В целях качественного выполнения установок Президента страны, 19 февраля текущего года премьер-министром был утверждён План мероприятий по оптимизации государственных органов и подведомственных организаций, рассчитанный на 2 года. Главный ожидаемый результат от его реализации – построение компактного и ориентированного на нужды населения государственного аппарата.
Переосмысление сложившейся в кадровой политике ситуации, подвигнувшей к столь безотлагательным мерам, побудила и нас обратиться за комментариями на эту тему к человеку, который в числе первых стоял у основ создания нынешней системы государственной службы, одним из первых, кто был зачислен в кадровый резерв корпуса «А», и не понаслышке знает о государственной дисциплине и меритократии. Мы продолжаем нашу беседу с экс-заместителем председателя Комитета науки МОН РК, юристом Лаззат Кусаиновой.
Начало интервью: С приходом Сагадиева казахстанская наука потеряла надежду
- Лаззат Абаевна, к слову о кадрах, как известно, Президент страны в ежегодном послании народу страны особо подчеркнул, что «качество» должно стать новым стилем жизни государственного служащего, а самосовершенствование – его главным принципом. Скажите, на ваш взгляд, ценится ли у нас профессионализм опытных кадров?
- Закон «О госслужбе» - это основной документ, который выстраивает кадровую политику для формирования профессионального правительства в государстве. В нем закреплен основной принцип государственной службы – меритократия, то есть государственный служащий должен обладать определенным набором профессиональных качеств и навыков для продвижения по карьерной лестнице.
Анализ практики назначений последних лет показывает, что если для административных служащих еще как-то соблюдаются квалификационные требования, например, по уровню образования, квалификации и опыту работы на госслужбе, формально придерживаются процедур конкурсного отбора поступления на должность, то относительно назначений политических госслужащих – министров и вице-министров, этого уже не скажешь!
К примеру, в том же Министерстве образования и науки вице-министрами назначались лица, не имеющие качественного высшего образования, какой-либо профессиональной квалификации и опыта работы в данной сфере, да и просто опыта работы на руководящих должностях. Но, несмотря на то, что они не проходили по карьерной «лестнице» госслужбы, заняли ответственные государственные посты.
Конечно же, игнорирование принципа меритократии, привело к тому, что эти «чиновники» с первых дней своей работы стали допускать системные и политические ошибки, и это привело к нарушениям государственной дисциплины, хаосу внутри курируемых ими сферах, и, как следствие, привело к нарушениям законов. Но самый главный урон, который был нанесен этими назначениями - это подрыв доверия со стороны граждан, общества к принимаемым государственным органам решениям.
Ни один из действующих и работавших вице-министров, да и министра, не могли быть назначены на должность, скажем, председателя одного из Комитетов, которые находятся в ведении МОНа. Данная должность относится к корпусу «А», соответственно, руководителем Комитета может быть назначено лицо, находящееся в кадровом резерве корпуса «А», имеющий опыт работа на руководящих должностях государственной службы или квазигосударственного сектора, ученую степень и другие специфические требования, установленные законодательством для кандидатов в корпус «А».
Никто из действующих руководителей в МОН РК, да и предыдущие руководители, в кадровом резерве корпуса «А» не состояли. Сам отбор в кадровый резерв корпуса «А» достаточно сложный, а зачисление в него производится на основании решения Национальной комиссии при Администрации Президента РК.
Давайте подумаем, если такой требовательный процесс назначения на должность председателя комитета, то каким образом, случайный человек для отрасли, без опыта работы и соответствующего образования будет руководить курируемыми сферами? Получается ведь, что такие вице-министры, министр, уступающие по профессиональным качествам, опыту работы и уровню образования, не будут обладать тем набором знаний и навыков, чтобы грамотно управлять подчиненными, давать им взвешенные, правильные поручения, ну и принимать зависящие от них политические решения и управлять самой отраслью.
Такая ситуация является одной из предпосылок для создания коррупционных рисков, именно этим объясняется неукоснительность соблюдения правил качественного отбора государственных служащих. В противном случае, кадровая политика в стране будет провалена.
