Что я думаю, леди и джентльмены, фермеры и чиновники, жители аулов и аграрные ученые?! А я думаю о том, что в нашей аграрной отрасли чересчур быстро меняются руководители. Вместе с ними приходят и уходят целые стратегии развития не только этой отрасли, но и практически всей страны. Ну, мы же любим говорить, что сельское хозяйство – это драйвер нашей экономики.
Сразу примечание: Свежего фото министра в гугле не обнаружено - приходится довольствоваться этим.
Так вот, в 2016-м году министр Асылжан Мамытбеков подал в отставку, а сменил его Аскар Мырзахметов. По моему уразумению (и не только), акценты сельскохозяйственной политики сместились. Буренки, по ночам делавшие других буренок, отошли в сторонку – стали качать тему сельскохозяйственных кооперативов.
Так и понеслась кампанейщина: акимы строчили отчеты по десяткам и сотням вновь созданных кооперативов, телеканалы и газеты «хабарили» их (только что созданных) успехи, а блогеры закусывали кооперативной колбасой.
Нет, я совсем не против кооперативов на селе – я даже ЗА, причем всеми руками и ногами! Потому что уверен – только они могут сегодня поднять наш аул. Другой вопрос как реализовывать, какой будет государственная поддержка, как в оргмоментах, так и финансах. Об этом в другой раз.
Меньше чем через 2 года кооперативного министра сменил экспортный министр Умирзак Шукеев. Отметим, что он тоже в сельском хозяйстве знает толк – это даже президент отметил. Но его приоритеты были другими – экспорт говядины. И вся министерская машина со всеми винтиками и болтами в лице всяких квази-«дочек» и квази-«внучек» начал крутиться именно в направлении экспорта. О деталях писалось и говорилось достаточно много.
Но если я не в восторге от того, что и как делалось профильным министерством для увеличения экспорта говядины, то реформа аграрной науки в том виде, которую предложил МСХ образца Шукеева, мне импонирует. Мне это нравится! Почему? Потому что!
Потому что все эти годы аграрная наука … вернее, то, что называли аграрной наукой, таковой не являлась. Это было банальное освоение государственных денег, а на выходе для отечественной экономики практически ничего не было. Отдельные успехи отдельных НИИ и отдельных ученых не в счет.
Аграрная наука жила сама по себе, вне мировых трендов, вне требований рынка и пожеланий отечественного сельхозбизнеса. Полученные государственные деньги распределялись как в армии. Как выразился сам У.Шукеев, в наших НИИ существует дедовщина, и зарплату получают по возрасту - чем старше, тем больше.
И ни о какой науке, решении проблем отрасли или отдельных сельхозформирований речи нет. Повторюсь, за редчайшим исключением. Об этом я и ранее не раз писал, на что наши уважаемые агашки – аграрные ученые обижались как малые дети.
Так вот, тот же У.Шукеев назначил во главе НАНОЦ (кто не знает - кому подчиняются все аграрные НИИ) Улана Тажибаева, конечно, не ученого, но человека, менеджера, который быстро разобрался в проблемах наших НИИ и собственно ученых.
Не скажу, что всё в ажуре и что все ученые в миг добились впечатляющих успехов в научных изысканиях - красные директора не были бы красными, если бы так быстро согласились на реформы, которые предполагают реальную работу, а не переписывание отчетов с прошлого века. Да, не все гладко, но предложенная новым руководством система была, простой, рабочей – ничего не надо придумывать!
Директор НИИ – это менеджер, продюсер, если хотите, который денно и нощно работает над тем, чтобы у ученых было всё для полноценной работы. Это газ, свет, теплое помещение, оборудование, расходники, деньги и, конечно же, заказы на исследования. Директор НИИ не лезет в работу ученых – он обеспечивает работу.
А раньше ведь все было совсем по другому – директор, обязательно доктор наук, минимум кандидат, который решает всё вышеупомянутое, и кроме всего прочего он решал – кому в каком проекте участвовать, кому, сколько получать денег, и везде он руководитель всех проектов. К слову, и сейчас не всех коснулась реформа – есть еще представители мезозоя, которые тянут государственное одеяло на себя.
Но есть уже кое-какие примеры – предварительные результаты той работы, которая проводилась в течение прошлого года. НАНОЦ инициировал программу стажировки молодых ученых за рубежом (300 спартанцев), ряд НИИ стали самостоятельно выходить на международные рынки, уже заключаются меморандумы и конкретные договора сотрудничества с ведущими мировыми агронаучными центрами.
Ряд НИИ также самостоятельно договариваются с фермерами по услугам, с вузами по кадрам, с местными властями по участию в их различных программах, создают агронаучные центры для демонстрации достижений, учреждают общественные организации для решения проблем сельхозпроизводителей и ученых.
То есть, система медленно, пусть со скрипом заработала, и в ближайшие месяцы, 2-5 лет мы можем увидеть реальные результаты. И что самое главное – начало меняться отношение самих ученых. Они поняли, что могут быть востребованными, и что в будущем могут получать достойное вознаграждение за свой труд, за свой профессионализм, за компетенции.
Вот такое длинное вступление - пардон! А теперь собственно несколько глупых вопросов новому министру - то бишь Сапархану Омарову:
Каковы ваши приоритеты в науке?
Что будет с аграрной наукой вообще?
Что будет с руководителями НАНОЦ и подведомственных НИИ, которые запустили трансформацию аграрной науки? (Причем, на мой взгляд, достаточно логично и перспективно! )
Вернутся ли на свои места красные директора со старой изжитыми, архаичными методами руководства аграрной наукой?
Заранее спасибо за ответ
С уважением, Серик Мамбетов, аульный журик
P.S. Все-таки выскажу свое мнение. Возврат к старому – это есть 5, 10, 100 шагов назад! Тогда можно окончательно хоронить аграрную науку.
Просмотров материала: 3 611