У нас часто пишут о том, как наши школьники по разным международным рейтингам показывают высокие результаты. И это, действительно, так. Только такие показатели показывают отдельные школы отдельных городов. Если в советское время все граждане имели почти равные возможности в получении хорошего образования независимо от региона, города и села, то ныне идет не только региональное неравенство в получении образования, но и разделение по качеству на городские и сельские школы.
Современная ситуация резко контрастирует с советской системой образования, которая ныне признается во многих странах как одна из эффективных, и ее отдельные фрагменты с успехом перенимаются в ряде стран. Многие известные люди советского Казахстана, получившие хорошее образование, – из сельской глубинки.
Городским школьникам – всё, сельским – мизер?!
А сейчас большинство сельских школ страдает от низкого качества образования, нехватки квалифицированных учителей, плохого состояния зданий, слабого интернета и т.д. Это проявляется, в частности, в низких показателях по ЕНТ. Добавьте сюда платные отделения вузов, куда не смогут поступить многие сельские ребята. Конечно, есть шанс удачно сдать ЕНТ и выиграть грант, но большинство сельских школьников не смогут получить высшее платное образование из-за низких доходов своих родителей по сравнению с городскими жителями.
А ведь Основной закон гарантирует всем гражданам равные права и возможности в получении образования, которое не должно различаться по региональным, социальным, языковым и иным признакам в соответствии с Конституцией, в которой отмечены общеобязательные стандарты образования. Конституция РК, ст. 30. п. 1. «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях»; ст. 30. п. 4. «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам».
По этой причине общеобразовательные организации РК осуществляют образовательную деятельность в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего образования, типовыми учебными планами.
По закону Республики Казахстан от 08.08.2002 N 345-II ЗРК «О правах ребенка в Республике Казахстан»: 1. «Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования».
Вопрос, а какое среднее образование гарантируется сельским школьникам? Ведь у нас возможности городских школьников получить хорошее образование в последнее десятилетие возросли многократно. Во многих городах имелись или открылись Республиканская физико-математическая школа (РФМШ), БИЛ (Білім-инновация лицейі, Образовательно-инновационные лицеи, бывшие КТЛ), «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ), частные школы, школа «Пифагор», всевозможные центры подготовки к НИШ, БИЛ, РФМШ, ЕНТ и т.д. В такой ситуации сельские школы оказались в аутсайдерах.
И многие сельские жители правдой или неправдой хотят переехать в города, в том числе из-за желания дать хорошее образование своим детям в престижных городских школах. Кстати, огромный конкурс в НИШ, РФМШ из-за наличия интернатов для приезжих школьников. Однако это редкий шанс для сельских ребят из-за слабости сельских школ.
Конечно, неравенство в школьном образовании было и в советское время, однако не было столь огромного различия в региональном образовании. Было и разделение по качеству образования на сельские и городские, обычные и спецшколы, но опять-таки не было «катастрофического» различия, как в наше время.
«Дискриминация» сельских школьников проявляется даже при сдаче ЕНТ – нередко сельские ребята вынуждены сдавать его в районных центрах, расположенных далеко. И время, проведенное в дороге, не способствует лучшей сдаче тестирования – школьники должны вставать рано утром, в 5-6 часов, чтобы не опоздать на тестирование, не говоря об утомительной дороге.
Из-за отсутствия у нас комплексных исследований в области школьного образования перспектива его развития представляется смутной. Что говорить, если мы в этом вопросе ориентируемся на зарубежные исследования, а не на отечественные. Получается, мы хуже знаем общую ситуацию в наших школах, чем зарубежные эксперты?! Или у нас стараются не придавать огласке «секретные» факты в школьном образовании? Где исследования состояния школьного образования в сельской местности?
«Дискриминация» сельских школьников
Например, в американском журнале Diplomat вышла статья, в которой рассказывается о региональном неравенстве в школьном образовании нашей страны (https://thediplomat.com/2019/05/in-kazakhstan-regional-inequalities-undercut-overall-educational-progress/). Статья так и называется: «В Казахстане региональное неравенство подрывает общий прогресс в образовании».
В 2016 г. школьники из Казахстана попали в десятку лучших по результатам в математике и естествознании рейтинга Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS) наряду со сверстниками из таких стран, как Россия, Канада и Ирландия, далеко обогнав, к примеру, школьников из Великобритании, США и Австралии.