Что далеко ходить, давайте посмотрим, к чему привели такие назначения в последние два-три года. Законом запрещены командные перемещения. Однако, в период премьерства г-на Сагинтаева этому явлению никто не воспрепятствовал. Мы наблюдали, как прошла волна назначений довольно молодых, с примечательной внешностью женщин, некоторые из которых имели дипломы о высшем образовании, но не самых «сильных» ВУЗов, возможно, даже и с заочной формой обучения.
И как ожидалось, их присутствие на государственных должностях, особо ничем полезным и знаковым для интересов государства и общества, пока не проявилось. Но, зато у них только сейчас появилось понимание важности серьезных академических знаний и наращивания своих компетенций.
Кстати, это одна из причин, почему казахстанские вице-министры и министры, после завершения карьеры на госслужбе спешно уезжают на учебу в зарубежные университеты. Вот ведь в чем парадокс! В мире принято получить сначала достойное образование, потом делать карьеру, а в нашей отечественной практике, все происходит наоборот. И, конечно же, основная часть населения страны очень резко реагирует на такие метаморфозы.
Вы обратили внимание как народ отреагировал на назначение Мадины Абылкасымовой на должность вице-министра экономики? После требований ее отставки с должности министра труда и социальной защиты, данное назначение расценивается как вызов всему обществу. Это некий посыл к тому, что у политических государственных служащих нет и не может быть никакой ответственности за совершенные ошибки в работе.
В политологии существует тезис, что важные политические решения принимаются в соответствии с условиями экономического, социального и полиэтнического положения общества. Исходя из данного подхода, полагаю, что подобные назначения не более чем ошибка, которая влияет на градус лояльного восприятия населением принимаемых Правительством решений.
- Почему же Агентство по делам госслужбы не реагирует на подобные нарушения?
- Отчасти это следствие отхода от принципов формирования профессионального правительства, основанного на меритократии. Проявляя лояльность к подобным явлениям, Агентство ведь тоже несет свои политические и репутационные потери, несмотря на принимаемые ими действия в борьбе с коррупцией.
Мы ведь понимаем, что коррупция зарождается именно там, где перестают работать принципы меритократии, где проявляется лояльность к любым видам нарушений, особенно, в процессе принятия кадровых решений. И даже здесь, на примере моего увольнения за участие во время отпуска в научной конференции в Иране, Агентством не была дана должная правовая оценка тому, каким образом, курирующий международную программу «Болашак», вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева.
При этом, являясь председателем Совета директоров данного Центра, получила государственную стипендию «Болашак» на годичное обучение в зарубежном ВУЗе? Если анализировать эти два факта, то, на мой взгляд, поездка Э.Суханбердиевой за государственный счет по программе «Болашак» есть ничто иное, как злоупотребление служебным положением, так как конфликт интересов налицо!
Ведь как курирующий вице-министр, председатель Совета директоров Э.Суханбердиева имела личную заинтересованность как человек, при этом непосредственно от нее, как должностного лица, зависел процесс принятия решения о предоставлении себе обучающего гранта «Болашак». Именно это решение нанесло ущерб интересам общества, так как Э.Суханбердиева была в привилегированном положении в отличие от других претендентов на данный грант.
И вторая сторона этого вопроса, обучение за рубежом уже будучи политическим государственным служащим, снова подтверждает то, что на данную должность она была назначена без учета требований к уровню ее образования.
Мы так и не получили ответ на вопрос, когда и где именно вице-министр Э.Суханбердиева получила свою ученую степень кандидата психологических наук? В базе данных защищенных диссертаций Национального центра научно-технической экспертизы ее фамилии среди защитившихся лиц - нет! Ученым, да и просто гражданам страны, хотелось бы изучить научные труды единственного вице-министра профильного министерства, имеющего научную степень.
Поднимаемые вопросы важны именно с позиции интересов государственной службы. Согласно Закону о госслужбе, государственные служащие несут персональную ответственность за достоверность предоставленной информации, и, кстати, в противном случае, госслужащий подлежит увольнению с государственной службы. Все это также входит в компетенцию Агентства по делам госслужбы, но решение зависит от позиции Правительства и Администрации Президента РК. Фактически, это может означать, что Агентство самостоятельно такого рода вопросы решать не способно.
