов. Усовершенствованные системы управления анализируют производственные процессы, сравнивают их с моделью и помогают корректировать отклонения от оптимальных параметров. Благодаря таким решениям выход продукта увеличивается в среднем на 2%.
Говоря о подключении активов, мы имеем в виду внедрение систем мониторинга состояния оборудования. Сети датчиков и специализированное программное обеспечение позволяют в режиме реального времени отслеживать наименьшие отклонения в работе технологических установок, предвидя и предотвращая сбои оборудования. Благодаря этим цифровым технологиям время простоя сокращается на 10-15%, а обслуживание и ремонт подключенных устройств в среднем обходятся на 5% дешевле.
Сегодня не только оборудование, но и персонал могут быть подключены к сетям промышленного интернета вещей. Концепция Connected People (“Подключенный персонал»), становящаяся все более популярной, может помочь решить проблему старения персонала и нехватки квалифицированных сотрудников. Подключенный персонал получает удобный доступ к базе знаний и лучшим отраслевым практикам, даже если они находятся в удаленных частях промышленного объекта.
– Чем цифровые решения Honeywell отличаются от аналогичных решений, предлагаемых другими компаниями?
– Рынок продуктов и решений, основанных на цифровых технологиях, отличается очень высокой конкуренцией. Здесь работают многие компании, которые видят, насколько быстро расширяется сфера цифровой экономики, и стремятся удовлетворить возникающий спрос. Если попытаться определить нашу специфическую роль на этом рынке, то можно сказать, что мы реализуем в частности концепцию «Цифровой персонал». Предлагаемые нами платформенные решения и ПО, различные пакетные услуги типа «платформа как услуга» (Platform as a Service) или «программное обеспечение как услуга» (Software as a Service), выстраиваемая нами ИТ-инфраструктура, – все это направлено на совершенствование деятельности работников предприятий и улучшение условий их труда.
Кроме того, я бы отметил еще одну особенность. Honeywell –крупная компания, с многолетним опытом работы, в том числе на казахстанском рынке. Всё, что мы предлагаем, уже опробовано. Нашим заказчикам не обязательно приобретать точечные решения, чтобы посмотреть, что будет происходить на производстве и будет ли это соответствовать заявленным параметрам. Услуги и продукты, которые мы предлагаем, гарантированы нашим опытом и результатами реализованных проектов.
– Как вы строите работу со своими клиентами?
– В Казахстане, России, Украине и др. странах, где мы работаем, промышленные компании проявляют высокую цифровую активность и реализуют проекты, базирующиеся на цифровых технологиях, например, «умный рудник» или полностью автоматизированный производственный участок. Но единого подхода к цифровизации нет, поскольку даже предприятия одной и той же отрасли могут быть не похожи друг на друга, особенно, когда мы говорим о цифровом производстве. По степени готовности к нему компании находятся на разных этапах развития.
Поэтому мы начинаем с того, что проводим обследование, чтобы выяснить, чем они располагают и что хотят улучшить. Обследовав, например, несколько ГОКов и металлургических заводов, мы видим, что многие имеют автоматизацию первого уровня, а кто-то предпринимает следующие шаги в этом направлении – использует мобильные предложения, интеллектуальные устройства.
На основе полученной информации мы разрабатываем дорожную карту, рекомендуя компании то, что ей нужно на данном этапе для повышения собственной эффективности. Имея перед глазами полную картину, мы точно знаем, чего хочет заказчик, каков уровень его технологической базы, каковы его сильные стороны и узкие места. Без такого знания даже самая передовая разработка остается всего лишь концепцией – когда наступает момент внедрения, то начинают всплывать нестыковки, какие-то неучтенные факторы, возникают проблемы, которые приходится решать по ходу дела. Мы от такого сценария избавлены, поэтому успешно внедряем и базовую автоматизацию, и решения более высокого уровня.
– На каких платформах и ПО базируются разработки вашей компании?
