На днях мы все-таки встретились – живем в 3 километрах друг от друга, а не можем найти время для личного знакомства и общения. Речь идет об молодом и перспективном политологе Исламе Кураеве. Мы поговорили о его проектах настоящих и будущих, о Сирии и Ближнем Востоке в целом, ну, и, конечно, об Исламе – то бишь о религии.
- Ислам, как продвигается ваш проект по изучению казахского языка?
- Можно сказать, что проект выстрелил. В наших группах по 50-60 человек – Алматы, Астана и Кокшетау. Люди добавляются, интересуются, пишут – Караганда, другие северные города – много людей, которые заинтересованы.
- А спонсоры? Есть ли те, кто финансово поддержал проект?
- Изначально был заложен курс на полную нашу инициативу, то есть мы все делаем сами, то есть я и мои друзья, все их знают, это Аман Мамбеталиев и Шынгыс Айнабек. Как-то проскакивала мысль привлечь государство для сотрудничества, но потом, посоветовавшись, пришли к мнению, что за счет нас будут закрываться отчеты, а по факту все останется на своих местах.
Следовательно, наше решение было правильным, после того, как о нас начали писать СМИ и люди в социальных сетях, то резко у государства появились свои курсы, где в месяц они чуть ли не тысячи людей обучают. Мы начали мониторить, искать такие курсы, по факту их не существует.
- А курсы ваши бесплатные, я так понимаю?
- Совершенно бесплатно. У нас есть парень – Искандер – он владеет несколькими языками и преподает в Алматы. В Астане и Кокшетау тоже есть свои преподаватели.
- И преподаватели работают бесплатно?
- Именно так.
- А помещение, какой-то расходный материал? Это же все-таки расходы?
- Да, расходы, но мы стараемся сами решить вопрос, скидываемся. Также нам помогают с помещением. Например, в Астане сотрудники одного окологосударственного учреждения предоставили нам свой рабочий кабинет. В Кокшетау занятия проходят в библиотеке – там есть кабинет казахского языка и литературы. И здесь в Алматы, в Доме дружбы я отдал свой кабинет под занятия.
- А методика какая? Своя или где-то позаимствовали?
- Основа – это книга Каната Тасибекова – «Ситуативный казахский». Если у Тасибекова полностью готовый курс, то мы его адаптировали под себя. Пользуясь идей, мы решили сделать его согласно требованиям аудитории. Поэтому изменения внесли не значительные, по методической части все осталось, только изменилась тематика и не более того.
- С чего это вдруг политолог стал продвигать такой проект как изучение казахского языка?
- Наверное, опыт общественной деятельности (смеется). Тем более у меня была молодежная организация, даже в двух-трех состоял и руководил. Но, к сожалению, это стало скучно.
- Почему?
- Там есть свои рамки, стандарты! Они все регулируются – лишнее не скажешь, лишнее не сделаешь. Сверху спускается список дел, которые надо обязательно делать. Причем, ты делаешь, а те записывают себе в актив. И я решил - лучше делать что-то реально полезное.
Даже будучи активистом или руководителем какой-то структуры всегда старался реализовать проект максимально полезно для общества. Мое личное мнение основывается на том, что если у тебя есть возможности, то ты должен делать все чтобы твое государство развивалось, твое общество процветало.
- А вот этот год – Год молодежи. Ты не собираешься делать что-то в рамках года? Наверняка, там есть ресурсы, бюджетные деньги?
- Деньги-то есть, но не для нас (смеется). Ну, дадут футболки, флажки.
- А может быть ваши проекты слабенькие?
- Не знаю - сколько я предлагал проектов, ничего государство не заинтересовало. У нас проводятся самые различные форумы, мероприятия, но там все схвачено. Но и это не так важно, я не против форумов и собраний, но любой форум, мероприятие должно приносить пользу. А здесь я не вижу какой-то пользы. Приехали, потусовались, выступили и не более.
Да и собственно организационная часть мероприятий оставляет желать лучшее. Это касается простых технических вопросов трансфера, размещения и, в конце концов, даже питания. Это вот такое отношение к молодежи – мол, потерпят. Я бывал во многих мероприятиях, в том числе, за границей. Там отношение совсем другое, нежели у нас.
- Ну, ты прям как настоящий агашка – может быть, вам еще и бешбармак со всеми вытекающими?
- Но мы тоже имеем право нормально покушать (смеется)…
- Вот в Фэйсбуке Сырым Иткулов писал, мол, хватит этих форумов, съездов – помогите молодежи реальными делами. К примеру, помочь с жильем, еще может быть что-то конкретное, осязаемое…
- Дать квартиры, я считаю, тоже не совсем правильно. Их вообще-то надо заработать. Я, конечно, поддерживаю Сырыма, но все-таки с молодежью надо работать по-другому, нужно менять формат. К примеру, нужно буквально выходить на улицу, проводить мероприятие на Арбате, затягивать новых людей и делиться с ними.