Аналогичная ситуация и с обращениями ученых по фактам нарушений в сфере науки, допущенных руководством Комитета науки, курирующим вице-министром А.Амриным. Решения о наказании виновных лиц принято не было, никто не уволен, а напротив, теперь уже в составе команды нового министра будут продолжаться все те же нарушения.
Гранты важны для ученых и развития научных организаций, и пока этой сферой будет управлять лица, не соответствующие квалификационным требованиям занимаемых должностей, устранить нарушения не представляется возможным. Ведь кадровые назначения в самом Комитете науки, также, были проведены с нарушениями. В данное время должность и.о.председателя Комитета по науке занимает человек, который не прошел аттестацию на должность заместителя, но вместо увольнения, его продолжают держать на вышестоящей должности. Это и есть ответ о качестве проводимой кадровой политики в Казахстане.
- Лаззат Абаевна, как вы считаете, нет ведь гарантий тому, что тот же Сагадиев, отучившись за границей, не придет курировать науку и образование?
- При нынешней системе назначения кадров вообще нет гарантий тому, что в будущем сферой науки и образования будут руководить профильные специалисты. И больше возможностей получить эту должность у Сагадиева, так как он уже имел опыт работы в данной сфере.
Не важно, что он не справлялся, к тому времени об этом могут забыть, но вот в интересах самого государства такие вещи не желательно допускать. Вы знаете, что персональную ответственность за освоение бюджетных средств несет первый руководитель госоргана?
Так вот, если будут установлены нарушения бюджетного законодательства в период управления Е.Сагадиева, то его персональная ответственность в бытность министра - не отменяется, даже если он уволился! Согласно законодательства так. Как произойдет на практике – не знаю. И, конечно же, больше вреда будет, если вдруг его назначат курировать эту сферу, тогда никаких надежд на улучшение ситуации не останется.
- Мы знаем, что ученый мир Казахстана боролся за вас, как за бывшего куратора науки. А как обстоит ситуация сейчас?
- С момента оглашения решения Комиссии о моем увольнении, мало кто поверил в официально озвученную причину увольнения. Ну, во-первых, для всех очевидно, что запретить заниматься научной деятельностью не может даже суд, а цензура запрещена Конституцией.
Во-вторых, никакого ущерба государству связи с моим участием в научной конференции в Тегеране нанесено не было. Расходы покрывались принимающей стороной, разрешение на что было подписано лично Суханбердиевой и председателем Комитета науки Жолдасбаевым.
В-третьих, у меня не было запрета на выезд из страны, так как допуска к госсекретам я не имела, да и сама поездка была во время трудового отпуска. В научной среде, увольнение, мотивированное участием в научной конференции за рубежом, конечно, было воспринято сигналом к тому, что теперь государством будут пресекаться все попытки международного сотрудничества и выезда ученых за рубеж. Кроме самих ученых, никто не усомнился в компетентности такого решения.
Но больше всего реакцию общественности вызвало решение о пожизненном запрете занятия государственных должностей. Дело в том, что ряд действующих законов одновременно содержат нормы, запрещающие лицам, уволенным по дискредитирующим государственную службу основаниям быть адвокатами, нотариусами, частными судебными исполнителями.
Хотя в Конституции сказано, что гражданин может быть лишен конституционного права только судом, и по основаниям прямо установленным законом, меня лично, вместе с увольнением, одновременно лишили права на труд и профессиональную деятельность как юриста. Лишили приказом исполняющего обязанности ответственного секретаря МОН РК Нурсеита Байжанова, по согласованию с министром Е.Сагадиевым и руководителем Канцелярии Премьер-министра Е.Кошановым.
И это, несмотря на то, что Конституцией, Законами «О госслужбе», «О противодействии коррупции» госслужащим разрешена научная, педагогическая и иная творческая деятельность. Вместе с тем, в обновленной редакции закона «О госслужбе», в статье 50 предусмотрена норма, согласно которой, основанием для прекращения государственной службы является принятие приглашения в туристические поездки, санаторно-курортное лечение, «кроме случаев участия в международных научных мероприятиях с согласия вышестоящего должностного лица». Именно это исключение - участия в международной научной конференции - умудрились использовать в качестве основания к моему увольнению.