В то же время Diplomat отмечает: «Согласно результатам Программы ОЭСР по оценке иностранных студентов (PISA), введенной в 2015 г., 15-летние дети на западе (в Атырауской, Мангистауской областях) и в Южно-Казахстанской области по сравнению со своими сверстниками в городе Алматы отстают как минимум на два года по математике и другим точным наукам. Половина 15-летних подростков в Атырауской области функционально неграмотны в науке, а более 50 процентов учащихся в Южно-Казахстанской и Мангистауской областях функционально неграмотны в чтении – они не прошли первый уровень сложности».
«Это неприемлемый результат для унитарного государства, которое стремится к качественному образованию для всех своих граждан. Основная проблема нынешней политики в этом вопросе заключается в ее фактическом отсутствии», – пишет Diplomat. Негативные последствия такого неравенства трудно переоценить, считает издание. Тот факт, что сотни тысяч казахстанских школьников не получают достаточно хорошего образования, чтобы успешно конкурировать на рынке труда в будущем, также нанесет ущерб национальной экономике.
По этой причине необходимо провести исследования причин региональной недостаточной успеваемости и влияющих факторов, внедрить программы развития человеческого капитала, адаптированные для каждого региона. Необходимо открыть государственные учебные заведения в неблагополучных районах для компенсации низкого социально-экономического положения семей и усиленно финансировать сельские школы, повышать квалификацию учителей, открывать спецшколы в сельской местности и т.д.
Давно известная и в то же время не решаемая проблема – восстановление сельского хозяйства, подготовка кадров для села, создание соответствующих условий для молодых специалистов и т.д. Если у нас в сельской местности живут 47% населения, то в такой же пропорции следует распределять бюджетные деньги на подготовку специалистов для села, строительство социальных объектов и т.д.
Это и развитие социальной инфраструктуры села, строительство новых дорог, открытие СПТУ, ПТУ для подготовки кадров для села, где не осталось квалифицированных специалистов, рабочих, механизаторов, строителей, даже пастухи в дефиците – из-за безработицы и низких условий жизни в аулах молодежь массово перебирается в города.
Успеваемость в разрезе языков обучения
В контексте регионального неравенства вплывает вопрос, есть ли у нас исследования по уровню успеваемости в разрезе языков обучения? Ведь на западе и юге республики – в основном казахские школы.
Оказалось, казахстанские участники, обучающиеся на русском языке, показали более успешное выполнение теста PISA в сравнении со сверстниками с казахским языком обучения. Разница в показателях в разрезе языков обучения составляет 50 баллов. Согласно пересмотренной методике ОЭСР, разница в 30 баллов по международной шкале PISA равна одному году обучения. Таким образом, разрыв функциональных компетенций участников организаций образования с казахским и русским языками составляет более чем полтора года обучения
И в направлении естествознание более успешно в читательских компетенциях 15-летние участники PISA-2015 с русским языком обучения. Разница в показателях составила 52 балла. По всем трем направлениям оценки исследования это наивысший показатель дифференциации. Значительный разрыв в функциональных компетенциях обучающихся составляет около двух лет обучения. Зафиксирована разница в 26 баллов между результатами обучающихся городских и сельских школ и колледжей.
Различие результатов в разрезе языков обучения по математике меньше, по сравнению с другими направлениями PISA-2015. Однако этот показатель остается все еще значимым (36 баллов). Это свидетельствует о значительном разрыве в уровне математических компетенций учащихся школ и колледжей с казахским и русским языками обучения, который составляет один год.
Вот такие зарубежные неутешительные данные. К этой картине есть дополнение: самые слабые вузы расположены в южных областях страны. Слабые выпускники школ поступают в слабые вузы?
Рейтинг вузов страны по итогам 2018 г. был сделан специалистами АО «Центр развития трудовых ресурсов» (ЦРТР) по заказу Министерства труда и социальной защиты населения и опубликован на сайте Электронной биржи труда. Среди рассматриваемых высших учебных заведений оказался 101 вуз Казахстана. За основу были взяты сведения о фактическом трудоустройстве выпускников, окончивших вуз в 2015-2017 гг.
На рейтинг повлияли такие показатели, как уровень трудоустройства, стабильность работы, продолжительность поиска вакансии, отставание заработной платы выпускников определенных специальностей от опытных коллег.
Среди университетов, занявших последние строчки рейтинга, восемь вузов являются частными, два – государственными. Объединяет их одно – регион местонахождения. Самые слабые вузы, по выводам экспертов АО «ЦРТР», расположены в южных областях страны.
Это университет «Болашак» г. Кызылорда, Шымкентский университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Казахский Национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова, Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Казахстанский инженерно-педагогический университет Дружбы Народов, Университет «Мирас», Международный гуманитарно-технический университет, Университет «Сырдарья».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 839