- Давай! А что конкретно?
- К примеру, проводили День домбры. Поиграли на домбре, собрались люди, всем понравилось. Проводили «Ұлы дала елі» - это небольшой велопробег по сакральным местам, связанным с Алматы. Приехали на Арбат, поставили аппаратуру, раздавали футболки, проводили викторину на знание истории Казахстана. И ведь людям интересно. Вот это новый подход, это другой формат.
Но в то же время, чтобы выбить небольшое место, нужно миллион разрешений, а еще ограничение по времени и прочие бюрократические примочки. Дают время для проведения мероприятия в обед, в жару – кто так делает? Молодежь ведь собирается по вечерам (смеется)
Вот надо менять подходы, и не раз говорю об этом. Президент говорит надо менять сознание, а у нас ко всему подходят топорно, по старинке. Ведь идея президента, его посыл правильный, но вопрос как это делается. Тот же форум – если ты раньше проводил в каких-то помещениях, куда нет доступа большому количеству молодых людей, поменяй формат – вынеси на улицу, поближе к молодежи. И будет совсем другой результат.
- А может быть все из-за того, что всем процессом рулят агашки? Может быть, мы не понимаем вас - прямо по Тургеневу? Что вообще волнует молодежь? Чем она живет?
- У меня лично в принципе проблем нет (смеется). Особняком для молодежи стоит вопрос дохода – к примеру, на те же волонтерские мероприятия молодежь не ходит бесплатно. Время уже не то.
Но вопрос и в том, что многие организаторы мероприятий, форумов не воспринимают молодежь, как я уже говорил, серьезно. Тех же молодых ученых, к примеру.
- Это мы уже слышали из уст главного ученого страны – мол, валите, куда хотите…
- Везде, где есть молодежь, где участвует молодежь – отношение такое предвзятое, свысока, мол, если ты молодой, то ничего не знаешь, ни в чем не разбираешься. А если старый, взрослый, значит умный, мудрый.
А ведь на самом деле огромный поток информации проходит, в первую очередь, через молодежь. У нас и гаджеты, мы разбираемся в технике, в последних трендах и технологиях, владеем языками. Элементарно, тот же взрослый агашка, который не знает иностранные языки, ему лень пользоваться (а может и не умеет) тем же гугл-переводчиком, а молодые ребята в этом плане мобильны.
Кроме того, у молодежи в приоритете путешествия, и это откладывает отпечаток. Мы больше узнаем, больше видим, больше знакомимся. И все познаем в сравнении, чего нет у многих наших агашек.
- В общем, ты задвинул старшаков…
- Ну, не совсем, конечно. То, что они умеют разговаривать на серьезные темы, дипломатично дискутировать – этого у старшего поколения не отнимешь. У молодежи с этим есть проблема.
- Наверное, опять-таки не всегда и не со всеми?
- Согласен. В общем, есть чему друг у друга учиться и идти вперед. Но нужно менять форматы общения. Как преобразовался тот же фэйсбук – молодежь, которая была там три года назад, уже не такая сегодня.
Когда начинал писать о той же Сирии, Ираке, Йемене, Омане – люди не понимали, они даже не знали, где такое находится. Сегодня этой тематикой уже интересуется довольно большая аудитория.
- Давай о Ближнем Востоке. Как ты вообще «туда» попал? Это твоя научная работа?
- Это не связано ни с наукой, ни с работой, просто личный интерес. К примеру, я не очень разбирался во внутренней политике Казахстана. Или же в отношениях США и России. Точно также Ближний Восток – воюют и воюют, кто с кем, кто против кого – не понятно.
С географией все в порядке, и я начал изучать историю, культуру, традиции этих стран. Кстати, я очень люблю песни на турецком, на фарси, слушаю даже на иврите.
- Ты знаешь эти языки?
- На слух могу отличить (смеется). Несколько диалектов на фарси, на турецком, на арабском.Так вот, начинаешь изучать ту же Сирию – становится очень интересно. К примеру, в Конституции этой страны было записано, что президентом Сирии может быть избран представитель алавитов (течение в шиизме-ред.) А в стране лишь 10% - это алавиты. Сейчас, конечно, эта статья изменена – сейчас любой гражданин страны может стать президентом.
Это, во-первых. Но главное – это изменение климата в регионе привело к затяжной засухе в стране, сельское хозяйство пришло в упадок. Естественно, все это привело к нехватке продовольствия, люди начали перебираться в города, росло недовольство населения, митинги, перешедшие в столкновения с правительственными силами уже на религиозной почве.
- То есть, не было никакой политики - все были довольны Асадом?