- И чья «светлая голова» это продумала - кто эту норму ввел?
- Полагаю, что это была юридическая ошибка, которая выразилась вот в такие последствия. По правилам написания законопроектов, законодательные нормы не могут противоречить Конституции, но это во многом зависит от квалификации и профессионализма юристов, разрабатывающих такие акты.
По сути, само ограничение права научной деятельности ведет к нарушению фундаментальных прав человека, что отражается на степени восприятия государства международным сообществом, с позиции соблюдения таких прав и свобод граждан.
- А что, разве законопроекты не подвергаются юридической экспертизе или сказалось то, что он был принят в спешном порядке?
- Дело в том, что в 2015 году была отменена антикоррупционная экспертиза законопроектов и нормативных актов. Если помните, буквально, на днях, Алик Шпекбаев, встречаясь с гражданской общественностью отметил, что нужно вводить институт антикоррупционной экспертизы. И это правильное решение.
В условиях высоких коррупционных рисков, нарастания лоббизма и наблюдаемых клановых распределений сфер влияния в экономике, государство должно высоко оценивать правовые, экономические и политические риски. И одним из действенных инструментов в правовом государстве является антикоррупционная экспертиза.
Я, к примеру, тщательно изучала закон «О госслужбе» в редакции 2015 года, (если вы знаете, я была разработчиком этого закона в редакции 1999 года) и для меня это имело научно-практический интерес. Так вот, данный «ляп» не единственный (!) в действующем законе о госслужбе.
Кстати говоря, свое заключение на него, в свое время я направляла в Министерство по делам госслужбы и руководителю Канцелярии Премьер-министра Е.Кошанову. Противоречия не устранены до сих пор, а это значит, что возможны очередные жертвы применения этого закона!
- Но свое слово должна была сказать комиссия по этике…
- Надо признать, что мое увольнение было политически мотивированным. Сагадиев и вся команда, с которой он пришел управлять образованием и наукой, изначально имели совершенно другие цели, соответственно, они устранили всех, кто бы мог воспрепятствовать их вольному толкованию законов, принимать решения в обход установленных процедур и прочее.
Именно это я пыталась донести до членов Комиссии по этике, но у них уже было мнение, сформированное уполномоченным по этике МОН РК Нурсеитом Байжановым: «Кусаинова - это страшный человек!». Это при том, что Н.Байжанова я впервые увидела только заседании Комиссии, ранее мы никогда не были знакомы.
- А как же суды?
- На заседаниях судов, вместо МОНа в основном говорили представители Агентства, прокурор принимал участие в защиту интересов государственного органа, а не уволенного сотрудника, в зале всегда присутствовал человек в штатском. Процессы были спешными, адвокату не давали возможности выступить с доводами, ему сказали: «Материалы есть, читать умеем».
Меня смущает то, что суды не стали давать оценку обоснованности лишения права занятия государственных должностей не судом, а государственным органом! Иначе получается, что приговоренные судом по уголовным делам государственные служащие впоследствии могут работать на госслужбе, а уволенный за научную деятельность, решением государственного органа навсегда лишен этого права.
Ведь, в нашей судебной практике есть случай, когда человек имея приговор суда, работает в национальной компании, в то время как я даже такой возможности не имею. Что там говорить, как ученый не могу работать в научных организациях, так как они государственные предприятия, не могу читать лекции в качестве преподавателя. Это, по меньшей мере, дискриминация, пораженная в трудовых правах.
- Как и на что живет разжалованный госслужащий высокого ранга? Об этом мало кто задумывается, а как обстоит с этим у вас?
- Я участвовала в конкурсах нескольких международных программ. Собеседование прохожу всегда, но на уровне согласования с госорганами, по умолчанию – идет отказ. Приглашают на собеседование в компании квазигосударственного сектора, восхищаются послужным списком, профессионализмом, но на работу, в итоге, не приглашают.
Поддержка пришла оттуда, откуда не ожидала. В течение последних двух лет сотрудничаю с давними партнерами, международными организациями, которые работают в сфере науки, технологий и инновации. В рамках совместных программ направляю наших ученых на научные стажировки и конференции за рубеж, организовываю участие наших школьников в научных конкурсах и тренингах в известных международных научных площадках.
