Несмотря на близость к победе, Амиржан Косанов так и не стал Альваресом Канелло казахстанского политического ринга, однако он обнажил протест общества и сумел изменить расстановку сил в политической жизни Казахстана в ходе выборов второго президента страны.
- Амиржан, после выборов в президенты, ставших для казахстанцев настоящим драма-шоу, вы оказались на больничной койке. Перестали появляться в соцсетях. Как ваше самочувствие сейчас? Чем заняты сегодня?
- Почти два месяца предвыборной и избирательной кампании дались мне, честно признаться, нелегко. И сразу же после выборов я попал в больницу. По мнению врачей, сказался напряженный график, недосып, работа вне графика, переживания и прочие «прелести» беспокойной кампании.
Все-таки, участие в президентских выборах – дело нешуточное, требует энергии и нервов. Сейчас вхожу в привычную для себя колею. Подвожу политические и личные итоги прошедшей кампании.
- 9 июня на политическом ринге лоб в лоб встретились два самых серьезных тяжеловеса казахстанской политики Касым-Жомарт Токаев и Амиржан Косанов. Но уже в ночь, до официального оглашения итогов выборов вы предстали аутсайдером, лично признав их итоги. Обида вашего электората вылилась девятый вал критики. Как вы сами объясните то признание итогов выборов до полного их подведения?
- Сразу же скажу - я достаточно принципиален и последователен в своих программных заявлениях и практических действиях!
Понимаю, что камнем преткновения в понимании логики моих действий в ночь с 9 на 10 июня, когда огласили результаты экзит-пула, стало мое признание этих данных.
После выборов я сразу же дал разъяснение в нашем штабе перед соратниками и журналистами, а позже в Фейсбуке и ряду СМИ. Но для полноты картины и чистоты процесса, повторюсь - с некоторыми, доселе не рассказанными подробностями.
Поскольку я достаточно трезвомыслящий человек и у меня никогда не было никаких иллюзий по поводу тотальной поддержки моей кандидатуры столь плюралистическим электоратом: как у всякого политика, у меня есть свои плюсы и минусы. Вступая в избирательную кампанию, я осознавал все это.
- За вас голосовали не только представители оппозиции. Люди шли отдать голос за новый день Казахстана без коррупции, за справедливое и демократичное выборное законодательство, за искоренение практики нарушений на уровне исполнения законов. Судя по пламенным предвыборным речам, вы в полной мере осознавали надежды своего электората. Но что помешало обойти соперника?
- Скажу прямо: во время выборов мы с моими коллегами провели ряд закрытых социологических исследований. В них первоначальная поддержка моей кандидатуры была на уровне 30-40 процентов. Да и амплитуда максимальной и минимальной поддержки была разная по регионам и возрастным категориям: где-то больше, а где-то меньше. В общем зачете выходили те же 30-40 процентов. И потому во время своих интервью я говорил не о победе в первом же туре, а о возможности второго тура.
Но в эти прогнозы вмешалось поведение некоторых представителей оппозиции. Я имею в виду беспрецедентную травлю меня со стороны Аблязова и «бойкотчиков» иже с ним, представителей ОСДП и других коллег по демократическому лагерю: складывалось ощущение, что они борются не с режимом, а со мной. Признаемся, их оголтелое шельмование тоже повлияло на результаты выборов, уменьшив голоса в мою поддержку.
Но мы сделали невозможное: впервые в новейшей истории страны представитель оппозиции добился результата в 16,2 процентов! В ту ночь мне звонили и поздравляли с таким результатом многие коллеги, а ведь накануне голосования соцопросы мне прочили жалкие 7,9 процентов...
В условиях отсутствия единства оппозиции, лично я в тот момент воспринял такой итог, как достижение. Ибо все кандидаты, кроме Токаева, в общем зачете набрали меньше, чем я.
- Нельзя исключать какие-то обстоятельства, повлиявшие на ваше решение?
- Скажу вам откровенно: за десять дней до выборов по неформальным каналам я получил инсайдерскую информацию о готовящихся акциях дестабилизации ситуации 9 июня и, как апофеоз, 10 июня, после оглашения предварительных итогов выборов. Речь шла о конкретных провокационных акциях в центре и на местах со стороны сил, близких к Аблязову.
И мое возможное непризнание или затягивание признания накануне уже объявленных на 10 июня в 12 часов выступлений, могло бы стать детонатором таких выступлений. Тем более, в ту ночь все внимание было направлено на меня, на мою реакцию.
