После Ерлана Сагадиева назначение министром образования Куляш Шамшидинову можно только приветствовать. Однако проблема в том, сможет ли новое руководство МОН исправить ту кризисную ситуацию с образованием, в которую «искусно» завел предыдущий руководитель ведомства? Слишком много было необдуманных нововведений, недоработок, для преодоления которых потребуется немало времени и сил.
Как троечники и двоечники поступают в вуз
При Ерлане Сагадиеве произошла поспешная и неоправданная коммерциализация высшего образования, что вызвало заметное снижение его уровня, – лоббирование платных отделений вузов было видно невооруженным глазом. Его попытки «реформировать» можно образно представить как бег впереди поезда к деньгам.
Вся система высшего образования РК ныне заточена на финансах, с тем, чтобы было больше студентов на платной основе. Абитуриентам, провалившим тестирование для поступления в вузы в июне, при Сагадиеве дали второй шанс – они могли повторно пройти тесты в августе, заплатив 2242 тенге, и поступить на платное отделение.
С такой помощью со стороны государства слабые выпускники поступали в вузы – в 2017 году 30 тысяч абитуриентов стали студентами, повторно сдав Единое национальное тестирование (чуть меньше поступивших по гранту, а ведь еще были студенты платных отделений после основного ЕНТ). Получается, нужны не знания этих абитуриентов, а их способность платить – они не смогли сдать ЕНТ со всеми и набрать минимальное количество баллов. К тому же есть негласное правило в вузах: не исключать студентов платных отделений за неуспеваемость.
Сделали лазейку для поступления в вуз и для двоечников. Абитуриенты, которые не прошли повторное тестирование, были условно зачислены на платной основе, а вуз им дал дополнительно четыре предмета для подготовки к их дополнительному тестированию. В январе эта категория условно зачисленных студентов сдавала комплексное тестирование и зачислялась на первый курс уже со второго семестра. А КТ сдавать легче, чем ЕНТ.
В 2018 году повторно ЕНТ сдали чуть меньше, чем в 2017 году, но, как сообщили в МОН, у абитуриентов, проваливших это повторное тестирование, есть возможность сдать ЕНТ в январе 2019 года и поступить в вуз на платной основе.
Но и это не предел для очень слабых троечников. По новым правилам, озвученным представителями МОН осенью 2018 года, выпускники казахстанских школ, желающие поступить в вуз на платной основе, смогут с 2019 года сдавать ЕНТ в январе, марте, июне и августе!
Т.е. троечникам дается возможность сдавать ЕНТ уже четыре раза! Вступительные экзамены (ЕНТ) в вуз и в советское время, и в годы независимости сдавали только один раз, но с приходом Сагадиева дали возможность четырежды поступать в вуз! К тому же тестовые задания были изменены в сторону их облегчения, и в процентном отношении минимальное количество баллов для поступления уменьшилось.
Если раньше надо было правильно ответить на половину всех вопросов – 50 из 100, то теперь достаточно и 35% верных ответов: 50 из 140. Получается, в школах такая низкая успеваемость, что выпускникам надо несколько попыток сдать облегченное ЕНТ, чтобы набрать минимальное количество баллов?!
Насколько законно четыре раза сдавать ЕНТ в один год?! В России в случае, если участник ЕГЭ (все категории) не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год. Государственный экзамен на то и экзамен, что сдается один раз в год.
А не кажется ли вам, чиновники из МОН, что это нарушение закона РК «Об образовании», где есть пункт (глава 1, статья 3): «равенство прав всех на получение качественного образования»? По какой причине для получения бесплатного образования сдают ЕНТ один раз, а в платные отделения ЕНТ можно сдавать четыре раза?! Почему нарушается равенство прав всех на получение образования?!
К тому же в январе, марте ЕНТ могут сдавать школьники 11-12 классов. Непонятно, с какой целью дают возможность школьникам, еще не получившим аттестат о среднем образовании, поступать заранее на платные отделения вузов? Насколько это законно – еще не сдавшие выпускные экзамены школьники поступают в вузы? Ведь среди них могут быть те, которые не смогут сдать экзамены или сдадут на слабые тройки. Это юридически не обоснованное решение. Впрочем, как и сдача ЕНТ четыре раза.
