Не секрет, что за годы независимости наблюдалось заметное падение нравов, морали, общей культуры населения. Лихие 90-ые годы – время прихода «дикого капитализма» – принесли кроме падения в обществе морали рост небывалой преступности: рэкет, заказные убийства, сексуальное рабство, торговля людьми, барымта и т.д. Острые экономические проблемы породили и социальные «болезни».
В итоге культура поведения в нашей стране желает лучшего: у нас даже молодые люди плюются на улице, и непонятно от чего: от бронхита, нечистоплотности или наплевательского отношения к себе и окружающим?
Или казахстанцы не следят за чистотой не только в населенных пунктах, но и на природе – возле рек и озер, на горных перевалах – оставляют после себя «свалку воспоминаний», вдоль автомобильных и железных дорог – выброшенный из автомашины, поезда мусор.
Не говоря о брошенных пакетах, окурках, алюминиевых банках, пластиковых бутылках и т.д. на улицах городов и поселков. У нас же все привыкли мусорить и не видят в этом ничего зазорного – уберут же (уборщица, дворник и т.д.). Отсюда и рождается безответственность, бездумное отношение к окружающей среде.
К сожалению, с ростом экономики и благополучия населения отдельные социальные «болезни» 90-х годов не ушли в прошлое, хотя в последнее десятилетие наблюдается снижение преступности. И в настоящее время пришло время обратить внимание на такие базовые основы общества, как культура поведения, нравственные ориентиры для молодежи, цивилизованные формы общения с иностранцами и др.
Такая тема стала основной в интервью Садвакасова Накипбека Кенжебаевича, юриста-правоведа, автора нескольких книг. Им написано немало статей в различных журналах и газетах; в свое время он работал в Институте философии и права Академии наук Казахской ССР, Министерстве юстиции Казахской ССР, Верховном Совете Республики Казахстан, руководил юридической службой различных организаций и т.д.
– Накипбек Кенжебаевич, недавно прочитал вашу книгу «Этико-правовые нормы и культура поведения». По какой причине маленький тираж книги?
– К сожалению, книга издана на мои средства только в 100 экземпляров. Написана она на основе богатого фактологического материала, с учетом менталитета казахстанцев и психологических особенностей современной молодежи. Эта книга три года ждет своей очереди для издания в Министерстве культуры и спорта, хотя есть положение самого Министерства об издании общественно значимой литературы.
– Да, книга актуальна – мы являемся свидетелями низкой культуры поведения наших граждан на улице, в общественных местах. А на дороге – тихий ужас: оскорбления, маты, разборки, драки…
– В средствах массовой информации постоянно отмечается низкая общая культура поведения граждан, особенно, молодежи. Более половины молодых казахстанцев не знакомы с элементарными нормами поведения в обществе.
Иной раз, когда в той или иной обстановке требуется необходимость проявления элементов этикета, слышатся зачастую скептические реплики: «Да развели тут китайские церемонии, к чему это нам?». На что древние китайские мудрецы благоразумно давным-давно уже объясняли: «Церемонии, вежливость воспитывают в человеке добродетель».
– Лихие 90-ые оставили плохие воспоминания, одно из которых – люди стали злыми и агрессивными. Недавно с удивлением прочитал, что в России провели исследование, которое показало: россияне за 30 лет (с 1981 по 2011 год) стали в три раза злее, наглее и потеряли способность к самоконтролю, а по сравнению с лихими 90-ми ситуация в обществе практически не изменилась.
– По этой причине – рост преступности в России, где около 80% убийств совершаются без причины – в состоянии спонтанной агрессивности. В целом люди мира стали печальнее и злее – об этом тоже есть данные.
В наши дни психологи и медики отмечают, что люди, вследствие ускорения темпов жизни, стали более раздражительны и агрессивны. А ведь излишняя агрессивность – прямой путь к совершению правонарушений. К тому же эмоциональные всплески, вследствие игнорирования правил обхождения, влекут за собой различные нервные «болячки», которые чреваты еще более серьезными расстройствами для общего состояния человека.
