Первую часть нашей традиционной аналитики с Султанбеком Султангалиевым спикер закончил словами: «…сейчас не спеша зреет и постепенно усиливается другая политическая сила, перед которой все эти тёрки между ватниками и нацпопами, между элементами гражданского общества и государственными органами, ничего не значат. Она будет способна уничтожить всех. Эта сила и станет очень значительным игроком на политическом поле Казахстана в 20-х годах нашего века». Во второй части поговорим об этих силах, ну, и как всегда прогноз от политолога.
Исламисты придут в политику
- Возвращаясь к нашему разговору - так что же это за сила, которая станет значительным игроком на политическом поле Казахстана в следующем десятилетии? Вы имели ввиду салафитов?
- Не только их конкретно, но и всех представителей альтернативных течений в исламе, которые живут в Казахстане. Рядом с нами, в нашей стране, во всех её регионах формируется фактически новая общность людей.
И их отличие от нашего, во многом лицемерного социума, не в одежде и даже не в религиозных взглядах, а в самом мировоззрении. И если первые представители новых течений – это, по сути, неофиты с еще имеющимся в подсознании, в культуре поведения остатками прошлой светской жизни, то их подрастающие дети будут теми, для кого религиозная идентификация будет единственно важной. И они не будут поступать нерационально, сжигая себя перед зданиями акиматов в знак протеста против социальной несправедливости. Они поступят иначе.
Данные религиозные общины распространены по всей стране, особенно велика их концентрация в Западном Казахстане. После теракта в Актобе Комитет национальной безопасности обнародовал официальную цифру в 30 тысяч сторонников приверженцев нетрадиционного ислама. Даже если эта цифра была верна два года назад, то сейчас, безусловно, она должна значительно вырасти.
Ухудшение социально-экономического положения, бездушие бюрократической машины и несправедливости, творимые её отдельными представителями, определенная бездуховность и эгоизм общества делают подобные общины (я избегаю слова секты) привлекательными для отчаявшихся , потерявших или ищущих себя людей.
Они отличаются крепкой взаимоподдержкой, единством и искренностью веры - своего рода исламские большевики, если проводить исторические аналогии. В сравнении с их убежденными в своей правоте проповедниками ДУМКовские бюрократы в чалмах проигрывают, прежде всего, с моральной точки зрения в глазах верующих.
По мере количественного роста тех же салафитов неизбежно будет усиливаться их влияние в регионах, как на массы, так и на региональные элиты. А это уже политика.
- У вас прямо какая-то симпатия проскальзывает к исламистам?
- Нет никакой симпатии - религиозное мировоззрение мне глубоко чуждо. Просто интерес и объективность. К тому же я против того, чтобы искусственно лепить из тех же салафитов какое-то исчадие ада и потенциальных террористов. Прежде всего, необходимо провести глубокие социологические исследования в этом вопросе по всем регионам страны, изучить проблему посредством применения научных методов.
- А если это просто хорошие искренне верующие люди, то что плохого они могут сделать?
- Дело не в человеческой привлекательности. Я беседовал с некоторыми салафитами в Западно-Казахстаснкой области - это очень интересные и искренние люди. Это совершенно новый для меня образ мышления, отличающийся от наших же казахов, которые идут в пятницу на молитву в мечеть, а в субботу распивают со мной алкоголь и находят такую последовательность совершенно естественной и даже приятной во всех отношениях.
Просто есть определенные законы общественного развития одно из которых заключается в том, что любая община на инстинктивном уровне стремится к самозащите и расширению своих рядов, а самым оптимальным для этих задач вариантом является приход к власти. Поэтому приход исламистов в политику предопределен. Учтите к тому же и зарубежное влияние.
Лично я считаю, что приход исламистов к власти в Казахстане отбросит нас в средневековье во всех отношениях. Кстати, они уже оказывают определенное влияние на общественные настроения. На мой взгляд, феномен «уятменства» ярко проявивший себя в нашей стране в последние два года –это, не что иное, как показатель распространения и влияния идей исламистов в обществе.
- Если это угроза для государства, а события в Актобе 5 июня 2016 года показали, что есть самые серьезные причины опасаться исламистов, то возникает естественный вопрос: Что делать государству?
- У меня нет готового ответа на ваш вопрос. Единственное, в чем я твердо убежден - так это в полной неэффективности применения запретительных или карающих норм против приверженцев нетрадиционных течений ислама.