В этом году мы получили приглашение для участия в конкурсах научных проектов детей от 12 до 16 лет в пять государств. Это действительно благородная миссия, которое дает надежду на то, что именно эти дети в будущем придут в казахстанскую науку, имея уже знания, практику и выстроенные отношения со своими научными партнерами.
Данная сфера деятельности дохода не приносит, но дает множество возможности для реализации более глобальных идей. Для этих целей учредила Центр международных научных коллабораций, который поддерживается моими зарубежными партнерами. Убеждена, что будущее науки - это селективный отбор детей, имеющих склонность к научной деятельности!
- Какие вопросы, по вашему мнению, требуют безотлагательных действий в МОН РК?
- Необходимо провести мониторинг ранее принятых Сагадиевым нормативных документов. В частности, подлежит отмене приказ №319 от 17 мая 2016 года «Об определении АО «Фонд науки» оператором грантового финансирования проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».
После его издания, мною незамедлительно была написана служебная записка на имя Е.Сагадиева о необходимости его отмены. Также обращалась в уполномоченные органы с просьбой дать правовую оценку изданному приказу, так как полагала, что он противоречит законодательству, по следующим основаниям: согласно Закону о науке, поскольку только Правительство обладает компетенцией по определению оператора грантового финансирования, у министра таких компетенций нет.
К тому же, согласно Бюджетного Кодекса администратором бюджетных программ в сфере науки выступает ГУ «Комитет науки» МОН РК, в связи с чем его компетенции, в части финансирования проектов коммерциализации, не могли быть переданы его подведомственной организации - АО «Фонд науки».
Также Предпринимательским кодексом категорически запрещено государственным органам издавать нормативные правовые акты, устанавливающие привилегированное положение отдельно взятых субъектов, а в данном случае – приказ был издан министром МОН РК Е.Сагадиевым, в интересах АО «Фонд науки», который является не только коммерческой организацией, но и аккредитованным субъектом научной деятельности.
Таким образом, министр образования и науки, не обладая законными полномочиями, создал привилегированное положение АО «Фонду науки», необоснованно передав ему полномочия Комитета науки по проведению конкурсов грантового финансирования, распределения самих грантов, что в результате, создало коррупционные риски, последствия которых сегодня мы все наблюдаем.
Со стороны госорганов на мои письменные обращения ответа не последовало, собственно, что также является нарушением конституционных прав гражданина.
Учитывая изложенное, полагаю, что необходимо решить вопрос относительно средств, которые были распределены Фондом науки, начиная с 2016 года, часть из которых ушла в виде грантов посторонним лицам и этому нужно - дать правовую оценку! Собственно, этим и вызвано негодование ученых, которые сами нуждаются в этих средствах, в поддержке государства.
- А в чем выражена результативность такого финансирования Фондом науки, подменившего функции Комитета науки?
- На мой взгляд, эти средства наиболее необходимы были для внедрения селекционных достижений, к примеру, Кызылординского института риса, так как на нем основывается региональный кластер рисоводства. Таких примеров можно привести много.
Необходимо также проверить работу аффилированных с МОНом организаций, на предмет их необоснованного участия в грантовых научных проектах. Так же, требуется провести корпоративный и финансовый аудит деятельности акционерных обществ МОН РК. В частности, там, где председателем совета директоров продолжает оставаться Асланбек Амрин.
Каким образом, ранее уволенный вице-министр продолжает возглавлять Советы директоров в двух коммерческих организациях АО «Фонд науки» и Информационно-аналитический центр?
Новому министру образования и науки Куляш Шамшидиновой необходимо избавиться от всех токсичных проектов, привести все документы в соответствие с законами страны, и, конечно же, пристальное внимание уделить вопросам науки, научных организаций, не откладывая данный вопрос в долгий ящик.
Сегодня важно понимать, что общество не останется прежним. Научная общественность не может оставаться в стороне от происходящих экономических, социальных и политических аспектов жизни государства. Цивилизация человечества держится на научной мысли, поэтому ученый должен быть тем, кто формирует парадигму развития сознания общества и государства.
- Благодарю за беседу…
Гульмира Сарбасова, Матрица.kz, Астана
Просмотров материала: 2 742