В прошлом материале «Прагматичным взглядом политконсультанта на казахский национализм» был дан обзор внешнего окружения нашей страны сквозь призму такого современного явления как «поворот к национализму», «националистический ренессанс»... И вкратце упомянул про феномен «модернизационного национализма» в Узбекистане и, особенно, Татарстане. Как практического образца для завтрашних казахов.
Но чтобы уяснить эту непростую тему «нового национализма», будет полезным сначала обратиться к классическим подходам к понятию «нация».
Безвременье потому и называется так, что в этой застывшей эпохе проблематично понять происходящие процессы. Не говоря уже о будущем. Поэтому единственнное, что можно осознать – это то, что уже ушло или постепенно исчезает.
Так, несомненный интерес вызывают такие вроде бы устоявшиеся понятия (но на поверку уже безнадёжно устаревшие и поэтому «канувшие в Лету истории»), как связка «нағыз-қазақ» /«шала-казах», а также самоназвание такого направления в политике и идеологии как «национал-патриотизм» (позже перекрученное их ехидными недругами в «нацпата»).
Со второй позицией дело обстоит немного полегче, поэтому начнём с него. У нас зачастую «нацпатов» ошибочно считают чисто казахским политическим явлением. Когда на самом деле первые национал-патриоты появились в России в 80-х годах (как самое раннее проявление русского национализма в позднесоветское время).
Другое дело, что там это движение и идеология исчерпало себя в 90-е годы. А вот у нас, в силу особенностей постсоветского Казахстана (из-за его политической застойности) нацпаты сохранили себя вплоть до последнего времени, будучи сейчас скорее ностальгическим «реликтом» для сторонников и удобным «пугалом» для идейных противников внутри и снаружи страны.
И дело тут не столько в некой политической моде, а сколько во внутренней противоречивости самого этого термина. Такой «мутант» по научному называется «оксюморон» (в переводе с греческого – «острая глупость»), с той существенной разницей, что тут наличествует «нарочитое сочетание противоречивых значений».
Далее мы по ходу текста остановимся на вопросе о разнице между «национализмом» и «патриотизмом». А пока скажем, что такая терминологическая несуразица ненамеренно возникла в силу следующих причин:
- В 80-е годы в советском менталитете ещё были живы большевистские сте-реотипы про «буржуазный национализм», на протяжении долгих десятилетий являвшийся мишенью красной пропаганды. Поэтому в то время в оборот ввели этот эвфемизм, более нейтральный по смыслу и эмоциональной «нагрузке».
- Ранние приверженцы «нацпат»-движения со своими наивно-эмоциональными взглядами (или же банально из протестных мотивов по отношению к официозному интернационализму) не разбирались в теории и практике ни национализма, ни патриотизма.
Тогда как, во-первых, не бывает национализма как такового без сильного чувства «любви к Родине». Более того, именно способность к самопожертвовованию во имя Отчизны («патрио») и отличает настоящий национализм от фальшивого, поверхностного.
Во-вторых, основное отличие патриотизма как идеологической установки в том, что он руководствуется именно некоими ИДЕАЛАМИ, тогда как национализм относительно более МАТЕРИАЛЕН, довольствуясь иной раз принципом «почвы и крови».
И, в-третьих, неслучайно приметой нынешнего времени стало появление феномена как «нового национализма», так и «нового патриотизма». Ко-торые, в своей попытке сблизиться друг с другом, отчасти напоминают архаичный «национал-патритизм», но не как механическое соединение-«смесь», а лишь в виде союзника, близкого движения и идеологии в борьбе с общими противниками – глобализацией ТНК (транснациональных корпораций), правым консерватизмом, популизмом всех мастей.
(продолжение следует)
------------
"Днём благодарности" сыт не будешь. Особенно если это – за твою пассив-ность и зависимость от государства.
------------
Наши милые блондинки! Если Ваши волосы у корней чернеют – значит, казахский мозг пока ещё сопротивляется.
------------
Никогда так не врут, как перед выборами на съездах и
после ФБ-блокировок устами Абаева.
