Предыдущие материалы были посвящены темам казахского национализма и отставки Назарбаева. Теперь вкратце о формировании политической нации в Казахстане, через эволюцию и перспективы выборного института. Девиз традиционный: «Все только говорят об этом – мы же изучаем его с научных позиций».
Понятие «культура» включает два смысла: Как «cultus» (культ, поклонение) и «cultura» (возделывание, взращивание). Это же разделение в полной мере применимо и к наблюдаемой разнице в нашем понимании «электоральной культуры».
Когда, с одной стороны, и власти, и оппозиция одинаково ошибочно относятся к выборам: вторые создали из них своего рода «карго-культ» (божество абстрактной демократии, непонятное и привлекательное), а первые – используют электоральные процедуры для возвеличивания очередного «вождя», «земного божества».
Недалеко ушли от них и наши «политологи», подобно средневековым схоластам увлечённо считая «количество ангелов/бесов на острие иглы». Полезнее основываться на рациональных подходах – рассматривать электоральные процессы как динамическую систему с периодами роста/стагнации/упадка.
Для этого достаточно использовать подходящие определения: «электоральный/политический цикл» и критерии (конкурентность, предсказуемость, временные границы циклов и т.д.). В результате такого анализа выявляется такая электоральная «картина мира» в Казахстане.
1. История больших электоральных циклов в РК
В целом мы уже прошли 6 (шесть) таких циклов и вступаем в седьмой из них. Каждый из них различается не только временными рамками, но и общим содержанием, а также вектором роста/стагнации/упадка.
Первый электоральный цикл: президентские выборы – 1991 г. (1 декабря), выборы в местные Советы народных депутатов – 1989 г. (26 марта), выборы в Верховный Совет Каз. ССРXII созыва – 1990 г. (25 марта). Примечание: с юридической точки зрения – это были выборы президента Казахской ССР.
Второй электоральный цикл: референдум по продлению полномочий президента – 1995 г. (29 апреля), выборы в в Мажилис/маслихаты – 1994 г. (7 марта) и 1995 г. (9 декабря).
Третий электоральный цикл: президентские выборы – 1999 г. (10 января), выборы в Мажилис/маслихаты– 1999 г. (10 октября).
Четвертый электоральный цикл: президентские выборы – 2005 (4 декабря), выборы в маслихаты – 2003 (20 сентября), выборы в Мажилис – 2004 (19 сентября).
Пятый электоральный цикл: президентские выборы – 2011 (3 апреля), выборы в маслихаты/Мажилис – 2007 (18 августа) и 2012 (15 января).
Шестой электоральный цикл: президентские выборы – 2015 (26 апреля), выборы в маслихаты/Мажилис – 2016 (20 марта).
Седьмой электоральный цикл: президентские выборы – 2019 (9 июня), выборы в маслихаты/Мажилис – …
2. Политические циклы в РК
Характер таких циклов определяется тем, какая ветвь власти доминирует в тот или определённый период.
Соответственно, за 30 лет электоральной истории было 3 (три) полити-ческих цикла:
1) 1989 -1994 г.– переходный период (от позднесоветской, пере-строечной модели к инерционно-раннесуверенной). Когда сначала под ло-гунгом «Вся власть Советам!» представительная и законодательная ветви власти формально главенствовала над партийными и исполнительными. Старт этому процессу положил I съезд народных депутатов СССР (от-крытие 25 мая 1989 г.).
Позднее, после путча и развала СССР, эта тенденция нашла своё продолжение уже в своих суверенных формах. Так, в марте 1994 г. был избран многопартийный Верховный Совет, в котором сформировалась доминирующая парламентская оппозиция. Её ядро составили большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу «Прогресс».
Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда. Всё это обернулось политическим кризисом марта 1995 г., приведя к роспуску парламента и отставке правительства.
Позднее в том же году был проведён референдум о продлении полномочий президента, а затем принята новая конституция, ликвидировавшая, среди прочего, Конституционный суд. В результате этого кризиса с марта по декабрь 1995 г. в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть.
2) 1995-2019 – установление т.н. «суперпрезидентской по принципу: «одна [нефтепроводная] труба-один центр власти-один лидер».
3) 2019 - ? – новый переходный период, с временным двоевластием: ЕБ-первый президент (председатель СБ, партии NurOtan, АНК) и второй президент.
3. Соблюдение границ избирательных циклов
Итого, из 7-и кампаний президентского уровня (включая референдум 1995 г.) только выборы 2005 г. прошли в установленные законодательством временные сроки. Когда элекшнз 1991 г. были стартовыми, а остальные 5 – внеочередными, досрочными (1995, 1999, 2011, 2015, 2019 г.).
Почти та же картина по парламентским выборам: всего 8 кампаний, из них 3 – с соблюдением сроков (1994, 1999, 2004), 4 – досрочные, внеочередные (1995, 2007, 2012, 2016 г.) и 1 стартовая (1990 г.).
