Сигнал, посылаемый Казахстаном, ясен: страна намерена продолжать ведение активного диалога, так как укрепление региональной и международной безопасности является одним из важнейших приоритетов ее внешней политики
13-14 июня в Бишкеке состоится заседание совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кыргызстан в 2019 году председательствует сразу в двух организациях, помимо ШОС, еще и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Поэтому на полях саммитов и других важных встреч, проходящих в нынешнем году в кыргызской столице, будет принято немало важных решений.
Возможен также официальный визит Президента Казахстана в Кыргызстан, скорее всего, он произойдет примерно в те же дни, что и саммит лидеров стран ШОС. Впрочем, дата визита еще не уточнена. Как сообщает кыргызское национальное информационное агентство «Кабар», о запланированном официальном визите главы Казахстана в Кыргызстан стало известно после встречи министра иностранных дел Кыргызстана Чингиз Айдарбеков со своим коллегой из Казахстана Бейбутом Атамкуловым, состоявшейся 20 мая.
Так или иначе, но визит недавно избранного главы Казахстана привлечет к себе огромное внимание. Уже не первый день аналитики и зарубежные СМИ рассуждают о том, каков будет внешнеполитический курс официального Нур-Султана при новом президенте. «Убежден, что предстоящий саммит ШОС в городе Бишкек с вашим участием позволит ещё более активизировать совместные усилия в реализации вопросов региональной и глобальной безопасности, следуя принципам созидательного "Шанхайского духа"», - говорится в телеграмме, отправленной Касым-Жомарту Токаеву после того, как он вступил 20 марта в должность президента Казахстана, генеральным секретарем ШОС Владимиром Норовым. В телеграмме генсек ШОС, подчеркивая вклад Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, отметил, что «к авторитетному и справедливому голосу Казахстана внимательно прислушиваются и уважительно относятся в регионе и в мире».
Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял о том, что Казахстан будет поддерживать деятельность различных межгосударственных организаций во имя безопасности во всем мире. Тем более, что безопасность, как категория, принадлежит к числу базовых ценностей и целей жизнедеятельности. Она относится к числу наиболее актуальных из них, занимая особое место в общественно-политическом диалоге, идущем в рамках мирового сообщества. Новые вызовы международной безопасности требуют создания самого широкого круга средств противостояния, в том числе разработки различных стратегий, формирования и развития союзов и организаций, выдвижения инициатив. Конечно, для введения этих новшеств необходима политическая воля. А ее не везде хватает. Только не в Казахстане.
* * *
Таким новшеством стала инициатива Нурсултана Назарбаева, предложившего новую геополитическую реальность «Три Д». Выступая на сессии Второго форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» (идея создания «пояса и пути» была впервые озвучена в Казахстане), прошедшего 25-27 апреля в Пекине с участием почти 40 лидеров государств и правительств, Нурсултан Назарбаев рассказал о возможных путях преодоления современных глобальных вызовов, призвав мировое сообщество для этого объединиться.
«Располагаясь в самом сердце нашего огромного континента, Казахстан всегда будет выступать за более тесное партнерство в Евразии. Наша внешнеполитическая доктрина нацелена на многостороннее сотрудничество и совместное развитие, укрепление доверия и безопасности. Когда это было необходимо, мы подавали пример всему миру по самым сложным вопросам международной повестки», - подчеркнул Первый Президент Казахстана.
Он также отметил достижения Казахстана в деле ядерного разоружения и противодействия распространению оружия массового уничтожения. «Мы готовы и далее прилагать сопоставимые усилия для формирования глобальной архитектуры, которая бы содействовала решению неотложных задач в геополитике и геоэкономике», - сказал Елбасы.
По мнению Нурсултана Назарбаева, это можно воплотить за счет создания новой реальности «Три Д», которая означает необходимость налаживания «Трех диалогов». Первая «Д» затрагивает глобальный уровень - это установление диалога между США, Россией, Китаем и Европейским Союзом (ЕС). Вторая «Д» - на уровне Евразии с целью объединения потенциалов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Третья «Д» - системный экономический диалог между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), ЕС, ШОС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
В заключение Первый Президент Казахстана отметил, что запуск трех указанных диалогов отвечает общим интересам всех участников форума. Это прагматичный и актуальный подход. Его логика в том, что если ведущие страны мира и международные организации говорят о необходимости установления мира и безопасности, тогда им необходимо вкладывать свои возможности и ресурсы, объединить их для решения важнейших задач.
В своем выступлении на заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ, прошедшем 22 мая в Бишкеке, министр иностранных дел Казахстана Бейбут Атамкулов обратил особое внимание участников мероприятия на инициативу «Три Д». Казахстанское внешнеполитическое ведомство будет и дальше прикладывать усилия к распространению знаний об этой инициативе, предусматривающей развитие диалога между ведущими мировыми державами и международными организациями в целях поиска путей укрепления доверия и разрядки международной напряженности.