Во-первых, это насилие над разумом и внутренним миром человека, что само по себе отвратительно. Во-вторых, идеологию невозможно запретить, это абсурд, это всё равно, что запретить человеку думать. Идеологию может победить только идеология. В-третьих, насилие вызовет рано или поздно ответное насилие. А это совершенно не в интересах всего нашего общества и государства.
Спасибо майору
- Январь 2019 года привлек всеобщее внимание к Караганде, в которой произошли два резонансных события-поздравительный тост майора в Карагандинской академии МВД и конфликт в ресторане «Древний Рим» закончившийся гибелью молодого казахстанца. Начнем с нашей доблестной полиции – какие выводы можно сделать из этой истории?
- Лично я не знаю чему удивляться в истории с тостом карагандинского майора. Во-первых, то, что человек даже не подумал, что его поздравление может оказаться в соцсетях и вызовет отрицательную реакцию общества, не удивляет.
- Почему?
- Потому что интеллектуальный уровень большей части сотрудников МВД оставляет желать лучшего. Во-вторых, в лихие 90-ые мне, в отдельный период жизни приходилось довольно часто пересекаться со служителями закона и единственное, что их отличало от «братков» - так это непомерная наглость и чересчур бандитские ухватки. Самые молодые из них сейчас как раз и достигли званий майоров и подполковников.
Приходилось, конечно, встречать и «настоящих ментов» - людей чести и слова, но уже тогда это было редкостью. В-третьих, наша полиция - это не инопланетяне, свалившиеся к нам с неба - это неотъемлемая часть нашего социума. И когда общество представляет из себя организм, пораженный многими болезнями, то и речи быть не может о какой-то его здоровой части.
Пресловутая реформа МВД, какой бы она не была, ни к чему положительному не приведет и превратится в очередную пафосно-показушную кампанейщину, если мы не начнем одновременного оздоровления всех сфер жизни-политической, экономической, социальной.
- Начнем с чего?
- Начинать надо с ключевых позиций - реформирования системы государственного управления и демократизации общественно-политической жизни. А майору спасибо…
И, на мой взгляд, увольнение было излишне строгим наказанием - никакой государственной тайны он не раскрыл, дальнейшему падению авторитета МВД в глазах населения не способствовал, потому что это очень затруднительно сделать, а цитирование персонажей российских сериалов, насколько мне известно, не является нарушением Устава внутренней службы.
Что-то надо менять…
- Трагедия в ресторане «Древний Рим» всколыхнуло всё общество. Какие выводы общество и власть должны сделать из трагического случая в «Древнем Риме»? И что, на ваш взгляд, мы должны сделать, чтобы подобное не повторилось в дальнейшем?
- Давайте начну со второго, наиболее легкого вопроса. Мы должны поднять качество среднего и высшего образования, а также уровень воспитания, прежде всего, нашего молодого поколения, модернизировать духовный облик нашего общества, вернуться, к сожалению, подзабытым высоким морально-этическим ценностям нашего народа. Мы должны осознать, что все мы, вне зависимости от национальности и вероисповедания - сыновья и дочери одной Родины, живущие под одним шаныраком. Ну, как красиво сказано?
- Очень даже…
- Я называю такие ответы «фигней на постном масле». Если вдуматься - просто набор красивых высокопарных фраз, за которыми нет никакого конкретного содержания. Он годится только для поста в фейсбуке, чтобы друзья лайкнули из чувства сострадания к интеллектуальному убожеству автора, а поводов серьезно задуматься у людей от таких высказанных «мыслей» столько же, сколько оргазмов от расстройства желудка.
Теперь, после такого лирического отступления - конкретно к выводам.
- Да, давайте...
- Во-первых, трагический случай в Караганде вновь показал всю важность открытого диалога с обществом и оперативного информационного освещения событий.
Никакого ажиотажа и фейковых новостей с шовинистическим душком не было бы, если бы пресс-служба областного УВД и республиканского МВД своевременно оценила важность момента и проинформировала СМИ и общественность об обстоятельствах делах и ходе расследования. И, кстати, к брифингам на резонансные темы следует готовится более качественно. Это я, к слову, так сказать..
Во-вторых, мы все наглядно убедились в том, что социальные сети интернета становятся мощнейшим орудием манипулирования и формирования общественных настроений, причем в очень короткие сроки. Робкие попытки контрпропаганды в соцсетях с абсолютно не популярных и мало вообще кому известных аккаунтов потерпели полное поражение.
Параллельно еще раз показали свою неконкурентоспособность официальные СМИ, получающие львиную долю информационного государственного заказа и их принципы информационной политики. В коня ли корм, господа?