Передо мной, гражданином, политиком, кандидатом в президенты, встал, пожалуй, самый важный, самый ответственный выбор в моей жизни! Не признай я в тот момент итоги выборов, то на следующий день в 12 часов, по логике вещей, я должен был выйти на площади в Алматы или Астане, рядом с теми же «бойкотчиками» и мое непризнание стало бы сигналом для всех, кто поддержал меня, выходить на улицы!
А это уже могло иметь самые серьезные последствия! Учитывая тогдашние страсти и накал общественных настроений, нежелание власти уступать, случилось бы все что угодно. Могла пролиться кровь! Были бы провокации с разных сторон, о чем меня и предупреждали посвященные лица!
- Вы не стали Вацлавом Гавелом для своей страны… Нет сожалений по этому поводу?
- Для меня жизнь и здоровье каждого казахстанца, который мог бы пострадать в таких условиях, дороже, чем борьба за власть! Ничто, даже самые громкие демократические заявления не могут оправдать жертвы и кровопролитие! И потому я принял это решение!
Я решил: пусть меня будут критиковать те, кто хотел вот таким радикальным путем противостояния сменить власть, чем всю жизнь будет проклинать мать юноши, который мог пострадать во время подавления акций протеста силовыми структурами! Лучше я прослыву недостаточно оппозиционным, чем на меня ляжет ответственность за возможные жертвы, за их жизнь и здоровье!
Нельзя было забывать и о внутренних и внешних угрозах! Кланы могли использовать такую ситуацию в своих корыстных целях! Никто не мог (да и сейчас не может!) гарантировать того, что в борьбе за высшую власть жаждущие власть олигархи не инициируют второй, политический Жанаозен со всеми вытекающими отсюда последствиями!
Для алчных до власти людей ничего не стоит использовать квазидемократические лозунги для достижения грязных политических целей! Такая ситуация может иметь и непоправимые геополитические последствия в плане сохранения Независимости и целостности территории.
- А как насчет обвинений в предательстве интересов оппозиции и обманутых надежд части электората, посчитавшей, что вы уклонились от взятого курса в связи с возможным прессингом власти?
- Я никогда не боялся преследований и наказаний. В свое время я сполна испил эту чашу. Меня судили по уголовному делу, во время суда предлагали в обмен на освобождение от обвинительного приговора уйти из оппозиции, заодно очернив своих коллег. Я не согласился. И потому был признан виновным и осужден. За организацию митингов и их ведение я три раза отсидел по 15 суток. Меня совсем не страшили такого рода угрозы и неприятности.
Но 9 июня речь шла не просто об очередной отсидке. Цена вопроса была другой, неимоверно высокой. Речь шла о моей личной ответственности за возможное создание ситуации, при которой могли пострадать люди!
Принимая такое решение, я, как политик, также понимал, что будет мощная критика со стороны тех, кто 10 числа хотел выйти на улицы и свергнуть эту власть (что тут скрывать, такие настроения в обществе есть и все более усиливаются!)!
Чего только я не услышал в свой адрес за те дни! Да, есть определенная часть общества, которая готова идти на жертвы и политики, готовые жертвовать другими ради достижения политических целей по смене власти. Но я принял такое решение. Это решение мое! И время покажет кто был из нас прав!
Заявлял об этом и ранее, повторюсь и сегодня: я всегда выступал за эволюционный путь, а не революционный. Но власти надо иметь ввиду - если она и дальше будет игнорировать протестные настроения, подавляя даже незначительные их признаки, то она сама нарвется на революцию!
Во всяком случае, я руководствовался не своими меркантильными политическими интересами: возможностью остаться в глазах наэлектризованных сограждан пламенным оппозиционером! Думаю, пройдет время, и сограждане это оценят.
- С какими подвохами столкнулись в ходе предвыборной компании?
- Я тот, кто вел все предвыборные встречи во всех областях единого кандидата в президенты от оппозиции в 2005 году. Я лично видел в ту кампанию чудовищные провокации в виде избиений, запугиваний, поджигов машин с агитационными материалами и другое. Нынешняя кампания была иной: во всяком случае, в этот раз в ходе агитационной кампании такой криминализации не было.
- Почему, как вы думаете?
- Мне кажется, власть просто видела, как я двигаюсь - один, без соратников по оппозиции, которые к тому же, стали оппозицией мне! И, возможно, решила: у него шансов нет - и пусть вчерашние коллеги топят друг друга, а мы будем просто наблюдать со стороны.
Касательно, различных обвинений в предательстве. Я идеалы и идеи, которым был верен все эти годы, не предавал. Наоборот, по максимуму, использовал все возможности избирательной кампании, чтобы актуализировать их и довести до избирателей! Не предавал коллег, потому что во время выборов говорил о том, что буду действовать исключительно в рамках правового поля.