4. Конкурентность и предсказуемость выборных кампаний
Факторы конкуренции и непредсказуемости в той или иной форме (включая наличие всего лишь 33 мандатов из 177 мест у провластной Партии народного единства Казахстана на выборах 1994 г.) присутствовали на парламентских выборах вплоть до 2004 г., как последней кампании с межпартийной конкуренцией и борьбой самовыдвиженцев на одномандатных округах.
Последующий период характеризуется лишь правовыми барьерами, а также усилением административного давления (особенно, в период «майлыбаевщины»).
Президентские же выборы с самого начала отличались меньшей конкурентностью и предсказуемостью. Так, стартовая кампания 1999 г. (ещё в условиях распадавшегося СССР) была безальтернативная: лидер «Семей-Невада» О.Сулейменов отказался выдвигать свою кандидатуру, оппозиционный Х.Кожахметов не был допущен к выборам Цен-тризбиркомом, поскольку не сдал необходимое по закону количество подписей в свою поддержку. Первые конкурентные выборы состоялись только в 1999 г., последние же – в 2005 г.
Показательно, что в 1999 г. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отказалось направлять полномасштабную миссию, посчитав, что «законодательная база, возможность доступа на избирательные участки и к средствам массовой информации для представителей оппозиции не отвечают обязательствам Казахстана в рамках ОБСЕ».
В отчетах по итогам последующих президентских выборов – 2005, 2011 и 2015 годов – эта организация утверждала, что Казахстану требуются реформы для проведения «подлинно демократических» выборов.
------------
Смотрюсь в тебя, Украйна,
как в зеркало,
до умовозвращения...
------------
Наверху теперь начались разборки и передел власти-собственности.
Ну, а нам достаточно вновь стать сами собой:
вольными степняками-қазақтар со своими "бес қару" инфоэпохи:
ФБ, YouTube, Google, интеллект, юмор.
------------
Далёким французам на Нотр-Дам,
своим казахам ештеңе не дам
------------
Образец стабильности – процедурная медбике Тұрақтыбаева,
которая вот уже тридцать лет вкалывает в одном и том же месте.
------------
Нынешнее поколение избирателей будет жить при Мэлсе – вечном кандидате.
(Н.Хрущёв)
------------
Главный итог госвизита: после третьей бутылки Мирзиёев переименовался
в Шав-Ката.
------------
Благодаря мудрой экономической политике KZ подавляющее большинство казахстанцев так никогда и не узнает, у кого из них была аллергия на чёрную икру.
------------
Өзің де білме, саяси консультантты да тындама!
(древнее степное проклятие)
------------
"Единый кандидат от оппозиции" – это давняя сказка для наивных дурачков и опасный самообман/отмазка.
Который: 1) никогда не будет найден, 2) не имеет никакого смысла.
Потому что сейчас реальная задача демсил – не победа, а раскрутка как можно большего числа народных политиков в преддверии близких парламентских выборов.
------------
Ни дашки, ни тимки, ни таса, штык агашкизма в землю, армию чиновни-ков-дармоедов распустить!
(Лев Троцкий)
------------
Пленум "Акжола" завершился бурными и продолжительными слезисментами. Переходящими в жылавации.
------------
Скажи мне, когда премьера фильма "Томирис", и я скажу тебе, кто будет/не будет участвовать в предвыборной гонке.
------------
Т.н. "Транзит" был полезен хотя бы тем, что, как оказалось, никто в России не разбирается в наших реалиях.
------------
Шутки закончились.
Политический сезон тоже прояснён:
– Зе в Украине уже победитель и новая "заноза" для всех автократов пост-Совка;
– Токаев тоже основной участник в здешней гонке и финишёр первого тура с "политкорректными" процентами голосов. Когда главное для него – международное признание итогов;
– основные события ждут нас с августа-сентября месяца (тфа-тфа, если без "форс-мажора").
P.S. Поэтому о самом важном: «Игры престолов» я не смотрел, но собира-юсь. (И надо бы перечитать старика Гюго).
------------
ФБ - НАШЕ "ОРУЖИЕ ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА"
Потому что мы все изначально обречены агашками (как "антиказахскими существами") быть вчистую ограбленными и насовсем проданными, вместе с искорёженной Степью.
Теми, кто давно уже настроен убежать в час Х на свои "запасные аэро-дромы" в забугорье.
Чтобы избежать ответа за все прошлые и нынешние преступления перед казахами.
В которых они не верят и в глубине души презирают.
В каком-то отношении они правы, но не учитывают дух нынешней информационной, технотронной эпохи. Когда у нас всё-таки есть реальная возможность и жизненный смысл воспользоваться по-полной мощным потенциалом соцсетей.
Для своей ускоренной консолидации, мобилизации и самопросвещения.
Это в целом мои соображения, философия "национального Возрождения". А как конкретно достичь – тема последующих эссе: «Махамбетше про KZ».
Главное, что Система агашкизма уже сдвинулась со своей мёртвой точки тоқырау-застоя. И теперь основной вопрос времени: какие свежие полезные побеги смогут произрасти через трещины старого асфальта авторитаризма и невежества?
Еркин Иргалиев, исполнителный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»
Просмотров материала: 3 758