Конечно, ныне школьники выпускных классов, еще не получив аттестат, сдают IELTS, экзамены в Назарбаев университет, зарубежные вузы и т.д. Однако нельзя сравнивать экзамены зарубежной комиссии на грант с ЕНТ для поступления в платные отделения наших вузов (для троечников).
Когда министр не дружит с анализом
Если в советское время троечников направляли в СПТУ и ГПТУ, то ныне – на платные отделения вузов. В итоге при огромном количестве вузов и студентов – в стране нехватка рабочих, специалистов и безработица!
Из-за отсутствия анализа и планирования рабочих мест в наше время отдельные отрасли народного хозяйства остались без квалифицированных специалистов: сельское хозяйство, многие промышленные предприятия, строительная отрасль и др., остро ощущается дефицит специалистов рабочих профессий, оголилось среднее профтехобразование. Потерялась сама суть профессионального образования – связь с будущим рабочим местом. Высшее образование превратилось в самоцель и в большой бизнес.
А ведь образование и наука – не коммерция, не бизнес. Наоборот, государство должно вкладывать деньги в образование и науку – каждый грамотно вложенный тенге вернется ростом экономики в несколько раз. Это мировая практика. Надо вкладывать деньги в среднее профтехобразование, учебные заведения для сельского хозяйства, технические специальности и др., тогда можно и ожидать рост экономики.
И вместо изучения рынка востребованных и нужных профессий и подготовки кадров по ним Министерство образования и науки через частные вузы стало массово готовить юристов, экономистов, правоведов и т.д. с низкой квалификацией, а вузы стали превращаться ректорами в разновидность бизнеса.
Вузы с громкими названиями стали появляться, как грибы после дождя: только заплати, и получишь вожделенный липовый диплом. При этом государство и руководство учебных заведений не несут никакой ответственности за трудоустройство выпускников, будто это не касается их. Тем не менее, немалая часть из этих «специалистов» устроилась на работу, увеличивая количество «халтурщиков» в различных сферах.
По числу студентов на десять тысяч жителей Казахстан стал одним из лидеров, перегнав по этому показателю ряд развитых стран. Проходной балл, будучи невысоким, был снижен для частных (и некоторых государственных) вузов до 50 баллов (их может набрать даже стопроцентный троечник).
Профессионально-техническое обучение даже при его бесплатности остается непривлекательным для казахстанской молодежи. Ведь МОН своими решениями способствует ее на поступление в университеты: заплати и набери минимальное количество баллов с четвертого захода, и ты – студент.
Если есть деньги, то высшее образование у нас доступно для слабых выпускников. Тогда кому нужны рабочие профессии, специалисты для сельского хозяйства, промышленности, строительства и т.д.?!
Ведь бывший министр Ерлан Сагадиев в свое время заявил, что Казахстану не хватает 1 млн человек с высшим образованием: «Учитывая развитие, скажем, России, у них на 17 млн человек людей с высшим образованием больше, чем у нас. Китай вообще каждый год выпускает из вузов одно население целой Австралии. По нашим подсчетам, сегодня в Казахстане не хватает 1 млн человек с высшим образованием».
Такое рассуждение бывшего министра не очень логично: и школьнику понятно, что в России и Китае в абсолютном выражении больше людей с высшим образованием, потому что там количество населения приблизительно больше в 8 и 80 раз, чем в Казахстане. Конечно, надо сравнивать в процентном отношении, и то не факт, что такое сравнение уместно: каждая страна должна исходить из внутренних потребностей и возможностей, экономической целесообразности и готовить нужных специалистов для народного хозяйства, а не для образовательного «бизнеса» и статистики.
