Несколько месяцев Кара набиралась смелости, чтобы рассказать маме о том, что увидела в Instagram. Не так давно 11-летняя девочка — чье имя, как и всех других детей в этой истории, заменено псевдонимом, — обнаружила, что мама публиковала ее фотографии без ее разрешения большую часть ее жизни. «Мне захотелось обсудить это. Странно видеть себя там, и иногда там появляются фотографии, которые мне не нравятся», — говорит она.
Как и большинство других современных детей, Кара выросла в эру социальных сетей. Facebook, Twitter и YouTube были основаны еще до ее рождения; Instagram появился, когда она была малышкой. Хотя у многих детей еще нет собственных аккаунтов, их родители, школы, спортивные команды и организации курируют их присутствие в интернете с рождения. Шок от осознания того, что подробности вашей жизни — а в некоторых случаях и полный рассказ о ней, — оказались в интернете без вашего согласия, стал ключевым опытом в жизни многих подростков.
Недавно блогер, пишущая о воспитании детей, опубликовала эссе Washington Post. Она призналась, что, несмотря на ужас ее 14-летней дочери, обнаружившей, что мать много лет делится очень личными историями и информацией о ней в интернете, она просто не могла перестать постить все это в блоге и социальных сетях. По словам автора, пообещать дочери перестать публиковать информацию о ней в интернете «будет означать исчезновение важной части меня, что не слишком хорошо как для меня, так и для нее».
Не только чрезмерно усердные мамы-блогеры формируют личность ребенка онлайн, многие обычные родители делают то же самое. Для этого явления даже придумали слово-гибрид: делительство (sharenting — от английского share — делиться, и parenting — родительство). Согласно исследованию, проведенному компанией по обеспечению безопасности в интернете AVG, почти четверть детей начинают свою цифровую жизнь, когда родители загружают в интернет УЗИ плода. Исследование также показало, что 92% детей младше 2 лет уже имеют свои собственные аккаунты. «Родители создают цифровые аккаунты детей задолго до того, как те сами впервые заведут электронную почту. Информация, которую родители выкладывают в интернет, обязательно последует за детьми во взрослую жизнь, — говорится в исследовании юристов из Университета Флориды. — Эти родители выступают и как хранители личной информации своих детей, и как рассказчики их личных историй».
Детские сады и начальные школы часто ведут блоги или загружают фотографии детей в Instagram и на Facebook, чтобы работающие родители чувствовали себя причастными к жизни детей. Спортивные результаты записываются онлайн, также как и важные моменты внеурочных клубов.
Когда 11-летняя Эллен решила поискать свое имя в Google, она не ожидала ничего найти, потому что у нее еще нет аккаунта в социальных сетях. Она была ошеломлена, когда нашла в интернете результаты летних соревнований по плаванию и спортивную статистику. Личная история, которую она написала в третьем классе, была также опубликована на сайте класса под ее именем. «Я не думала, что могу быть в интернете таким образом», — говорит они.
Эллен призналась, что хотя она и не нашла ничего слишком чувствительного или личного, она была разочарована тем, что вся информация о ней была размещена без ее согласия.
«Независимо от того, что вы делаете, люди узнают об этом, — говорит она. — Даже если вы просто плаваете, остальной мир узнает. Там есть мои рекорды, теперь люди знают, что я занимаюсь плаванием. Там говорится, где проходят соревнования, а это, вероятно, показывает мое местоположение. Там говорится о моей школе. Части моей истории онлайн были на испанском языке. Теперь люди знают, что я говорю по-испански».
Элли была в четвертом классе, когда впервые погуглила свое имя. Как и Эллен, она не ожидала ничего найти, так как у нее нет пока профилей в социальных сетях. Google нашел всего несколько фотографий, но она была шокирована тем, что там вообще что-то есть. Она сразу стала подозревать, что ее мама создала ее странички в Instagram и Facebook. «Мои родители всегда писали обо мне, — говорит она. — В целом я была не против… но потом я поняла, что выглядит так, будто я тоже присутствую в сети».
Не все дети плохо реагируют, обнаружив, что живут невольной онлайн-жизнью. Некоторые оказываются в восторге. В четвертом классе Нейт «погуглил» свое имя и обнаружил, что упоминается в новостной статье о том, как его класс готовит гигантский буррито. «Я не знал, — сказал он. — Я был удивлен, действительно удивлен». Но он был польщен своим открытием. «Я почувствовал себя знаменитым… Я нашел новых друзей, говоря: «О, про меня написали в газете [онлайн]», — говорит он. С тех пор он гуглит себя каждые несколько месяцев, надеясь что-то найти.