– Основная линия, пронизывающая книгу, – это взаимосвязь морали и права. Несколько необычная постановка вопроса: обычно мораль и право рассматриваются в отдельности. Насколько такая постановка актуальна?
– На тесную взаимосвязь права и морали свидетельствует широкое применение этических понятий в нормах законов. Крылатые слова древних: «Право есть искусство добра и справедливости» вскрывает непосредственную связь общественной морали, действующего права и системы юстиции (лат. justitia – справедливость, законность).
При этом нравственность правосудия – это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая непорочность представителей правоохранительных органов: следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью и правонарушениями, как закон.
Нарушение правовой нормы вызывает со стороны нравственно зрелых членов общества законное чувство морального осуждения, а обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.
Особенностью взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием.
Соответственно, отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, а нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения.
В общественном процессе мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. В идеале, право не должно противоречить морали. В свою очередь, право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных устоев. Таким образом, моральные установления оказывают благотворное воздействие на наиболее полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка.
– В своей книге вы уделили внимание о взаимосвязи туризма и культурой поведения. В самом деле, иностранцы уже в аэропорту сталкиваются с нашими неприветливыми пограничниками и ушлыми таксистами, втридорога задирающими цену за проезд.
– На государственном уровне отметили, что туристическая сфера должна стать драйвером экономики Казахстана. И основная проблема в Казахстане – отсутствие культуры принятия туристов, ибо повсеместно бытует позиция рвачества, отсутствие совести, воспитания.
В русле этого в книге уделяется большое внимание вопросам туристического сервиса и тонкостям общения с иностранными гостями. Значимость данной книги несомненна так же в целях реализации «модернизации общественного сознания».
Безусловно, необходимо срочно приложить все усилия для повышения общей культуры населения, особенно молодежи, а также уровня предоставляемого туристического сервиса. Эти меры, несомненно, будут способствовать значительному росту дохода страны от иностранного или въездного туризма.
– Что вы можете пожелать молодежи?
– В тех или иных жизненных обстоятельствах достаточно в полной мере проявляется этическая сущность человека. Поведение людей и уровень их нравственной сути всегда взаимосвязаны. При знакомстве и общении следует чаще улыбаться. Не все мы осознаем, что улыбка очень дорого ценится.
Человек с улыбкой всегда производит хорошее впечатление. И это реальный путь к самоутверждению. Не случайно в США слово «smile» («улыбайтесь») является их лозунгом. Американцы всегда улыбчивы и в деловых отношениях.
Там уважают человека успешного. И он, разумеется, не может быть мрачным. На вопрос: «Как дела?» американцы неизменно отвечают: «Fine!» («Прекрасно!»). В США быть угрюмым считается дурным тоном. Человек мрачный, с тяжелым взглядом производит тягостное впечатление.
Чтобы быть уверенным в себе, необходимо знать этические установки как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Жизнь есть непрерывный процесс роста и развития. Если вы будете с этой позиции относиться к ней, вы наполните ее высоким смыслом и благородной целенаправленностью, и тогда вам всегда будет сопутствовать успех.
И что интересно, исследования ученых-психологов показали, что в большей степени успеху способствует умение эффективно взаимодействовать с людьми, то есть положительную роль играет знание правил поведения в деловых и иных жизненных ситуациях.
Ко всему, молодежи необходимо усвоить кодекс правильного поведения, принятый во многих цивилизованных странах мира. Этот кодекс отличается обязательным наличием четырех существенных основ: достоинства, вежливости, естественности и такта. И еще, у юных душ должны быть чистые помыслы, открытые миру добрые сердца и бурлящая энергия для созидательного труда.
Великий мудрец древнего Китая Конфуций говорил: «Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том случае, когда сердце ищет правды».
– Этические установки дают уверенность в себе – это, конечно, звучит красиво. Насколько такие установки жизнеспособны?
– Они жизнеспособны. Благовоспитанность, благонравие и хорошие манеры выгодно высвечивают, и если пользоваться современной терминологией, «презентуют», любого человека с самой привлекательной стороны, производят весьма благоприятное впечатление на окружающих. И соответственно хорошо воспитанный человек и сам чувствует себя уверенно в любой среде, так как знает, как вести себя правильно в том или ином кругу, жизненной ситуаций.
