Аграрная наука должна помогать бизнесу, который должен поднимать экономику, а правительство создавать условия для развития предпринимательства на селе, в том числе, и условия для взаимовыгодного сотрудничества науки и бизнеса. Таким я вижу алгоритм взаимодействия бизнеса, науки и министерства.
Министерство сельского хозяйства уже озвучило свою позицию относительно этого взаимодействия – она внушает определенный оптимизм. Надеемся, что со сменой руководства сельхозведомства не изменятся и приоритеты.
Одно из важных направлений в аграрной индустрии – это производство семян и саженцев. Без качественного семенного и посадочного материала не быть качественному продукту. Это аксиома, и об этом знают все, по крайней мере, все участники, задействованные в этой цепочке. Это питомники, это аграрные ученые, фермеры, ну, и, конечно, собственно профильное министерство со своими подведомственными организациями.
Но ситуация с семенами и саженцами, по словам специалистов и фермеров, в стране аховая. Во-первых, собственного материала очень мало и не хватает, а во-вторых, низкого качества. Соответственно, материал завозится из-за рубежа – предприниматели говорят, что свыше 2 млн только саженцев ежегодно завозится в страну.
А вот согласно Государственной программе развития садов ставится задача увеличить площади садов до 92 000 га, то посадочного материала нужно порядка 60 млн штук. Без учета уже посаженного на площади около 45 000 га. Детали по цифрам приведу как-нибудь в другом материале.
Что делать? По большому счету, импорт может и закрыть эту брешь. Проблем нет – были бы деньги. А импортный материал мы получаем из Узбекистана, Кыргызстана, стран Европы и СНГ. Но какого качества (и будет в будущем) привозной посадочный материал?
Если к качеству экспортируемого из Европы в Казахстан материала еще есть какое-то доверие – там все-таки довольно жесткие требования, то к продукции наших братьев из Центральной Азии претензий достаточно.
Как говорят наши же предприниматели-питомниководы, посадочный материал наших соседей производится буквально на коленках, и наукой там вообще не пахнет. На полях и делянках работают сезонные рабочие – женщины, пенсионеры, что на что привито – бог знает, а говорить о биотехнологиях, говорить не приходится.
И потому у них и цены на выходе по 200 тенге, при том, что себестоимость наших казахстанских саженцев значительно выше. Плюс ко всему все риски – это и вирусы, и самые различные заболевания.
Предприниматели еще говорят и о наплевательском отношении государственных органов к проблеме. Если фитосанитарная служба еще как-то может влиять на поток некачественного, а порой и опасного импорта, то таможне, по всей видимости, по фене – она дает добро на всё. Наверняка, за мзду, и это не секрет. К примеру, об этом говорят все. Здесь точно есть дело до финпола, а может быть и КНБ.
Десятки фур проходит ежегодно через границу с Узбекистаном и Кыргызстаном и оседает в разных точках, а оттуда посадочный материал продается уже как отечественный продукт. Но почему-то раза в 2 и более дешевле, ломая цены и бизнес наших предпринимателей. А ведь они (реальные производители) не заняты куплей-продажей, а сами производят, кровью и потом.
Такое положение дел, конечно же, не устраивает наших питомниководов. Это не нужно и аграрной науке, которая может зашиться, изучая каждый саженец или партию семян. И это должно понимать профильное министерство – МСХ. И, судя по всему, понимает.
В прошлом году, тогда еще министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, глава НАНОЦ (Национальный аграрно-научный образовательный центр) Улан Тажибаев поддержали предложение нового директора НИИ Плодовощеводства Серика Садыкова. Суть предложения заключается в том, что нам (стране) нужен жесткий контроль за качеством семенного и посадочного материала.
Как это сделать? Нам, по аналогии с Голландией, нужно определиться со стандартами, и нужна собственная сертификация материала. По тем же голландским стандартам – зачем изобретать колесо, когда есть мировой опыт. И нам нужен собственный центр сертификации.
Понимаю пессимизм читателя… Если это будет делать государственный орган, то это в наших условиях чревато – знаем, проходили. Но если это будет совместной работой госорганов и предпринимателей, прозрачная, по понятным правилам игры, то это уже другой разговор.
Первый шаг к этому уже сделан. Буквально в прошлую пятницу (1 марта) на базе НИИ Плодоовощеводства прошел круглый стол с участием ученых, предпринимателей-питомниководов, представителей МСХ. Это не было дежурным мероприятием для галочки – это был честный, откровенный разговор заинтересованных сторон. Зуб даю – сам сидел и слушал.
Говорили о проблемах, кое-где обижались друг на друга, где-то кого-то обвиняли во всех грехах. Но, в конце концов, все стороны пришли к единому мнению – нужно объединяться! В первую очередь, чтобы защищать интересы отрасли, во-вторых, тем самым защитить интересы государства и населения, потребляющего конечный продукт в виде фруктов и ягод. И обязательно при активном участии отечественной агронауки.
Ученые и предприниматели договорились создать Ассоциацию производителей посадочных материалов, ну, и работать уже тесно, совместно определяя приоритеты. Представители профильного министерства полностью поддержали эту инициативу.
Похож на советский отчет? Да, но это было именно так! Кстати, сразу было избрано правление ассоциации, председателем которого выбрали идейного вдохновителя объединения, директора НИИ Плодовощеводства Серика Садыкова. Назвался груздем – полезай в кузов, а как еще?
А нам остается ждать первых результатов работы нового общественного объединения. Надеемся, уже скоро.
Удачи вам,
Серик Мамбетов, аульный журик
ФОТО Сергея Алексеенка
Просмотров материала: 1 151