- До последних лет Сирия на 90% обеспечивала себя продовольствием. Тут изначально не было посыла «Против Асада» или каких-то религиозных предпосылок. Вообще в мире не существует межнациональных, межрелигиозных конфликтов. Это ведь очевидно – такие оттенки придает третья сторона, кому выгодно. Чтобы таким образом под знамена привлечь большее число сторонников.
- Типа наших бьют…
- Именно так.
- А что-то из геополитики? Что, мол, державам была интересна территория Сирии для трубы из Ирака в Средиземное море?
- Это вообще не реально. Разве Асад не хотел на транзите нефти зарабатывать? Это вопрос второстепенный. Да есть геополитические вопросы. У Турции, к примеру, это курды. Вернее, вопрос присоединения новых территорий.
- Хорошо, раз уж я далеко не специалист в этом вопросе, поговорим несколько о другом, но тоже в связи с Сирией. На днях ты напряг полфэйсбука по поводу операции «Жусан»…
- В любом случае, по любой теме должны быть разные мнения. Я же исходил из фактов: те же военные базы США в Сирии. Американцы используют в качестве баз ангары. Но если внимательно смотреть видео, то можно увидеть, что это база, либо в Ираке, либо в Турции, но никак не в Сирии. Плюс ко всему грузовые самолеты армии США…
Кроме того, журналисты преподнесли информацию неправильно – «Казахстанские военные спасли женщин и детей из Сирии». У Казахстана нет каких-либо соглашений ни с Сирией, ни с США, ни даже с Россией пересекать воздушное пространство и территорию Сирии. Скорее всего, это было около Сирии, к примеру, в Турции.
Но опять же – сейчас даже на севере Сирии довольно холодно, люди в куртках ходят. Тут много не состыковок. Конечно, многие в том же Фэйсбуке не согласны со мной, но это моя точка зрения, основанная на анализе видеоролика. Но то, что граждан доставили – здесь я не спорю – это большое дело.
- Много говорят, что не надо было везти их домой…
- Да, и я не раз комментировал этот вопрос. Прежде всего, они граждане нашей страны. И у них дети, они знают, что они граждане Казахстана. Пройдут годы, и эти дети вырастут, у них самих появятся дети. Как они будут относиться к своей родине? Что будут думать о ней? На мой взгляд, лучше их пригреть рядом, чем потом мы получим армию врагов страны.
- Ну, тоже вопрос спорный…Есть еще мнение: а куда смотрели, когда они уезжали из страны?
- А как уезжали – конечно, вопрос к компетентным структурам. Вариантов несколько. Кто-то через Кыргызстан, через Кавказ.
- Вот почему они уезжают туда?
- Мне приходилось общаться с этими людьми. Изначально они все едут за правое дело. В большинстве своем они не имеют образования, не имеют финансовых средств.
- С чего они решили, что это именно правое дело? Получается, что они обработаны здесь и уже готовы ехать туда?
- Совершенно верно. Но в то же время не все, конечно, едут, чтобы умереть за веру, попасть в рай и т.д. Некоторые едут исходя из сугубо финансовых потребностей. И говорить, что нет таких, кто едет за деньгами – крайне глупо. Можем вспомнить, например, как писали и вещали о том, что казахи украли казну у ИГИЛ.
- Может быть, это фейк?
- Скорее всего, не фейк. Но даже если случай с казахами – фейк, значит такого рода ситуация была. Как говорится, нет дыма без огня. Значит, есть такие люди, которые пришли и приходят совсем не бескорыстно.
То есть туда идут люди самые разные – от искренне верящих, заканчивая мошенниками и психбольными. Возьмем тех же подрывающих себя террористов - вряд ли среди них нормальные люди. Или же взрыв в Магнитогорске. ИГИЛ берет на себя ответственность за взрыв, а Россия официально заявляет об взрыве газа.
- Ну, у ИГИЛа свои цели и задачи…
- Это понятно - ИГИЛ может все что угодно на себя взять – им лишь бы хайпануть.
- Тут много вопросов. Скажем, много стало мечетей (или церквей – не важно), но настоящей веры и духовности больше не стало. В то же время, если террорист, то обязательно мусульманин…
- Это уже как клеймо.
- И вообще, не кажется ли тебе, что Ислама у нас стало стало слишком много?
- Как говорят, людям легче быть услышанным богом, чем своим правительством. И это ведь правда. К примеру, у нас в стране есть такие села, аулы, которые не имеют выхода к цивилизации, где уровень жизни очень низкий.
Там, к примеру, строится мечеть, местным жителям кто-то помогает финансово, ведут пропаганду здорового образа жизни, зазывают в мечеть. Если раньше весь аул пил, то люди уже пересматривают свое мышление, они начинают понимать, что пьянство - это не есть хорошо. А молиться, мол, хорошо, это благо.