------------
Один из самых распространённых щас любовных треугольников: он, она и ақша.
------------
Многообещающее имя у нового акима Ақтөбе облысы:
"Пусть отремонтирует!" - Оңдасын.
------------
Идеальная алматинка должна быть настолько тощей, что когда она подходит к Есентаю (Весновке), утки бросают ей хлеб.
------------
Не ту страну назвали АЛЖЫРом.
------------
"Этому дал, этому дал, ... а этому вот не дал: "Ты печку не топил, кашку не варил, вот тебе не дам!...".
(отчёт о распределении Маминым обязанностей среди вице-премьеров, министров и руководителем канцелярии кабмина)
------------
Экс-премьер, обратившийся к президенту, обратился в о̶б̶о̶р̶о̶т̶н̶я госсекретаря.
------------
Apashki не думают, они замышляют.
------------
Как провожают аким-варягов, совсем не так как пароходы...
------------
Многодетная мать – тоже отечественные полезные производства.
От которых, по-любому, больше толку для страны, чем от всяческих чиновников, силовиков и квазигоспланктона и прочих бюджетных на-хлебников.
------------
Весна при авторитарных режимах менее радостный сезон, чем в демократических странах.
Из-за явного дисбаланса между природой и обществом. Когда лёд-снег от-таивают лишь вокруг людей, но только не в их душах и мозгах.
------------
После астанинского пожара поймал себя на мысли, что совершенно по-другому стал смотреть на малышей на улице, особенно, казахских девочек. (И тогда же чисто интуитивно купил в магазине приглянувшуюся куклу для внучки, совсем не поинтересовавшись ценником).
И чувствую, что вся страна за те два скорбных дня стала совсем иной. А ведь если кто-то резко поднялся в цене, значит, кто-либо соответственно упал в своей значимости. И я уверен, что эти последние - ныне власть иму-щие.
(А понимают ли они сей факт или нет – это уже их проблема самосохране-ния).
------------
Весенние субботники – когда мусора заставляют совков наводить порядок в формально-общественном пространстве.
------------
Бесстрашные дочери древних амазонок – стратегический резерв побеждён-ных казахов.
------------
Ударим Маминым по многодетным матерям!
------------
30-го февраля казахстанские пенсионеры получат по 376.220 тг единоразовой помощи!
------------
По глубокому убеждению Антитокальского комитета (атаманша –Жанна Ильичёва):
"Ты мужик!!! Ты должен молчать и только изредка плакать в уголке в семейниках, поджав волосатые коленки к небритому подбородку!"
------------
Фактически с сегодняшнего дня страна вступила (ненадолго) в новую реальность, характеризуемую двумя характерными, но несовместимыми друг с другом, чертами:
1) Лево-ПОПУЛИСТСКИЙ курс правительства А.Мамина под флагом Нұр Отана.
2) Крайне правая установка на КОНСЕРВАТИЗМ в духе генерал-секретаря СБ К.Касымова, призванная обеспечить "статус-кво" на некий переходный период. Формально прикрываемая необходимостью сохранения "стабильности" и "порядка", фактически же – это реальный риск скатывания в репрессивную практику a la ГУЛАГ из-за низкой правовой культуры госаппарата и силового блока.
Эта внутренне противоречивая тактика сможет продлиться лишь на кратковременный период, в силу трёх объективных причин:
1) Популистская раздача "социальных пряников" - дело само по себе дорогостоящее, как и содержание раздутой репрессивной машины (тем более, что сей "банкет" за счёт средств Фонда будущих поколений).
2) Правящий класс, в силу своей родовой привычки "воровать всё и вся" вряд ли удержится от соблазна поживиться на этой "раздаче печенек", что гарантированно обеспечит недовольство обделённых масс.
3) В угаре такого предвыборного ажиотажа поневоле пострадает слой предпринимателей-кормильцев госбюджета, которые окажутся не только обойдёнными господдержкой на развитие МСБ. Но и как раз их неизбежно напрягут местные власти на "затыкание дыр" неисполненных социальных обещаний для электората.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»
Просмотров материала: 3 563