– Honeywell имеет собственные ПО и платформы. Они относятся к третьему и четвертому уровням автоматизации, что обеспечивает практически весь объем потребностей производственного предприятия в части технологических процессов и операционного управления. Если, допустим, стоит задача усовершенствовать управление, то мы используем Profit Suite, а если речь идет об управления производством, то для этого создано MES-решение, которое, на мой взгляд, очень актуально для металлургических и горнодобывающих комбинатов.
В первую очередь мы стремимся опираться на собственные разработки и предлагаем системы автоматизации от Honeywell, но можем задействовать и системы других поставщиков. Если, например, компания-заказчик использует SAP ERP, для нас не составит проблемы интегрироваться в ранее созданную инфраструктуру. Либо мы можем объединить в одну систему решения Honeywell и других ИТ-компаний, если таково желание нашего заказчика.
.
– Насколько активны предприятия горно-металлургического комплекса Казахстана в вопросах цифровизации?
Мы отмечаем очень высокую активность со стороны предприятий ГМК Казахстана, чему, без сомнения, способствует позиция президента этой страны, который считает цифровизацию национальной экономики одним из государственных приоритетов. У всех крупных казахстанских компаний есть программы цифровизации, а у нас – возможность предлагать наши решения. В связи с этим мне было очень интересно самому побывать на нескольких рудниках по добыче золота и руд других металлов, познакомиться с работой предприятий алюминиевой отрасли. Могу сказать, что там очень серьезно относятся к вопросу цифровизации. Есть программы для предиктивного мониторинга оборудования, решения для цифровой логистики, для оптимизации управления. При этом еще многое нужно сделать. Во-первых, необходима надежная базовая инфраструктура, и мы готовы помочь компаниям решить эту задачу. Во-вторых, необходима подготовка и обучение персонала для эффективной работы на цифровых производствах. У нас для этого есть специальные решения с использованием носимых устройств и технологий виртуальной и дополненной реальности…
– Может ли Honeywell предлагать и реализовывать комплексные решения: например, сформировать полностью автоматизированную «умную шахту» или «умный завод»?
– Когда мы говорим об автоматизации производства, то придерживаемся следующего подхода: главное – сделать работу персонала более эффективной, автоматизировав рутинные процессы, и повысить уровень безопасности труда, особенно на таких объектах, как шахта, где риски для человека все еще недопустимо высоки. Когда мы работаем над подобными проектами, то прежде всего смотрим, как размещаются детекторы, датчики и прочие контрольные приборы и системы, отвечающие за безопасность. Аналогичный подход реализуется и в отношении металлургического завода, где наши решения используются для оптимизации работы персонала. При этом руководство компании получает возможность видеть в режиме реального времени, где что происходит в каждый момент времени на любом участке производства и, если необходимо, управлять процессом дистанционно, из центра удаленного управления (Remote Operations Center).
В этом смысле показателен пример чилийской медной компании Codelco. Центр управления предприятия расположен в Сантьяго, но из него можно следить за работой каждого ГОКа в отдельности, моделировать технологические процессы, обучать персонал, диагностировать оборудование, анализировать эффективность и многое другое.
Кроме того, чилийские медные шахты очень глубокие и находятся в сложных по географическим и климатическим условиям районах, поэтому вопрос оперативной диагностики, обеспечения безопасности персонала, работающего на местах, тоже критически важен. Автоматизация процессов здесь решает прежде всего задачи эффективности и безопасности.
Автоматизация также очень важна в производственном планировании. Для этих целей используются различные программы, многократно ускоряющие процесс. Можно также автоматизировать отдельные операции – вплоть до того, чтобы сделать участие человека в них необязательным. Но мы предоставляем заказчику автоматизированную систему, которая меняет сам характер этого труда. Суть в том, что время, которое сотрудник тратил на то, чтобы создать один план, теперь используется для разработки нескольких сценариев по принципу «что, если…». В итоге он сможет предложить альтернативный вариант, который принесет корпорации прибыль.
