Как нам изменить аул? И вообще – сможем ли? Судя по всему, не решив проблем сел и деревень, нам не решить проблем в городах. Более того, по мнению экономиста, доктора наук Толеутая Рахимбекова, нельзя разделять аул и сельское хозяйство – потому что они есть и первопричина, и в то же время следствие проблем на селе.
- Толеутай Сатаевич, вас считают у нас спецом по регионам, по аулам, по региональному развитию. Как вы считаете, какие главные проблемы аула?
- Понятия аул и сельское хозяйство неразделимы. Поэтому проблемы одного являются продолжением, можно сказать порождением другого и наоборот.
Самой главной проблемой аула считаю низкий уровень доходов сельского населения. Если верить официальной статистике, он почти в два раза ниже, чем в городе. Фактически, я думаю, разница еще выше.
Реальная безработица на селе зашкаливает за самые разумные пределы. В отдельных селах почти 90% трудоспособного населения не имеют постоянной работы. Даже в относительно благополучных селах, расположенных в пригородной зоне, почти половина сельчан не имеют работы.
Единственный для многих сельских жителей источник доходов – личное подсобное хозяйство – лишено всякой государственной поддержки, несмотря на то, что именно ЛПХ производят почти половину валовой продукции сельского хозяйства страны.
- И люди уходят в города…
- Именно так. Они бросают село - привычный для них образ жизни, и в поисках лучшей доли переезжают в города, где их никто не ждет. Этот процесс стихийного, вынужденного переезда из села в город пытаются называть урбанизацией.
- Это не урбанизация?
- На самом деле это никакая не урбанизация. Даже в далеком ХVIII веке, в годы Великой промышленной революции в Англии люди переезжали из села в город на готовые рабочие места, на текстильные предприятия.
В Советском Союзе строили заводы, при них города с жилыми домами, школами, поликлиниками, магазинами, театрами. Вот это можно назвать урбанизацией.
То, что происходит сейчас в Казахстане – это не урбанизация. Это ложная урбанизация. В науке она называется еще более жестко – трущобная урбанизация. Это понятие пошло из развивающихся стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, где в связи с демографическим взрывом пошел процесс «выталкивания» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов.
- Приезжают ведь в поисках работы?
- Но при этом стремительный рост численности городского населения не сопровождался достаточным ростом числа рабочих мест. В результате, прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.
Конечно, нынешний переезд казахстанских сельчан в города трудно объяснить демографическим взрывом на селе. Но результат один – постепенно идет процесс люмпенизации наших городов, в первую очередь, мегаполисов – Астаны, Алматы, Шымкента. И в этом я вижу главные причины трагической гибели Дениса Тена от ножа автоворов в Алматы и пяти малышек от безжалостного огня в Астане.
- С чего они вдруг (или давно) появились и каковы причины появления таких проблем на селе?
- Называют много причин низких доходов сельчан: невысокая эффективность отечественного сельского хозяйства, низкая производительность труда и т.д. На самом деле, причина кроется в значительных и непродуктивных затратах на производство сельхозпродукции и неадекватно низкой цене на нее.
Государство пытается исправить эту диспропорцию, предоставляя удешевленные кредиты и субсидии организованным сельхозпроизводителям. Но, к сожалению, лишь небольшая часть из почти 16 тыс. юридических лиц из почти 195 тыс. крестьянских хозяйств становятся счастливыми получателями такой поддержки.
Более того, огромная армия личных подсобных хозяйств численностью почти 1,7 млн. единиц, производящая почти половину всей сельхозпродукции страны, вообще исключена из системы государственной поддержки.
Несмотря на то, что страна почти 30 лет живет вроде бы в условиях рыночной экономики, в село рынок не пришел в полной мере. По форме вроде бы все рыночное – субъекты практически все частные, земля, хоть и на правах аренды, тоже на 99% находится в частной собственности. Но, по сути, сельское хозяйство сегодня живет в условиях сочетания социалистического патернализма и феодального уклада.