13-летняя Натали рассказала, что в пятом классе они с друзьями устроили соревнования по количеству информации о себе в интернете. «Мы думали, что это так круто, что наши фото есть в интернете, — говорит она. — Мы хвастались: «У меня много фоток в интернете». Ты видишь себя, и думаешь: «Ого, это ты!» Мы все были потрясены, когда поняли, что находимся там. «Вау, мы настоящие.
Родители Натали принципиально не публикуют ее фотографии в социальных сетях, поэтому у нее там всего несколько фоток, но она жаждет большего. «Я не хочу жить в норе и иметь всего две фотки в интернете. Я хочу быть личностью. Я хочу, чтобы люди знали, кто я», — говорит она.
Кара и другие подростки говорят, что надеются установить базовые правила для своих родителей. Кара хочет, чтобы мама предупреждала ее, когда в следующий раз напишет о ней. Также 11-летняя девочка хотела бы иметь право накладывать вето на фотографии до публикации. «Мои друзья всегда будут писать или говорить мне, типа: «Боже мой, эта фотография, которую выложила твоя мама, такая милая», и я буду очень стесняться», — говорит она.
10-летний Хейден рассказал, что несколько лет назад понял, что его родители используют специальный хэштег с его именем на фотографиях. Теперь он следит за хэштегом, чтобы убедиться, что они не публикуют ничего, что могло бы смутить его.
Как только дети осознают, что их жизнь публична, пути назад уже нет. Несколько подростков признались, что захотели завести собственные профили в социальных сетях, пытаясь взять под контроль свой имидж. Но многие другие дети оказываются потрясенными и отступают. Эллен призналась, что нервничает всякий раз, когда кто-то рядом достает телефон, так как они могут сфотографировать ее и выложить куда-нибудь. «Все смотрят, и ничто никогда не забывается. Никогда не исчезает», — говорит она.
Чтобы помочь детям ориентироваться в этих водах, все больше начальных школ внедряют программы цифровой грамотности. 7-летняя Джейн рассказала, что узнала о своем интернет-присутствии частично из школьной презентации по безопасности в интернете. Ее отец также рассказывал ей о существовании социальных сетей. Он позволяет ей утверждать фотографии, прежде чем опубликовать их.
Тем не менее, Джейн переживает. Она слишком мала, чтобы самостоятельно ориентироваться в интернете, но она чувствует, что многое из того, что там есть, находится вне ее контроля. «Мне действительно не нравится, что люди узнают что-то обо мне, а я даже не знаю их, — говорит она. — Там тысячи, возможно, миллионы вещей». Энди, которому также 7 лет, всегда высматривает людей, которые могут сделать его дурацкие фотографии. Однажды он поймал маму, которая сфотографировала его спящим, а в другой раз — танцевавшим глупый танец. Он сразу же запретил ей публиковать это в Facebook, и она подчинилась. Он чувствовал, что фотографии ставят его в неловкое положение.
Некоторые законодательные органы также принимают участие в этом процессе. В 2014 году высший суд Европы постановил, что интернет-провайдеры должны предоставить пользователям «право на забвение». В соответствии с этим решением европейские граждане могут ходатайствовать о том, чтобы информация, которая может нанести им ущерб, в том числе о преступлениях, совершенных до совершеннолетия, была скрыта от поиска Google. А во Франции строгие законы о конфиденциальности гласят, что дети могут подать в суд на своих родителей за публикацию интимных или личных подробностей их жизни без их согласия. В Соединенных Штатах, однако, подростки лишены такой защиты, и многие просто ведут себя очень осмотрительно. «Определенно нужно жить осторожно», — говорит Эллен.
Хайме Патнэм, мама из Джорджии, говорит, что стала больше думать о том факте, что многие из друзей ее детей еще не знают, что в интернете о них есть много информации. Недавно она увидела в социальных сетях, что у одного из друзей ее ребенка появился щенок. Она упомянула об этом, когда увидела его в следующий раз, и он посмотрел на нее с ужасом. Он понятия не имел, как она узнала эту, казалось бы, личную информацию. «Это заставило меня понять, что дети не знают, что о них публикуют», — говорит она. Теперь она осторожна в том, чем делится в интернете. «Такое чувство, что вы, возможно, пересекаете линию, рассказывая все, что знаете о них».
Источник: theatlantic
Просмотров материала: 1 328