На данное время программа Министерства образования и науки, по которой в 10 и 11 классах с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке, еще не отменена. Не пересмотрены условия сдачи и формат ЕНТ, его «автономность» от школьной программы и другие нововведения прежнего руководства МОН.
Программа трехъязычия Сагадиева отменяется?!
Правда, легкий, невесомый повод для оптимизма дают заявления министра образования Куляш Шамшидиновой. В частности, по поводу трехъязычия она заявила: «Согласно требованиям времени, наши дети должны, в первую очередь, знать свой родной язык – казахский. Мы можем развивать казахский язык только в Казахстане.
Во-вторых, для интеграции, чтобы работать с нашими соседними государствами, нужно знать русский и английский языки. Конечно, общественность бурно обсуждает вопрос о том, нужно ли обучать на английском языке. Сейчас министерство рассматривает возможность постепенного перехода, подготовки кадров… Вопрос о преподавании на английском языке должен быть постепенным».
Если следовать логике этого заявления, то преподавания четырех предметов на английском языке в большинстве школ с сентября 2019 года не будет, т.е. это волюнтаристское решение Ерлана Сагадиева отменяется.
Ведь декларируемый переход на преподавание на английском языке в 2019 году превратился в откровенную профанацию из-за отсутствия педагогов, на должном уровне владеющих английским языком. Обучить учителей за 3 месяца вести школьный предмет на английском языке – это чистой воды волюнтаризм.
И, конечно, не в школе надо переучивать учителей, а целенаправленно готовить специалистов в педагогических вузах. Хорошо, если этому научатся в вузе за 4-5 лет учебы – знать и вести такие предметы, как физика, химия, биология, на английском крайне сложно и не по силам всякому выпускнику. Ведь не каждый студент имел отличную школьную подготовку по английскому языку, закончил спецшколу, НИШ, БИЛ (КТЛ), РФМШ и т.д.
Необходимо растянуть программу внедрения трехъязычия на 10-20 лет, при этом не во всех школах страны, а лишь в подготовленных и специализированных. Не надо превращать трехъязычие в самоцель: если в каких-то районах, селах, городах будут проблемы с трехъязычием, то его надо заменить трехъязычным образованием (углубленное изучение английского языка без обучения четырех предметов на английском). Надо исходить из реальных возможностей – невозможно за 5-7 лет подготовить таких учителей для всех школ республики, к тому же не все дети способны учиться на трех языках.
Можно по мере готовности школ, компетенции преподавателей, подготовки школьников повсеместно ввести разноуровневую систему по английскому языку и трехъязычию. Лишь из подготовленных школ в городах, районных центрах и селах открывать спецшколы с изучением основных предметов на трех языках.
Шамшидинова первым делом в министерском кресле отправила на доработку несколько учебников начальных классов, заявив, что в школьных учебниках есть определенные недостатки. В этом плане новый министр выгодно отличается от предыдущего руководителя ведомства, который затеял судебные тяжбы с блогерами и журналистами за их критику (!) школьных учебников, не говоря о «научных» судах.
Многие журналисты, общественники, педагоги давно указывали на крайне низкое качество учебников, которые просто так переписывались чуть ли не каждый год. Однако коррумпированная команда бывшего министра полностью игнорировала эту проблему. В итоге создалась абсурдная ситуация – никто не отвечал за качество учебников: ни МОН, ни РНПЦ «Учебник», ни авторы, ни издательства.
Опыт НИШ нельзя распространять на все школы
Куляш Шамшидинова – это практикующий педагог, знающая сферу образования изнутри. Когда в Алматы открывали НИШ, председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» сама ходила в обычные школы, чтобы рассказать о новом учебном заведении, об условиях поступления.
Она выступала перед родителями, легко переходя с русского языка на казахский, терпеливо отвечая на все вопросы; компетентна, демократична. Опыт НИШ показал, что можно делать в стране средние учебные заведения не хуже некоторых аналогов за рубежом.
Несмотря на небольшой срок, эти заведения показали свою жизнеспособность, и их выпускники имеют успех при поступлении в вузы. Например, Казахстанско-Британский технический университет зачисляет поступивших абитуриентов из НИШ сразу на 2 курс. Это признание высокого уровня НИШ.
Вслед за КБТУ такое решение могут принять и другие вузы – имеются отдельные предварительные соглашения. Немалое количество выпускников НИШ учится в престижных вузах страны, например в Назарбаев Университете, и за рубежом.
Конечно, идея распространения опыта НИШ на все общеобразовательные школы появилась до того, как Ерлан Сагадиев стал министром, но именно при нем она стала внедряться без подготовки и анализа. За основу программы обновленного содержания образования была взята модель Назарбаев интеллектуальных школ: 12-летка, трехъязычное обучение, новые программы, учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания, развитие лидерских качеств, работать в команде и т.д.
Это обычная эклектика. Опыт НИШ нельзя переносить в обычные школы – это разные системы образования, разные школьные программы, разные условия учебы. НИШ имеют интегрированную образовательную программу, в ее разработке принимали участие педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета. Учеба начинается в 8.15 и заканчивается в 17.30, с дополнительными занятиями, кружками, секциями, подготовками к олимпиадам и т.д.
НИШевцы обеспечиваются бесплатной школьной одеждой, бесплатным трехразовым питанием, учатся в новых просторных зданиях, имеется интернат для приезжих, некоторые предметы ведут два преподавателя. К тому же в эти школы поступают на основе большого конкурса лучшие ученики страны, работают лучшие учителя, в том числе из-за рубежа.