Социализм проявляется в том, что при любых осложнениях лоббисты сельского хозяйства обращаются к государству, а последнее пытается решить проблемы путем увеличения кредитования и субсидирования. Зачастую эти меры не оправданы и не эффективны. В результате, действия государства сродни поведению слона в посудной лавке.
- А феодализм, простите, в чем заключается?
- Феодализм в том, что отношения государственных органов и фермеров сегодня похожи на отношения сюзеренов и вассалов из средневековья: кого хочу – того милую, кому хочу – тому помогу. Захочет аким отобрать землю – отберет, не захочет аким – не даст субсидии. Поэтому, по первому требованию акимов, крестьяне и отчитываются о «рекордных» урожаях и забоях скота, о «достижениях» в экспорте мяса.
Несовершенство рыночных отношений в сельском хозяйстве каждый гражданин может ощутить в своих карманах. За последние 7-8 лет производство сельхозпродукции растет на 3-6% в год. По некоторым видам темпы роста еще выше. При этом численность населения страны в эти же годы росла на 1,4-1,5% в год. По законам рынка превышение роста предложения над ростом спроса должно приводить к снижению цен на продукты питания. Покажите мне хоть один продовольственный товар, на который снизилась цена за эти годы.
- Наверняка, невозможно скопом решить все проблемы аула. Но что нужно делать, что предпринять (или снова принять какую-нибудь госпрограмму) чтобы если не решить, то как-то минимизировать проблемы, повернуть тренд в сторону улучшения?
- В конце 1990-х – начале 2000-х годов были приняты ряд системных мер по реформированию сельского хозяйства. Были созданы законодательная база и институты развития отрасли. Последние в 2006 году были объединены под крышей Холдинга «КазАгро».
Кроме того, были реализованы ряд государственных и отраслевых программ. Эти меры позволили Казахстану к 2010 году выйти на уровень полного самообеспечения традиционными видами сельскохозяйственной продукции.
- Это по количественным показателям?
- Конечно. Но далее по логике напрашивался переход к качественным реформам, к структурной перестройке сельского хозяйства. Нужно было создавать инфраструктуру сельскохозяйственного производства, сферу сервисного обслуживания.
Крестьянин должен заниматься только тем, чем он умеет заниматься лучше всего – производством сельхозпродукции. Все остальное должно приходить к нему с доставкой вплоть до поля, до фермы в виде услуг. Вот для чего нужна инфраструктура.
- Но и инфраструктура не появляется на ровном месте – она ведь стоит денег.
- Безусловно, на платной основе. Именно несовершенство инфраструктуры сельского хозяйства, точнее одного из ее элементов – заготовки и сбыта, приводит к диспропорциям в распределении доходов от реализации сельскохозяйственной продукции. Посудите сами. Разве нормально, когда львиная доля доходов остается в руках посредников?
- Об этом не говорит разве что ленивый… Даже в правительстве нет-нет появляются светлые мысли решить эту проблему…
- Наряду с системой заготовки и сбыта продукции, инфраструктура сельского хозяйства должна включать системы сервисного обслуживания сельскохозяйственного производства, финансового и информационного обеспечения сельхозпроизводителей. Сервис включает в себя поставки ГСМ, запчастей, семян, удобрений, агрохимическое и ветеринарное обслуживание, механизация, мелиорация и т.п.
Оптовые закупки кооперативами дадут более низкие цены на товарно-материальные ценности, что положительно скажется на издержках сельского хозяйства. Финансовое обеспечение – это доступные для всех сельхозпроизводителей кредиты и субсидии с прозрачными и некоррупциогенными механизмами их предоставления.
В современных условиях немаловажно информационное обеспечение, которое должно включать в себя непрерывное повышение квалификации сельчан в вопросах новых технологий, пород, сортов, изменений в законодательстве и программных документах, маркетинг.