– Взаимодействует ли Honeywell с производителями машин и оборудования в целях оснащения этой техники своими устройствами и ее последующей синхронизации с работой автоматизированных систем?
– Конечно, у нас есть договоренности с несколькими компаниями, которые занимаются производством разнообразного промышленного оборудования: компрессоров, насосов, а также крупной техники – экскаваторов и других машин. В рамках этого сотрудничества мы разрабатываем устройства для оснащения техники и занимаемся интеграцией наших моделей, базирующихся на цифровых технологиях. В частности, у Honeywell есть специальное ПО, называемое UniSim Design, которое уже внедрено и хорошо показало себя на предприятиях горнодобывающей отрасли.
Мы открыты для такого партнерства, готовы его расширять, но вместе с тем понимаем, что даже если взаимодействовать с сотней компаний, то этого недостаточно. На рынке промышленного оборудования действуют не только крупные мировые производители – немало поставщиков представлено на локальном уровне, и мы готовы работать со всеми, кого выберет конечный заказчик. Если у них есть возможность создать хорошую цифровую модель, мы готовы дополнительно разместить ее на нашей платформе и предоставить возможности использования нашего ПО, которое позволяет моделировать процессы и осуществлять мониторинг состояния оборудования. Есть другой путь – получить данные, отражающие работу этого оборудования за ряд месяцев или лет (чем больше накопленных данных, тем лучше) и осуществить то, что сейчас называют «машинное обучение»: выявить и проанализировать имеющиеся отклонения, неисправности, отказы – с тем, чтобы создать модель, которая позволит предсказывать потенциальные сбои и неисправности оборудования в будущий период.
– А как обстоит дело с защитой информации? Какие можно дать гарантии, что информация ваших клиентов не будет использована нежелательным образом?
– На протяжении многих лет, которые Honeywell работает в Казахстане, мы, получая данные от наших заказчиков, обеспечиваем надлежащий уровень конфиденциальности и защиты этой информации. Это вопрос нашей репутации. В новом веке изменились среда, условия и характер работы, другими стали технологии, но, как и прежде, мы с особым вниманием относимся к вопросу обеспечения сохранности данных заказчиков и недопущения утечек. Honeywell инвестирует значительные средства в кибербезопасность. Компанией созданы несколько уровней защиты данных. Есть комплексные решения, встроенные в концепцию подключенного предприятия Honeywell Сonnected Plant. Есть решения киберзащиты: ICS Shield, Enterprise Risk Manager, Secure Media Exchange (SMX), Advanced Threat Intelligence Exchange (ATIX), а также встраиваемые меры защиты (белые списки, IDS, SIEM, антивирус и пр.) и т.д., исключающие техническую возможность хищения информации.
Всё это мы демонстрируем нашим клиентам, когда речь заходит о каком-либо проекте, связанном с доступом к их базе данных.
- Какова стратегия Honeywell в Казахстане?
Казахстан важен для Honeywell, поэтому компания не только участвует в ключевых проектах, реализуемых в нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, но и взаимодействует с государственными органами и образовательными учреждениями. В частности, наше сотрудничество с государственными органами способствует более широкому внедрению новейших решений, связанных с кибербезопасностью, оцифровкой и промышленной автоматизацией. Компания также сотрудничает с Kazakh Invest, национальным инвестиционным фондом, созданным для привлечения международных инвестиций в приоритетные сектора экономики, и с автономным кластерным фондом Tech Garden, отвечающим за разработку высокотехнологичных инноваций для бизнеса.
Honeywell способствует обучению инженерных специалистов, сотрудничая с ведущими колледжами страны, Казахско-Британским техническим университетом и Казахским национальным техническим университетом. Так, весной этого года Honeywell объявила о подписании соглашения с Казахстанско-Британским техническим университетом (КБТУ) о строительстве нового регионального учебно-развивающего центра автоматизации в Алматы.
Просмотров материала: 966