Основное отличие НИШ от обычных школ в том, что там выпускники не сдают Единое национальное тестирование (ЕНТ), а сдают экзамены, подготовленные Международным экзаменационным советом Университета Кембридж (МЭСК), приравненные к ЕНТ.
Другое отличие – полное отсутствие коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого. Если при сдаче ЕНТ большинство выпускников списывает, можно купить ответы, даже сертификат, то при поступлении в НИШ, при сдаче выпускных экзаменов, экзаменов МЭСК возможность списать – нулевая. Удивительно, что МОН до сих пор не переняло этот опыт НИШ при проведении ЕНТ; при желании можно искоренить позорное и коррумпированное списывание при сдаче ЕНТ – около 70% школьников списывают.
ЕНТ – основа коррупции и снижения знаний
Иными словами, идея распространения опыта НИШ на все общеобразовательные школы должна начинаться с ЕНТ. Коррумпированное и дающее поверхностные, обрывочные знания ЕНТ – это та самая преемственность, которую поддерживали министры образования и науки в последние годы.
Если Куляш Шамшидинова привнесет опыт НИШ в обычные школы в плане вытеснения или даже ликвидации ЕНТ, то новый министр сможет прервать эту порочную преемственность. Это будет восстановление нормальной системы образования, желательно с опорой не только на западные модели, но и советскую модель образования.
Будет огромная польза для образования, если хотя бы искоренить возможность списывания ответов при сдаче ЕНТ – меньше будет студентов с фиктивными знаниями и будущих фиктивных специалистов. Ведь практика списывания распространена и в вузах при сдаче тестов, курсовых, дипломных работ.
Например, в КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова недавно отчислили студентов, принимавших активное участие в сборе средств, чтобы получить правильные ответы на тестовые задания. Ответы на вопросы в вузовских тестах, которые проводятся на компьютере, можно получить за определенную плату – для этого достаточно иметь один аккаунт для сдающего и его «учителя».
Для сравнения. В Назарбаев Университете невозможно списать и во время экзаменов при поступлении, и при сдаче тестов и экзаменов во время учебы: отсутствие коррупции – основа высоких знаний. У каждого студента НУ имеется своя идентификационная карта или ID-карта, с помощью которой сдается письменный тест или экзамен – никто не сможет со стороны помочь, а преподавателя уволят при первой же попытке как-то помочь студенту. В итоге у студентов даже не бывает мыслей о том, чтобы как-то списать или купить ответы, потому что это сделать невозможно.
А студенты, поступившие с помощью ЕНТ, поражают незнанием многих элементарных фактов и безграмотностью – ведь ЕНТ не проверяет его устную речь, умение излагать свои мысли, логически мыслить, а также его способность грамотно писать сочинение, эссе, исследование, заметку.
Например, в школе, по их словам, они лишь изучают биографию автора, но сами романы и повести они не читают. Видимо, так готовят к ЕНТ. Неумение логически мыслить, отсутствие критического мышления, незнание фактологии по многим предметам – вот портрет студента после ЕНТ. ЕНТ противоречит новой программе учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания и т.д.
Желая как бы изменить ситуацию с ЕНТ, МОН отменило его в школе как итоговые экзамены, но оставило как вступительные экзамены при поступлении в вуз, т.е. для большинства выпускников-абитуриентов. К тому же Ерлан Сагадиев официально заявил, что в школе не должны готовить школьников к ЕНТ: вроде тестирование не основано на школьной программе, оно «автономно», которое можно пройти без подготовки (?). Мол, изменился и формат заданий в ЕНТ, в которых оценивается функциональная грамотность, а не зубрежка фактов.
И образовательный раскол начался с тех пор, как предметы «Казахский язык» и «Русский язык» превратились в «Оқу сауаттылығы» и «Грамотность чтения» и вместо грамматики и языка классиков появились тексты «из жизни звезд» и социальных сетей (?) с соответствующей лексикой. Уже сейчас учителя поднимают проблему обучения языкам по новой методике, которая приведет школьников к неграмотности и низкой языковой культуре.
Помните, как бывший министр раскрыл «философию» тестов, когда раскритиковали за Баян Есентаеву и Нуртаса Адамбая в пробном тестировании: «Сейчас мы готовим вопросы. Там будут Димаш Кудайберген и Головкин. Это называется «критическое чтение»? В итоге появился низкий уровень нового формата ЕНТ с языком, культурой, интересами, «идеологией» бульварной прессы.
Дело в том, что под видом миграции ЕНТ в SAT в тесты вместо языка жырау, Абая, Ауэзова, Маргулана вводится язык желтой прессы и социальных сетей, вместо имен поэтов, писателей, ученых – имена телеведущих, сомнительных режиссеров, спортсменов, певцов и т.д.
Вместо текстов из научных трудов, произведений великих писателей, поэтов, известных публицистов, казахского эпоса, пословиц, поговорок – тексты «из жизни звезд» и социальных сетей. Это явная профанация целей и идей школьного тестирования!
Во всем мире выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в вуз на базе среднего образования, а «реформатор» Ерлан Сагадиев чудесным образом отменил взаимосвязь школьного образования с экзаменами в вуз и высшим образованием. В вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента, а также проводятся собеседования, устные экзамены, которые основаны на школьной программе.
Любые виды школьного тестирования, в том числе и ЕНТ, как и учебники, должны быть в рамках школьной программы и определенных научных принципов, как систематичность знаний, их преемственность и последовательность, в определенной логической системе, связь с практикой, межпредметные связи. Это азбучные истины образования, которые опровергли «реформы» Сагадиева.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 302