* * *
На встрече в Бишкеке был принят ряд решений и рассмотрен широкий спектр мер противодействия актуальным вызовам и угрозам. Одним из самых знаковых итогов заседания оказалось принятое министрами иностранных дел Открытое обращение к главам МИД государств-членов Организации Североатлантического договора (НАТО) с предложениями о развитии сотрудничества и укреплении взаимного доверия.
«Мы обращаемся к странам - членам Североатлантического альянса с целью наладить прямые контакты между двумя организациями, создать механизм регулярных консультаций по актуальным вопросам региональной и европейской безопасности», - говорится в итоговом тексте документа.
В нем содержится шесть практических инициатив, которые необходимо предпринять в качестве первоочередных мер:
- наладить прямые контакты между генеральными секретарями двух организаций, а также диалог между Постоянным советом ОДКБ и Североатлантическим советом;
- создать механизм регулярных консультаций между секретариатами ОДКБ и НАТО по актуальным вопросам региональной и европейской безопасности;
- содействовать развитию контактов между ОДКБ и НАТО в целях создания механизмов предотвращения опасных военных инцидентов;
- в целях укрепления доверия на регулярной основе проводить брифинги по наиболее значимым учениям ОДКБ и НАТО;
- содействовать обеспечению взаимного участия в качестве наблюдателей в военных учениях в форматах ОДКБ и НАТО;
- приветствуя участие государств-членов НАТО в качестве наблюдателей в мероприятиях ОДКБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, приглашаем Североатлантический альянс к более тесному сотрудничеству в этой области.
В целом, данные предложения нацелены на то, чтобы не допустить военного противостояния двух крупнейших военных блоков Евразии, в очередной раз продемонстрировать открытость ОДКБ и ее позитивный настрой на расширение сотрудничества с другими странами и международными структурами. Сегодня военно-политические блоки НАТО и ОДКБ разделяет граница между Польшей и Беларусью. А лучше было бы, чтобы эта граница объединяла.
При этом ОДКБ не впервые публично высказывается за налаживание сотрудничества с Североатлантическим альянсом. В организации считают, что чем быстрее ОДКБ и НАТО выйдут на сотрудничество и совместные проекты, тем более эффективно они смогут обеспечить безопасность входящих в них государств. ОДКБ располагает необходимым потенциалом и инструментами, чтобы пресечь любые попытки дестабилизировать ситуацию. Например, по инициативе Казахстана созданы и на системной основе развиваются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Они являются наиболее эффективной воинской группировкой, созданной в рамках ОДКБ, и насчитывают более 25 тысяч человек личного состава. В целях повышения мобильности КСОР по инициативе Казахстана в 2015 году созданы Коллективные авиационные силы ОДКБ.
Несколько лет назад в штаб-квартире НАТО высказывали мнение о том, что в перспективе могут быть установлены официальные отношения с ОДКБ, но воз и ныне там. Хотя на самом деле неформальное взаимодействие НАТО с ОДКБ существует. К примеру, в теме борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком, незаконной миграцией. При этом для обоих объединений важным является центральноазиатское направление. Формально же НАТО предпочитают двустороннее сотрудничество с государствами-членами ОДКБ (в рамках программы «Партнерство ради мира»), а не сотрудничество на уровне организаций.
* * *
Мир сегодня испытывает большой интерес к вопросам развития военно-политических блоков и к прогнозу их дальнейших действий на международной арене. Сегодня в ОДКБ входят всего 6 государств, в то время как НАТО включает 29 стран-союзниц. Это одна из крупнейших международных организаций, которая имеет огромное влияние. НАТО основана в далеком 1949 году в качестве защиты Европы от растущего советского влияния. В 1954 году СССР даже подавал заявку на вхождение в НАТО, однако она была отклонена, в результате чего годом позже была создана Организации Варшавского договора.
Тем не менее, несмотря на разность потенциалов, по мнению некоторых ученых, наметилась трансформация ОДКБ из военно-политической структуры в универсальную организацию, работающую со всеми вопросами обеспечения безопасности. Многие эксперты уверены, что ОДКБ заняла особую нишу в глобальной системе международных отношений.
С точки же зрения теории международных отношений, военно-политические альянсы должны быть механизмами, обеспечивающими решение острых проблем. Поэтому для эффективного предотвращения международных (глобальных) угроз альянсы нуждаются в совместных скоординированных действиях, разработке единой правовой базы как основы надежной защиты, комплекса контрмер по пресечению вызовов общей безопасности. По сути, на это направлена инициатива Нурсултана Назарбаева «Три Д». На основе международных соглашений необходимо эффективно сотрудничать с государствами и организациями, шире использовать опыт борьбы с негативными явлениями, надежно освещать все возможные пути получения новых угроз.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог
Просмотров материала: 1 362