Тема стартапов остается довольно актуальной в мире, и по сути, стартапы становятся движущей силой экономики во многих странах. Некоторые из них уже давно переросли в сильнейшие корпорации планеты, обогнав компании со столетними историями.
Согласно ежегодному отчету, подготовленному компанией Mind the Bridge совместно с Crunchbase, по результатам 2018 года, стартапы интенсивно развиваются в основном в США и в Европе.
Результаты исследованияя показали, что с 2010 по 2018-ый год около 21 800 стартапов закрылись, но в прошлом году рынок стартапов был более стабильным и закрылись всего 118 стартапов по всему миру. На сегодняшний день, объем рынка стартапов оценивается в 1,2 триллиона долларов США.
Европа и США являются основными инвесторами, вкладывающими деньги в сектор стартапов. В списке стран, инвестирующих большие средства в стартапы, числится также Индия, Австралия, Израиль, Китай, Сингапур и Бразилия. Однако 86% транзакций и 80% инвестиций, вложенных в стартапы, приходятся на долю США и Европы. Также покупка стартапов более крупными компаниями более интенсивно происходит в США и в Европе. Из глобальных 30 компаний, покупающих стартапы, 25 - из США. Крупные компании в США и Европе предпочитают покупать стартапы из своего региона.
К примеру, в 2018 году, в США 86%, а в Европе - 81% компаний присоединили к себе стартаперов из своего региона. Еще одной особенностью является тот факт, что крупные компании, как правило, стартапы, которым 5-15 лет и количество сотрудников которых насчитывает от 50 до 100 человек. Такие стартапы, как правило, собирают инвестиции в пределах 10-100 миллионов долларов США. Большинство закрывающихся стартапов не возвращают вложенные инвестиции (59%), а оставшиеся возвращают какую-то часть капитала, а 21% возвращают полностью. Европейские стартаперы возвращают инвестиции больше, чем американские.
Если брать по секторам, то стартапы очень сильно развиваются в секторе финансовых услуг, консьюмерных (решения для частого пользования физическим лицам) продуктов и услуг, медицинских услуг, логистики и транспорта, бизнес продуктов и услуг, строительства, недвижимости и т.д. В секторе путешествия и туризма тоже есть растущие стартапы, такие как Timeshifter (помогает путешественикам готовиться к часовым поясам и уменьшать трудности перелета), Airbuy (помогает путешественикам оптимизировать процесс покупки товаров в зоне дюти-фри), Heycars (трансфер из аэропорта), My cash online (приложение для гастрабайтеров, чтобы они могли посылать своим родным деньги и подарки), Qiantech (услуги по дополненной реальности).
А в последние годы набирают популярность такие стартапы в сфере туризма как Klook (платформа для бронирования туров и впечатлений), Traveloka (онлайн трэвел агентство в Азии), Adara (аналитика больших данных для авиакомпаний и отелей), TripActions (система по управлению корпоративными поездками), GoEuro (поиск авиа и жд билетов по Европе), TravelPerk (приложение по управлению корпоративными поездками), Evaneos (платформа по организации персонализированной поездки), OYO (платформа по выбору отелей и сеть бюджетных отелей).
Корейский Klook, к примеру, собрал недавно 296,5 миллионов долларов США, немецкий GetYourGuide почти полмиллиарда, Away получил тоже недавно дополнительные 50 миллионов долларов США, TripActions оценивается в 1 миллиард долларов США, GoEuro собрал в последние месяцы еще 50 миллионов долларов, а OYO собрал с момента основания около 1,5 миллиардов долларов США. Как видно из краткого перечня, инвестиции в стартапы в сфере туризма вкладываюстя немалые.
Несмотря на то, что в сектое туризма стартапы развиваются не так быстро и их не так много, как в в финансовом или или ИТ секторе, в целом, на глобальном уровне стартапы в секторе туризма очень активно развиваются. Некоторые из них уже приносят прибыль и возвращают инвестиции, вложенные в них.
Ситуация с рынком стартапов в Казахстане отличается от глобальных тенденций. Так, в стране, стартапов в сфере туризма, по сравнению с другими секторами крайне мало. Несмотря на то, что казахстанское правительство декларирует большие инвестиции на развитие туризма, страна стремиться стать туристической дестинацией, туристические продукты очень слабо развиваются. При сравнительной неразвитости инфраструктуры, бюджеты вкладывают в развитие минимальных необходимых мер по развитию экосистемы развития туризма.
В последнее время на казахстанский рынок заходят все больше российские и международные игроки в сфере туризма, в то время как отечественным стартапам приходится очень сложно в плане разработчиков для сферы туризма, инвестиций и слабой институциональной поддержки цифровизации индустрии путешествий в стране и регионе.
Основная причина этого, по мнению Асылбека Кошкарова, сооснователя платфомы Pillowz.kz состоит в нескольких факторах, влияющих на сегмент казахстанских стартапов в целом.
Во-первых, в секторе туризма возврат инвестиций очень медленный по сравнению с финансовыми или корпоративными услугами. Стартапы в туризме зарабатывают комиссии с путешественников, что обычно очень маленький процент и монетизация стартапа происходит как правило если происходит масштабизация и популяризация стартапа среди потребитеей. Если стартап в сфере туризма не может масштабироваться, то получаемая прибыль не покрывает расходы. И стартапу в сфере туризма поэтому нужно больше времени для масштабирования, развития и возврата инвестиций.
В-вторых, казахстанские инвесторы не хотят долго ждать возврата инвестиций. Они хотят вложиться и уже через год-полтора получать прибыль, а в сфера туризма требует времени.
В-третьих, проблема с ИТ девелоперами. Эта проблема относится ко всем стартапам, так как на рынке очень мало профессиональных ИТ специалистов, которые могли бы развивать и осблуживать продукт. Стартапам приходится привлекать зарубежных ИТ специалистов (украинских, белорусских, российских и с дальнего зарубежья). Расходы на ИТ, как правило, составляют львиную долю расходов стартапа.
В-четвертых, проблемы с коммуникациями и продвижением стартпов. У казахстанских стартапов есть проблемы с продвижением своей идеи. На хакатонах и презентациях, как правило, инвесторы, выделяют деньги самому привлекательному продукту, но никто не обучает стартаперов продвижению их продукта и в дальнейшем не поддерживает их в этом плане. И в результате, несмотря на то что у стартапа есть хороший продукт и команда, но нет средств и маркетологов, они уходят с рынка.
Для того чтобы увеличить количество казахстанских стартапов в сфере туризма, по мнению А.Кошкарова, государство, крупный бизнес и СМИ могут помочь популяризовать стартапы, чтобы он стал востребованным продуктом для туристической индустрии и мог бы масштабироваться и на других рынках. Без поддержки государства и обществености, стартапам в сфере туризма в Казахстане очень сложно развиваться, подытоживает А.Кошкаров.
Просмотров материала: 1 841