Многое, бесспорно, прочно связано с внутренней культурой человека. И в большей степени они связаны с его этическими представлениями и установками. Человек своими поступками, манерой поведения, стилем одеваться, определенными привычками, безусловно, выражает и свой внутренний мир, свое этическое «я».
– Отрадно, что наша молодежь не утратила уважение к старшим – это заметно в гостях, на улице, на работе, в общественном транспорте и т.д.
– Традиция уважать старших у казахов начинается с этикета приветствия, и этому ритуалу придается большое значение, потому что уважительное отношение к взрослым начиналось уже с момента приветствия.
Соответственно, в народе с ранних лет приучают детей вежливому, уважительному приветствию. При этом младший должен протягивать обе руки. За это ребенок сразу же получает благословение старших.
Еще одной важной чертой характеризуются отношения взрослых с молодежью – это постоянная готовность молодых оказать услугу, помочь старшим. За достарханом никто не должен был протягивать руку за едой, если еще не начал есть самый старший или почетный гость.
– Кажется, и в советское время люди были неулыбчивыми?
– В далеком 1981 году, будучи во Франции, мы были приятно удивлены улыбчивости и легкости в общении французов с «советами», когда еще существовал мощный «железный занавес» между капиталистическим и социалистическим миром.
Французы не проявили ожидаемой подозрительности и враждебности к «красным», наоборот, во всем были внимательны и учтивы. Они были неизменно восхитительно приветливы. Мы на самом деле убедились, что утонченная галантность была в крови у французов.
В одной из самых успешных стран мира – Соединенных Штатах Америки – быть угрюмым считается дурным тоном. Человек мрачный, с тяжелым взглядом производит гнетущее впечатление. И не случайно знаменитый американский боксер Мохаммед Али, посетивший Советский Союз в 1978 году, с откровенным недоумением изрек: «Россия пугает меня – люди в автобусах выглядят так, словно их везут на электрический стул».
– У казахов было много запретов. С чем это связано?
– Определенные этические запреты у казахов исстари возникли как ответы на суровые условия окружающей действительности. Вот некоторые из них: «Погибай, но тайну врагу не раскрывай», «Не попадай в плен врагу», «Не ссорься с народом, не враждуй с героем», «Не уходи от народа на чужбину, а если ушел, то скорей возвращайся», «Не охаивай коллектив», «Не переходи дорогу старшему», «Не сердись на гостя», «Не чихай в сторону еды» и т.п. За каждыми из этих моральных норм – словесная установка правильного поведения, достойных поступков.
– Я помню многие запреты с детства: Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим; Босағада отырма – не садись у порога; Нанды тастама – не кидайся хлебом; Бетіңді баспа – не закрывай лицо руками и др. Насколько актуальны запреты казахов в наши дни?
– Вот несколько древних народных традиционных запретов (моральных ограничений) казахов, актуальных и в наши дни:
Не поднимай паники;
Не давай волю своему языку;
Не смейся человеку в лицо;
Во время разговора не повышай голоса;
Не клевещи;
Не говори плохих слов;
Не скрещивай рук (со скрещенными руками лежат покойники);
Не закладывай руки за спину (за спиной руки держат арестованные);
Не клади руки за голову (ты не арестованный);
Не болтай лишнего;
Не обманывай;
Ешь не торопясь;
Без благословления не вставай из-за стола;
Не смейся над больными;
Не ругай девочек;
Не хвались своим богатством;
Не считай других ничтожными;
Не дружи с нечестным человеком;
Не продавай колыбель;
Не причиняй вред другому;
Не воруй;
Не завидуй добрым делам;
Не обижай сирот и вдов;
Не садись на стол;
Не бей маленького;
Не наступай на хлеб;
Не сплетничай;
Не стреляй в белых лебедей;
Не руби одинокое дерево;
Не трогай голубей и т.д.
– Накипбек Кенжебаевич, большое спасибо за интервью!
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 294