Интересные дела творятся в букмекерском бизнесе. С 2017 года в недрах Министерства культуры и спорта Казахстана разрабатывался законопроект по вопросам внесения изменений в Закон «Об игорном бизнесе», одним из новшеств в этом документе является положение, по которому все ставки на спорт и иные события (а ставить можно даже на результаты выборов, погоду и сериалы) должны проводиться только одним Оператором пари, причем частным.
Такой Оператор будет выбран с помощью конкурса - тендера и на длительный срок получит эксклюзивную лицензию на прием ставок по всей стране, и по сути выходит, что частная компания станет монополистом на данном рынке, утверждают сами букмекеры. Кроме того, планируется, чтобы все ставки проходили через Центр учета, предполагается, что это тоже будет частная организация, выбранная по тому же тендерному принципу. Букмекеры не сомневаются, что и кормиться он также будет за их и счет клиентов, а еще и собирать о них конфиденциальные данные.
Осенью 2018 года новшество по Оператору пари не поддержали в Министерстве национальной экономики, в НПП «Атамекен», не прошла идея и несколько экспертных комиссий. Однако разработчики проигнорировали, например, в отношении Центра учета ставок необходимость получения анализа регуляторного воздействия, требуемого предпринимательским кодексом. Поправки ведь касаются деятельности 45-ти букмекеров и 20 тотализаторов, а это тысячи рабочих мест и миллиарды налогов.
Сейчас законопроект находится в Мажилисе:
- Уничтожение рыночной конкуренции, мелкого и среднего бизнеса и формирование олигархического с большими административными и финансовыми ресурсами, еще большее развитие теневой экономики и коррупции, вот с чем казахстанцы могут столкнуться в ближайшее время, - отметил член дирекции Ассоциации Букмекеров Казахстана Николай Искендиров, - В Казахстане есть только один прецедент создания единого оператора - в лотерейной индустрии, там одной компании дали право эксклюзивно проводить розыгрыши на территории страны в течение 15 лет. При этом она в дополнение к «отсутствию конкуренции» имеет «очень привлекательное налогообложение» по сравнению с букмекерами, тотализаторами и казино. Пока оценить все плюсы и минусы данного оператора невозможно, система работает всего несколько лет.
- Поясните для несведущих, что такое оператор пари и как он может быть частным?
- Согласно законопроекту, под «Оператором пари» подразумевается юридическое лицо, причем его акционерами могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Выбирать его будут с помощью тендера, победитель получит эксклюзивную лицензию на занятие букмекерской и тотализаторной деятельностью, предположительно сроком от 10 до 15 лет. Следовательно, всем остальным букмекерам придется прекратить свою работу, потому что их готовый бизнес перейдет к частному Оператору пари. В итоге, произойдет легальный передел собственности, а точнее легальное рейдерство.
Если этот вариант не пройдет, то существует запасной план – это Центр учета ставок, куда вместо легального отъема бизнеса, предположительно будут собираться «сборы» с букмекеров, например, за регистрацию и учет. Такой Центр изначально планировалось создать при министерстве культуры и спорта, возможно с дальнейшей передачей в доверительное управление в частные руки, но сейчас, видимо, чтобы не затягивать кульминацию, решили сразу назначить его по тендеру.
Данный Центр должен хранить большой поток информации в дорогостоящих дата-центрах, очевидно, чтобы потом можно было обосновать, что у государства нет средств закупать сервера, а вот частник сможет оснастить и взять в управление, но взамен получит новый источник заработка, искусственно созданный через принятие нужных законов.
- Как раз хотела спросить об этом, и вы сами назвали уже давно подзабытое в нашем бизнесе слово – рейдерство.
- Создается легальный инструмент «рейдерства», а также «искусственных поборов». По сути, если концепции «Оператора пари» и «Центра учета ставок» будут приняты, то заинтересованные лица смогут поучаствовать в двух тендерах: «кто хочет забрать букмекерский бизнес» и «кто хочет стричь комиссию с букмекеров». Ну все мы ведь знаем, как на самом деле проводятся тендеры в Казахстане.
Вся эта ситуация говорит, что в стране есть силы, которые не заинтересованы в существовании рыночной экономики и они подставляют политику руководства страны, подрывают конституционные устои, душат средний бизнес.
- Есть ли подобные прецеденты в мировой практике игорного бизнеса? Откуда- то ведь пришла идея инициаторам законопроекта?
- В 193 странах, где развит игорный бизнес, только в 3-х странах присутствует модель единого частного оператора: в Азербайджане, Турции и Парагвае. В 5-ти странах принята модель единого государственного оператора в сфере букмекерства – в Финляндии, Норвегии, Венгрии, Греции и Новой Зеландии. Возникает резонный вопрос – с каких пор Казахстан равняется на Парагвай?
Кроме того, согласно отчетам международных компаний, как Price Waterhouse Coopers в тех странах, где есть единые операторы пари, будь то государственные или частные, сразу начинается бурный рост ставок местных граждан у иностранных букмекеров, нежели чем у таких операторов-монополистов, может последовать уход денег из страны в зарубежные юрисдикции. Почитайте в новостях, что в Азербайджане и Турции постоянно открываются или закрываются подпольные игорные заведения. Выходит, что наличие Оператора пари может создать благоприятную среду для развития криминального рынка и ухода от оплаты налогов.
- Недавно я была в казахстанском Лас-Вегасе – Капчагае и увидела, сколько казино там закрылось, то есть отрасль то особыми успехами похвастаться не может? Не понятно такое внимание именно к вашему бизнесу, разве он относится к передовым?
- За почти тридцать лет независимости Казахстана все интересные отрасли давно уже «поделены», видимо, теперь взялись за оставшиеся, - подключилась к разговору исполнительный директор Ассоциации Букмекеров Казахстана Айнур Смагулова, - Поэтому нас не удивляет, что в рамках законопроекта появились такие предложения, как создание Оператора пари в области букмекерства и тотализаторов, а также Центра учета ставок. По факту сейчас идет уничтожение среднего бизнеса крупным, а ведь везде говорят, начиная с Президента, что МСБ должен быть основным драйвером экономики, а на местах получается, что поручения руководства страны саботируются.
- Как эти нововведения могут коснуться обычных казахстанцев?
- Я думаю, что законопроект приведет к еще большему развитию коррупции, теневой экономики, безработице и социальному недовольству. Все сегодняшние букмекеры уйдут в интернет, его невозможно заблокировать эффективно, по сути, каждую минуту можно создавать сайты-зеркала. Прекратится и поддержка спорта со стороны букмекеров, казахстанцы будут делать ставки у иностранных букмекеров.
Может возникнуть и социальная проблема. По состоянию на март 2019 года в букмекерских компаниях работают, включая кассиров, административный и руководящий персонал – более 4.5 тысяч человек, в том числе 3 тысячи женщин.
Но букмекеры против таких последствий и готовы вступать в диалог с Министерством культуры и спорта – конкретно они предлагают и дальше ему контролировать отрасль – выдавать, приостанавливать, отзывать лицензии, усиливать меры наказания за незаконную работу, вводить механизм самоограничения от участия в пари, бороться таким образом с лудоманией. Не против предприниматели и государственного регулирования по примеру Нацбанка в отношении брокерских компаний, говорят, что букмекерские ставки напоминают работу на фондовой бирже.
Просмотров материала: 1 868