- Может ли всё это выстраиваться на кооперативной основе?
- Конечно, и это не казахстанское ноу-хау. Это опыт всех развитых стран мира. В сельском хозяйстве тех же США, Швеции, Японии многое выстроено именно на основе кооперативов. В Германии разветвленная система кооперативов включает кооперативы на уровне сельских населенных пунктов, земель и в целом на уровне государства. Это и наш исторический опыт.
Причем хочу обратить внимание на то, что я не имею в виду кооперативы только для личных подсобных хозяйств. Кооперативы могут создаваться на уровне районов для небольших фермерских хозяйств, на уровне области – для средних, на уровне республики – для крупных агроформирований.
Опыт такой есть и в Казахстане. Ведь даже созданный по поручению Главы государства Единый зерновой холдинг для экспорта зерна и есть кооператив по сбыту республиканского уровня. На уровне четырех областей вот уже несколько лет действуют кооперативы по совместному привлечению кредитов. А кредитные товарищества в районах, действующие с января 2001 года – это тоже фактически кооперативы.
- А господдержка? Нужна ли она?
- Параллельно с формированием адекватной рынку инфраструктуры сельского хозяйства необходимо кардинально реформировать систему государственной поддержки отрасли. Об этом я не раз писал и говорил - повторюсь вкратце. В первую очередь, надо сократить количество субсидий – с 54 до 5-6 видов.
- Радикально!
- Ничего радикального здесь нет – это потребности сельхозпроизводителей.
- Что просят сельхозпроизводители?
- Они просят дешевые кредиты. Нужно субсидировать ставку вознаграждения по кредитам до уровня 4-6% годовых у крестьян. Чтобы обеспечить весь спрос на кредиты надо привлечь банки и кредитовать сельхозников через АО «Аграрная кредитная корпорация» и далее через кредитные товарищества. Также надо субсидировать самые чувствительные для крестьян затраты – ГСМ и корма.
На эти три вида надо направить весь объем субсидий. Кроме того, в стимулировании нуждаются кооперативы от сельского вплоть до республиканского уровня.
Нужно рассмотреть вопрос освобождения от налога на добавленную стоимость всех оборотов продовольственных товаров – от производства до розничной реализации, включая также переработку, экспорт и импорт.
Реализация этих мер позволит сократить издержки сельчан на производство продукции, получать им справедливую цену, соответственно повысить их доходы.
Кроме того, формирование инфраструктуры позволит обеспечить качество продукции и откроет возможности для увеличения ритмичных поставок, как на внутренний рынок, так и на внешний.
- А на местном уровне? Могут ли нынешние, скажем так, менеджеры аулов решать проблемы при существующих процедурах, правилах бюджетирования и т.д.? И насколько?
- Вообще я считаю, что должны работать Законы. Менеджер должен быть подготовленным, знающим и соблюдающим эти Законы, умеющим их исполнять. Акимы аулов должны взять на себя функции инициаторов формирования кооперативов, проводить разъяснительную работу.
Они должны осознать, что крепкий кооператив – это основа социального, экономического и, если хотите, политического развития аула. Социальная – это занятость сельского населения. Экономическая – это доходы сельчан. Политическая – это местное самоуправление. Конечно, определенная корректировка законодательства потребуется.
- А что могут сделать руководители областей, районов опять же, при нынешних правилах?
- Законодательство предоставляет достаточно много полномочий акимам областей и районов. При желании, если не все, то большую часть того, что предложено выше, можно в пилотном режиме реализовать на территории одного из районов отдельно взятой области.
- Рахмет, Толеутай Сатаевич, за беседу. Надеюсь, что мы еще поговорим о селе, о сельском хозяйстве и их проблемах. Кроме того, приглашаю специалистов, общественников, чиновников к обсуждению и поиску решений проблем аула.
Записал Серик Мамбетов, аульный журик
Просмотров материала: 3 538