Как МОН отменяло свои же решения
При бывшем министре особенно чувствовалась слабая юридическая работа ведомства – нередко новые решения противоречили предыдущим приказам или без всякого обоснования отменялись предыдущие постановления; к тому же многие нововведения были слабо аргументированы – была слаба не только их правовая база, но и исследовательская основа, аналитика, прогнозирование.
К примеру, выпускники Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) не сдавали ЕНТ – сдавали вместо него свои внутренние и внешние экзамены, которые приравнивались к ЕНТ, что позволяло поступать в отечественные вузы. Это было определено Законом от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», на основании которого осуществляется деятельность этих учебных заведений.
По этому закону НИШ – автономная организация образования, которая не подчиняется Министерству образования и науки. Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные Международным экзаменационным советом Университета Кембридж (МЭСК) и сопоставимые с международным уровнем А-level.
Не говоря о трехъязычном образовании в НИШ. По окончании НИШ выпускники получали аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания.
Но с 2017 года по решению МОН должны были сдавать ЕНТ и выпускники НИШ. Для этого в 2016 году приняли изменения и дополнения к вышеуказанному Закону, по которым исключили пункт «Лица, прошедшие обучение в Интеллектуальных школах, освобождаются от единого национального тестирования». Но исключение этого пункта «отменяет» Закон и по другим пунктам – НИШ теряют не только свою автономность и статус, престижность и высокий уровень знаний. Самое главное, НИШ превращаются в обычные школы – ЕНТ уравнивает их, ведь ЕНТ – это не экзамены, подготовленные МЭСК.
Через неделю после выхода моей критической статьи в марте 2017 года о нарушении Закона о НИШ МОН отменило свое решение. И выпускники, которые готовились к ЕНТ, в срочном порядке за очень короткое время стали готовиться к экзаменам, подготовленные МЭСК. А ведь они еще сдавали и выпускные экзамены. В итоге многие выпускники НИШ получили невысокие оценки по экзаменам, приравненные к ЕНТ.
В том же 2017 году случился другой курьезный случай – МОН отменило привилегии при поступлении в вуз победителей международных олимпиад и конкурсов, обладателей знака «Алтын белгі» (выпускников, отучившихся все классы на отлично). И во время ЕНТ это свое решение МОН опять отменило – привилегии при поступлении в вуз обладателей знака «Алтын белгі» остались прежними. Оказалось, эта поправка еще не получила одобрение в парламенте! Спрашивается, в МОН не знали об этом, не дружили с законами?!
В итоге эту поправку депутаты поддержали в 2018 году, и «Алтын белгі» с этого года потеряла ценность – это уже не золотая медаль. Отныне при поступлении в вузы МОН сделало ставку на показатели несовершенного, коррупционного ЕНТ, а все результаты за 11 лет отличной учебы – коту под хвост! Казалось бы, мелочь – медаль, но она меняет отношение школьников к учебе – ведь привилегии для отличников были с советского периода.
И как объяснили в МОН эту отмену? Мол, одним из причин отмены привилегий для отличников было их большое количество в 2017 году – в два раза больше, чем в 2016! А также низкие баллы по ЕНТ у многих Алтын белгийцев. И вместо анализа и адекватного разрешения этой проблемы наши чиновники бросились из одной крайности в другую – полностью отменили привилегии для обладателей знака «Алтын белгі»!
Завышенные оценки для «хорошего показателя» класса, школы – это распространенный недостаток современной школы, который надо искоренять, чтобы была адекватная оценка учебы школьников.
Например, можно было сделать так: если претендент на «Алтын белгi» получил по ЕНТ ниже 100 баллов, то лишается этой медали. Или можно было сделать, как в России, где отменили привилегии обладателям золотой медали, но на 10 баллов увеличивают результаты ЕГЭ. При желании можно найти и другие пути.
В советское время были жесткие требования для достижения отличной учебы на протяжении 10 лет учебы, и в целом было полное доверие к аттестатам с отличием, с которым заканчивали небольшое количество выпускников. А у нас в классах порой 3-7 отличников и дело доходило до того, что продавали выпускникам «Алтын белгi»!
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 730