Необходим независимый, качественный и объективный мониторинг данных СМИ - какая у них читательская и зрительская аудитория, и насколько доверяет данная аудитория полученной информации.
В конце концов, такое исследование, пусть даже и в закрытом формате, необходимо самому руководству телеканалов и Министерства информации и коммуникаций, потому что при рецидиве, крайним в следующий раз может стать и ведомство Даурена Абаева, со всеми вытекающими последствиями и втекающими итогами.
В-третьих, система госуправления, при которой всё региональное руководство смотрит на Центр, не предпринимая публичных действий в ожидании реакции из Астаны, показала свою особенную неэффективность в стрессовых ситуациях. Что опять-таки возвращает к мысли о необходимости постепенных изменений отношений в формате Регион-Центр и проведении эксперимента по выборности акимов сельских округов, районов и городов самим населением.
Акимы должны не просто обладать мандатом от Акорды, но и пользоваться доверием и авторитетом среди местного населения. Отдельно хотелось бы отметить достойное поведение акима Карагандинской области Ерлана Кошанова, не испугавшегося выйти к людям и сумевшего в острой обстановке найти необходимые нужные слова, чтобы успокоить протестующих.
В-четвертых, события в Караганде показали неэффективность маслихатовского депутатского корпуса, полное отсутствие у депутатов инициативности, авторитета и просто гражданского самосознания. Зачем нужны такие депутаты, которые не могут стать посредниками в диалоге между исполнительной властью и населением?
Такие депутаты не нужны и самой власти, не говоря уже о народе. И речь не только о конкретных маслихатах Карагандинской области. Уверен, что если подобный случай произошел в любом другом регионе страны, нуротановские депутаты выглядели бы столь же беспомощно. Полагаю, что данный случай должен быть учтен при проведении выборов депутатов маслихатов по партийным спискам.
В-пятых, при всем националистическом негативном антураже, который сопутствовал обстоятельствам расследования трагедии в Караганде, тем не менее, общественные настроения в социальных сетях и на митинге в областном центре носили характер именно социального протеста. А вызван он массовым недоверием казахстанцев системе МВД и общим недовольством ситуацией в стране, характеризующейся масштабной коррупцией, социальной и правовой незащищенностью граждан.
Полагаю, что власть получила очередное наглядное подтверждение уязвимости и хрупкости общественно-политической стабильности и межэтнического согласия в стране. Значит что-то необходимо менять…
- Еще один вопрос Султеке по вашей фишке - прогнозы. Так как у нас всё зависит от политического истеблишмента, то каковы прогнозы по поводу развития событий на политическом Олимпе в 2019 году?
- Как и всегда на уровне жизни населения разборки небожителей не окажут никакого влияния, но для экспертного сообщества, журналистов, зарубежных наблюдателей и просто людей неравнодушных к политике наступивший год будет очень интересным.
2019 год станет роковым для многих сильных мира сего. Потому что к традиционной борьбе групп влияния за контроль над скудеющими финансовыми потоками приложится приближение циклона транзита власти. А это означает неизбежное обострение отношений в играх под престолом, и, следовательно, громких коррупционных расследований не избежать.
Весьма интересным в текущем году будет выглядеть завершение (или продолжение) политической карьеры Имангали Тасмагамбетова. Январские события негативно скажутся на карьере министра внутренних дел. Как бы хорошо президент не относился лично к Калмуханбету Нурмуханбетовичу, тем не менее, с градусом общественного недовольства придется считаться.
Отставка министра, на мой взгляд, неизбежна. Так же под большим вопросом кадровых перестановок на самом высоком уровне конкретно: министерство образования и науки, министерство энергетики, министерство индустрии и инфраструктурного развития, министерство национальной экономики и, собственно, уже традиционно, сам уважаемый премьер-министр.
Особо отмечу, что 2019 год станет «золотым» годом для топовых и не очень топовых блогеров самой политизированной социальной сети - Фейсбука. Если ранее отдельных блогеров привлекали для формирования общественного мнения на некоторых резонансных судебных разбирательствах и частично-эпизодически при проведении государственной информационной политики, то в этом году группы влияния неизбежно дорастут до мысли о формировании на постоянной основе своих пулов блогеров для продвижения месседжей, пиара и ведения информационных войн с оппонентами.
В общем, будет интересно - запасайтесь попкорном по еще приемлемым ценам.
- Благодарю за беседу.
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 7 750