23 мая 2019 года на базе Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Общественный фонд «Экологический Фонд Казахстана» в рамках проекта «Дети и состояние окружающей среды» при грантовом финансировании НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, при софинансировании Учреждения «Международная академия экологии» провела молодежную конференцию «Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее».
В мероприятии приняли участие Президент Международной Академии экологии Дуамбеков М.С., главный эксперт управления координации семейной политики Комитета по делам молодежи и семьи МИОР РК Таскинбаева М.Т., координатор программы ЮНИСЕФ по жизнестойкости детей и инициативы «Город, дружественный к ребенку» Стативкина А., национальный эксперт Проекта ПРООН-ГЭФ и Правительства РК Шопаева А.А., вице-президент Национальной академии образования им. И. Алтынсарина МОН РК Мухамедханова А.К., а также студенты высших учебных заведений РК, экологических НПО, представители государственных структур, образовательных, медицинских учреждений и другие заинтересованные организации.
На конференции были рассмотрены вопросы, направленные на формирование экологического мировоззрения, знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих ответственность каждого за состояние окружающей среды и формирование общей экологической культуры населения.
По итогам конференции была принята Резолюция, цель которой привлечение молодежи к экологическому образованию и формированию экологической культуры.
На одной из секции конференции были отдельно рассмотрены вопросы связанные с экологическим образованием, воспитанием, и формированием экологической культуры. Ниже тезисно представлены взгляды докладчиков и участников конференции на формирование экологической культуры через образовательные программы.
Применение образовательных программ в дошкольных, школьных, вузовских образовательных учреждениях для формирования основных компонентов экологической культуры обучающихся: экологических знаний, экологического сознания и экологической деятельности, должна содержать преемственность. Большую роль играют дополнительные образовательные программы направленные на формирование экологической культуры обучающихся и эффективного проведения дополнительных экологических мероприятий.
Человек и Природа - проблема противоречия, Индустриальное общество и Окружающая среда наиболее острые глобальные проблемы современности. В настоящее время существует острая необходимость такого духовного и культурного роста человека, который бы не отставал от роста развития технических средств. Рост этот возможен в результате формирования экологической культуры личности.
Экологическая культура рассматривается в нескольких аспектах, в том числе как новый тип культуры, а также как широкое интегративное свойство личности, которое охватывает интеллектуальные, эстетические, этические и деятельностные стороны человеческой жизни. Основные структурные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое сознание и экологическая деятельность.
Формирование экологической культуры обучающихся в образовательном пространстве не должно носить спонтанный характер. Для достижения качественных результатов в формировании экологической культуры обучающихся необходимо, чтобы образовательная деятельность, через образовательные программы, была четко и грамотно спланирована и запрограммирована.
Существенным является тот факт, что все образовательные программы, на всех уровнях обучения, должны иметь место триединство образовательных задач: учебных, воспитательных и развивающих.
В контексте непрерывного экологического образования образовательные программы и дополнительные образовательные программы и дополнительные экологические мероприятия, могут и должны взаимно дополнять друг друга. Реализация образовательных программ по формированию экологической культуры в практике работы всех образовательных учреждений способна не допустить пробелов, а если возникли какие-либо проблемы восполнить те пробелы в экологическом образовании и воспитании, которые возникают или могут возникнуть в процессе реализации традиционных и новаторских учебно-воспитательных программ.
Можно выделить три этапа формирования экологической культуры обучающихся:
1 этап - Мотивационный. Главная цель ̶ создание у обучающихся мотивации к приобретению экологических знаний, умений и экологической и природоохранной деятельности. Задачами этапа являются осознание обучающимся потребности выстроить в первую очередь к себе, своему здоровью, с окружающей средой, с природой и свое поведение в природе на основе ̶ общественного опыта, научных знаний, норм морали, права и культуры.
2 этап - Познавательный. Главная цель этапа активизировать деятельность обучающихся на получение новых сведений из области экологии, биологии и охраны окружающей природы. Обучающиеся должны получить представления об экологических проблемах и сформироваться основные экологические понятия, это тесно связано с самостоятельностью в расширении знаний через литературу, СМИ, интернет. Задачами этапа являются включение обучающихся в общественные отношения, усвоение общественных ценностей, норм и поведения в природе, формирование мировоззрения личности связанных с природой.
3 этап - Деятельностный. Владение обучающимися на основе приобретенных знаний умениями и навыками обращения и поведения в природной среде. Задачами этапа являются дальнейшее совершенствование умений и навыков, дополнительного опыта по охране природы, изучение экологических вопросов и переход к активной пропаганде экологических идей.
Далее обучающийся переходит на высший уровень самостоятельности. Интерес обучающегося становиться творческим, возникает потребность практической деятельности. Возникает потребность в серьезной научно-исследовательской деятельности в области экологических исследований.
Процесс формирования экологической культуры сложный организационно-деятельностный процесс, где педагоги и обучающиеся должны эффективно спланировать и воплотить на практике процесс формирования экологической культуры. Таким образом, экологическая культура личности и ее формирование, как социальная и педагогическая проблема, будет успешно решена.
Кафедра Экологии Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина готовит специалистов экологов которые уже в настоящее время и в будущем будут активно формировать экологическую культуру личности.
Официальный сайт - Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина http://kazatu.kz/ru/
За экологическое культуру:
Сатыбалдиева Г.К., Куатбаев А.Т., Шупшибаев К.К., Жанабергенов А.О.
кафедра экологии КАТУ имени С. Сейфуллина
Просмотров материала: 2 670