Судя по чересчур тенденциозным – на грани политического срыва, выступлениям некоторых известных персон, возникло такое ощущение, что кое-кто во власти и оппозиции так и хочет, чтобы я ушел из оппозиции. Мой ответ однозначен: не дождутся!
Кстати, в эти дни я слышу и другую, позитивную реакцию. Было много звонков и писем со словами поддержки моего решения, понимания логики моих действий. На улице люди открыто говорят об этом. Среди них немало тех, кто искренне хочет перемен в нашей застоявшейся стране, но не хочет потрясений.
Эти же слова я говорил во время выборной кампании. Рад, что мои слова находят поддержку среди казахстанцев. На связь со мной выходят ранее незнакомые мне сограждане, среди них и безработные, есть и бизнесмены, интеллигенция, особенно много молодежи, которая хочет активно участвовать в общественной жизни.
Честно скажу, такая перспектива меня радует! Я благодарен такой поддержке! И вижу в них новое лицо казахстанских демократических сил.
- Вы заявили, что вас не поддержали коллеги по «старой оппозиции». Чего больше было в логике их поведения: политического подтекста или чего-то другого, о чем мы не догадываемся?
- Не хотелось бы все время педалировать эту тему. Она неприятна для меня и по-человечески: все-таки, сколько лет мы были вместе на митингах, в каталажках и судах, неприятна и по политическим мотивам: критикуешь персону из оппозиции, воспринимают так, словно ты исполняешь задание власти. Но, отвечу, раз уж вы задаете такой вопрос.
Если рассуждать политическими категориями, то ничто не мешало всей казахстанской оппозиции - без какого бы то ни было исключения, реально объединиться во время президентских выборов. Тем более, что в моей предвыборной программе были озвучены, практически, все лозунги, выдвигаемые оппозицией.
Поэтому, когда были объявлены выборы, я выступил с инициативой организации общереспубликанского собрания демократических сил, чтобы сообща определиться по двум вопросам: участвуем или нет на этих выборах и, если участвуем, то кого выдвигаем единым кандидатом? Но, к сожалению, мой призыв так и не был услышан моими коллегами. Так что моя совесть перед ними чиста!
- Поэтому вы единолично решили выдвинуться кандидатом в президенты? Мы видели, как повели себя бывшие соратники по оппозиции. Ваше мнение – что двигало ими?
- Да, мне пришлось принимать личное политическое решение! По логике вещей, если бы борьба с ненавистным режимом, на самом деле, была бы реальной целью тех, кто именует себя оппозицией, они должны были воспользоваться этой электоральной кампанией и, консолидируя все свои ресурсы и возможности, нанести серьезный удар по действующей власти - да так, чтобы ей мало не показалось! Ан, нет - этого не случилось!
И потому у меня возникает вполне резонный вопрос: а на самом ли деле эти силы хотели и хотят бороться с действующей властью?!
Добавьте сюда и мощную антикосановскую кампанию, развязанную аблязовцами, «бойкотчиками», теми же моими былыми соратниками по ОСДП и «Азат»: вся их ненависть была направлена не против Токаева, а против меня!
В этой связи, я постепенно прихожу к мысли, что и они исполняли поручение власти дискредитировать меня, как оппозиционного кандидата!
По этой причине попросил бы тех, кто меня сейчас критикует, лучше задуматься и о тех, кто в ответственейший период жизни страны отошел от реальной политической борьбы и почему не пошел в народ, не использовал шанс изменить ситуацию в стране! При этом оставив меня, своего коллегу, один на один в борьбе с властью!
Тем более, были удивительны их обвинения в мой адрес после выборов. Если эти коллеги на самом деле были против власти и настолько хотели смести ненавистный им режим, то почему же они не воспользовались возможностями избирательной кампании, агитируя за меня и мою программу, ведь это дало бы шанс еще больше разоблачить режим? Почему они не пришли ко мне во время выборов и не сказали: «Амиржан! Мы понимаем, что тебе принимать решение о признании или непризнании выборов. Так что учти, мы с тобой! Если что, то мы готовы вместе с тобой разделить политическую ответственность!».
Они не только стояли в стороне, наблюдая как я один стараюсь выжать максимальный результат, но и, самым бессовестным образом вели кампанию против меня, играя на руку власти! Они сами сделали все для того, чтобы я проиграл, и теперь обвиняют меня в признании этого факта!
Знаете, это очень удобная позиция: самому ничего не делать, а потом обвинять того, кто хоть что-то старался сделать!
- Былое погружает в думы. А каковы они? Каково ваше личное осмысление прошедшей избирательной кампании?