Приведу пример с Эрдоганом. У людей спрашивают, почему вы так любите Эрдогана. Те отвечают, мол, раньше у нас не было ничего, а он построил нам мечеть и школу, и мы чистые, одетые посещаем мечеть и школу…
- И это ведь аргумент?
- Конечно. Но нельзя забывать, что в Турции образование качественное, в то же время есть своя многовековая религиозная культура. У нас же она напрочь отсутствует.
И много говорят, что есть радикальный, умеренный, традиционный ислам. Ислам у нас один, как стоял, так и стоит, но как его трактуют люди – вот в чем вопрос. Ведь сами люди разные, и соответственно, разное понимание Ислама из ментальных особенностей, воспитания, школы, окружения.
У нас же нет четко выстроенной религиозной политики. Опять же пример Турции. Она – светская страна, но правительство Турции финансирует мечети, церкви и другие религиозные структуры. И это закреплено законодательством, что является некой гарантией от внешнего воздействия.
У нас же не совсем так, у нас присутствуют так называемые двойные стандарты. Вроде бы ДУМК заявляет, что ситуацию контролирует, но в то же время здесь беспрепятственно работают самые разные религиозные течения.
- Но у ДУМКа духа, похоже, не хватает?
- Этот орган должен быть авторитетным, популярным, если на то пошло. Тем более, у него есть поддержка государства, по крайней мере, официально об этом заявляется.
И люди не должны смотреть и слушать, что говорят проповедники с той же Саудовской Аравии, а наоборот – слушать своих. Те же заграничные имамы будут выступать, исходя из личной культуры, традиций, обычаев, которые сложились в их странах на протяжении веков. К примеру, они рассуждают с точки зрения салафизма, который у нас является радикальным течением. А у нас должно быть свое понимание.
- Даже в отношении атрибутики, одежды, наверное?
- Ханафитский мазхаб предполагает уважительное отношение к культуре, традициям местного населения, в частности, населения, проживавшего на территории Дешт-и-кыпшак. Поэтому и был принят ханафитский мазхаб, который не противоречил нашей культуре, поэтому ислам у нас прижился.
- Что ты скажешь насчет так называемого продвижения ислама, проще говоря, рекламы? Насколько этично так вот рекламировать и продвигать религию?
- Мне тоже часто говорят, что занимаюсь продвижением религии (смеется). Я не занимаюсь этим, я разъясняю, что такое ислам на самом деле.
Но есть такие люди, которые занимаются привлечением людей. Чаще всего люди сами интересуются, особенно, в такси и, особенно, женщины. И поэтому складывается впечатление, что религия представляет огромный интерес. А женщинам ведь интересно поговорить (смеется)…
- А может быть, та же женщина в такси просто не получила ответы на свои вопросы где-то в другом месте, например, в книгах, от родителей, в интернете?
- У нас вроде бы очень много информации, но нет качественного контента, которая, скажем, соответствует государственной политике. Есть российский контент, но и там присутствует суп-набор религиозных течений, который возможно, подходит к ним, к их культуре и традиция, но только не к нам.
- А как сам Ислам (религия) относится к тому, как его же продвигают?
- В принципе относится нормально. Это что-то вроде: привел человека в религию, ты получаешь льготы на том свете.
- Это реальный сетевой маркетинг получается…
- Безусловно. Ведь изначально была установка: привлекать людей в Ислам без оружия, словом, убеждением. Ну, а позже, конечно, многие отошли от этих первоначальных установок. Но здесь, скорее всего, религия, вера использовался как инструмент.
- Хорошо, Ислам давай о своем. Недавно ты стал победителем в премии «Народный любимец» в номинации Лучший публицист, с чем и поздравляю!
- Рахмет!
- Ты теперь звезда, люди тебя знают, любят-уважают, думаю, ценят твои экспертные заключения по Ближнему Востоку. Куда дальше? Какие планы?
- Конечно, темы внутренней политики, религии, экстремизма, ну, и Ближний Восток и арабские страны – это мои. А темы США, Китая, Росси и т.д., конечно, мне достаточно знакомы, но я не хочу распыляться. Для этого у нас есть хорошие специалисты, которые глубже понимают эти процессы.
- Ты значит монополист по этой тематике?
- Есть немного (смеется)…
- А общественные проекты? Молодежные, в том числе?
- Пока нет особых идей, но они будут. На сегодня многое ведь упирается в финансы, и без них довольно сложно реализовать тот или иной, причем, очень нужный обществу проект.
Если будет возможность сделать что-то за свой счет, то мы будем делать. Главное, чтобы это было очень полезным делом, а не для отчета, не для галочки.
- Рад встрече и благодарю за беседу. Веселая беседа получилась…
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 1 728