- Я и раньше участвовал на выборах. Как кандидат в депутаты Верховного Совета во время парламентских выборов 1990 года. Потом в избирательных штабах ряда партий. А в 2011 году как руководитель республиканского штаба единой ОСДП «Азат». Но как кандидат в президенты - в этот раз я участвовал в первый раз.
И это стало огромной политической школой для меня! Благодарен всем, кто меня поддержал в эти дни! Всем 1, 5 миллионам сограждан, которые отдали свой голос за меня!
Благодарен своему штабу в центре и на местах. Малыми ресурсами и возможностями мы достигли немалого: даже по признанию самой власти мы заняли второе место. Мы смогли разбудить общество: после 9 июня страна стала другой. И в этом есть заслуга моих соратников!
Благодарен всем тем волонтером, кто агитировал за меня в городах и селах!
На этих выборах появился новый политический класс – наблюдатели! Благодаря им власть была вынуждена увеличить до 16,2 процентов те первичные 7,9 процентов, которые она озвучила накануне голосования! Всем им я по жизни благодарен!
Главный вывод таков: несмотря на кажущуюся монолитность и мощь, эту власть можно сменить! Если я один со своей командой добился такого результата, то, представьте, чего мы, вся оппозиция, добились бы, если бы были вместе?! Только для этого всем, кто хочет сменить власть, нужно объединяться. Хотя бы, на время выборов!
Да, в те дни на меня свалилось еще одно испытание. Сведущие люди довели до меня информацию о том, что в планах по дестабилизации ситуации был также пункт о покушении на меня до окончания выборов со стороны третьих сил.
- Покушение на вас?! И вы до сих пор молчали об этой угрозе?
- Ну, видимо, нужна была сакральная жертва, а такое событие, несомненно, по задуманному кем-то сценарию могло стань катализатором мощного протеста! Кое-кто из близких в целях безопасности даже предлагал выйти из гонки. Но такой шаг был бы свидетельством моей политической трусости. И я принял решение дойти до дня голосования.
Эта угроза напомнила мне трагические годы конца 90-х и начала 2000-х, когда репрессивная машина прошлась катком по оппозиции. А мне казалось, что в тот период мы больше не вернемся…
- Вы погружались в выборный процесс и знаете все его нюансы. Какие уроки нужно учесть на будущее?
- Нам нужны, как минимум, три вещи. Во-первых, нужно менять целый комплекс законов, регулирующих выборный процесс! Без этого мы обречены на фальсификации и иные нарушения наших избирательных прав!
Во-вторых, нужна сильная и эффективная организация. Да, за мной стоял ряд коллег по форуму «Жаңа Қазақстан». Да, меня официально выдвинуло РОО «Ұлт тағдыры», все местные руководители РОО возглавляли соответствующие областные штабы, за что я им благодарен. Но всего этого было недостаточно! Главное, здесь я повторюсь, - казахстанская оппозиция не поддержала мой призыв объединиться на время выборов.
Поэтому тема единства демократических сил во время выборов (президентских – особенно!) не снимается с повестки дня. Ибо нет гарантий, что не будет очередных внеочередных выборов: как парламентских, так и президентских!
В-третьих, нужны ресурсы, в первую очередь, финансовые! Например, со своими очень скудными финансовыми возможностями мы не смогли профинансировать штабы на уровне районов, а их у нас 175 по всей стране!
Что касается привлеченных средств, то всего 3 миллиона тенге поступило от частных лиц. Та же национальная буржуазия, представители которой меня критикуют ныне, не смогла помочь оппозиционному кандидату.
У нас сложилось ошибочное мнение, что можно победить на выборах, работая только во время избирательной кампании. Между тем, прошедшая кампания длилась всего 28 дней! При этом, нас, оппозиции, 14 лет не было в президентской гонке! За это время выросло целое поколение, которое не помнит и не знает нас! Не нужно абсолютизировать себя и думать, что периодические статьи в малотиражных оппозиционных газетах и посты в Фейсбуке являются гарантом широкой общественной поддержки! Все это важно, но по опыту - явно недостаточно!
Образно говоря, к будущим выборам любого уровня - когда бы они не были, нужно готовиться уже сегодня! Даже не сегодня, а вчера!
Думаю, что этот вывод является одним из важных уроков прошедшей президентской кампании!
- Выборы стали уроком для общества. Как они повлияли на вас?
- Эти выборы изменили всех: и страну, и власть. Изменился и я… Теперь у меня уже нет иллюзий относительно способности «старой оппозиции» встать выше личностных отношений и объединиться во имя общей цели.
Учитывая это обстоятельство, все равно, нужно двигаться вперед, искать новые пути, находить новых соратников.
- Спасибо, мы ждем продолжения нашей беседы!
Гульмира Сарбасова, специально для Maтрица.kz
Просмотров материала: 13 956