Министерство образования и науки РК, почти по Фрейду, выдало себя с головой опровержением сообщения в социальных сетях и мессенджерах, где говорится, что «Великобритания завершила переход на советскую систему школьного образования», так как якобы образовательная программа СССР намного лучше западных аналогов и англичане, наконец, это признали, перейдя на нее. Мол, данная статья является фейковым материалом российского сатирического издания ИА «Панорама», и на американских сайтах этой новости также нет.
Советская спецшкола Колмогорова – одна из лучших в мире
Казалось бы, мало ли чего рассылают в мессенджерах, ан нет – МОН отреагировало! Казалось бы, и тема далекая от нашей действительности – ушедшая эпоха, система образования СССР и Великобритании, но когда говорят: «на американских сайтах этой новости также нет», это вызывает сомнения в фейковости сообщения. Почему не написали: на английских сайтах этой новости также нет? Причем США? Удивительный анализ! К тому же в каждой шутке есть доля правды и дыма без огня не бывает.
Дело в том, что в этом материале сатирического издания не всё – фейк, есть доля правды о советской системе образования и перенятии ее опыта. По этой причине вполне логично «опровержение» МОН – ведь западные стандарты образования поставлены в качестве ориентира для реформирования обучения казахстанских школьников, и советская школа отчасти выброшена на свалку истории.
Достаточно проверить это сообщение по английским источникам, чтобы понять: советская система образования была одной из лучших. И при сравнении выясняется: Казахстан перенял не самый лучший западный опыт, прежде всего систему тестирования в ее неудачном исполнении.
Оказалось, на английском языке есть статьи по этой теме, но не о переходе на советскую систему школьного образования, а о создании двух математических школ в Лондоне в 2014 году по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика.
Это математическая школа Королевского колледжа Лондона KCLMS и Эксетерская математическая школа (Exeter Mathematics School), основанная Университетом Эксетера (Exeter University). И 23 января 2017 года правительство Великобритании объявило о необходимости увеличения числа подобных учебных заведений. Недаром по учебникам Колмогорова изучали математику в советское и наше время миллионы школьников.
«Данные статистики говорят об эффективности этой модели школ. Ребята, которые получили возможность учиться в этой школе, достигают больших успехов: из 61 учеников выпускного класса KCLMS 14 уже получили приглашение в Оксфорд или Кембридж. В 2016 году все ученики получили высшую оценку «А*» или следующую за ней «А» на экзамене A-level, который сдается в возрасте 18 лет». Это данные из статьи «Russian lessons in British education» (http://madan.org.il/ru/node/132553).
Суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики по методике и учебникам А.Н.Колмогорова, прием в спецшколу на основе конкурса. То есть, по сути, Лондон скопировал советскую систему, при которой способные ребята имели доступ к учебе в специализированных математических школах, не платя за это ни копейки.
Примерно в середине 1960-х в СССР происходит переосмысление системы преподавания. По всей стране начинают создаваться специализированные школы. В том числе, в 1963 году в Москве основывается Специализированная школа-интернат №18 физико-математического профиля (ныне Специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н.Колмогорова Московского государственного университета), одним из инициаторов создания которой выступил Андрей Николаевич.
Его школа принимала способных учеников в возрасте 15 лет и обеспечивала их лучшим математическим образованием в стране. В конце жизни А.Н.Колмогоров делал упор на преподавание, в школе у него на первом месте стояло развитие творческого мышления: «Существенно, что здесь в интернате школьники приходят в соприкосновение с творческой мыслью. Это наш запрос, но по всем предметам! Метод работы – имитация научного исследования, шаг за шагом находить, вычислять нечто…, а не давать готовенькое…».
В Англии перенимают лучшие модели, у нас – худшие
«Имитация научного исследования, творческая мысль, находить нечто» – всего этого уже нет в казахстанской системе образования с ее единым национальным тестированием, где среди ответов дается «готовенькое». В итоге наши выпускники школ в большинстве – не творческие, не мыслящие, не рассуждающие – смешно сказать, но формат ЕНТ не предполагает проверку устной речи, способности излагать свои мысли, способности анализировать!
В ходе поиска «фейковой новости» о советском образовании мне попался на глаза сетевой форум (https://giftedphoenix.wordpress.com/tag/maths/) с большим количеством материалов, где анализируется мировая система математического образования. В нем говорится об отставании учеников из Великобритании по математике от сверстников Китая, Сингапура, Японии, Южной Кореи, изучении и перенятии их опыта вплоть до адаптированных версий учебников Сингапура для английских школ и т.д. Особое внимание уделено двум математическим школам в Лондоне, открытых по модели школы А.Н.Колмогорова, где «можно обучить самых способных и заинтересованных учеников на чрезвычайно высоком уровне».
Пристальное внимание министерства образования Великобритании к математическому образованию вышеперечисленных стран объясняется многими факторами. Недаром школьники из Китая, Сингапура, Японии, Южной Кореи, России и др. в последние годы занимали призовые места в ежегодной Международной математической олимпиаде.
Если даже в Англии изучают советскую систему образования, то и в Казахстане давно пора провести профессиональный анализ итогов отказа от советской системы образования, сдачи школьных выпускных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы, бесплатного высшего образования и др. А также всестороннее обсуждение нынешней системы ЕНТ, качества знаний школьников, студентов, молодых специалистов, введения платного обучения в вузах и т.д.
Ведь о неэффективности ЕНТ свидетельствует и снижение общего образовательного уровня учащихся, студентов и низкая квалификация молодых специалистов. Дело дошло до того, что в общеобразовательные школы идут случайные люди: не имеющие педагогических навыков, способностей общения с детьми, косноязычные, плохо владеющие языком и т.д. Этому способствует ЕНТ – тестирование не определяет ни уровня владения устной и письменной речи, ни педагогических способностей будущих педагогов.
Впрочем, такая картина наблюдается в других вузах – владение языком, способность общения с аудиторией, адекватно анализировать разнообразную ситуацию и т.д. необходимы не только учителям, но и многим другим специалистам.
А что сделали в Казахстане при введении ЕНТ в 2004 году? Взяли самую упрощенную модель тестирования. Для интереса возьмите первые тестовые вопросы по истории Казахстана, языку, математике и т.д. и сравните с современными, и будет понятна причина ухудшения качества знаний школьников и студентов за «тестовые» годы. Например, пока убрали из тестов некорректные, «анекдотические» вопросы по истории Казахстана, прошло немало лет. Впрочем такая ситуация была и по другим предметам: тестирование в нашей стране ввели без должного изучения этой системы и необходимой подготовительной работы в средней школе.
ЕНТ: вместо творческой мысли – дают готовенькое
Сама структура ЕНТ, предполагающая выбор одного варианта из нескольких, не рассчитана на выявление реальных знаний ученика, на оценку умения рассуждать и способности к мышлению, творчеству. Например, по истории – к зубрежке дат и имен: ни связи между фактами, ни их исторического значения от ученика ЕНТ не требует.
В итоге изучение многих событий истории Казахстана заменены запоминанием дат, названий государств, народов, городов, документов, титулов, имен и т.д. В итоге целью изучения предмета становятся не твердые знания и развитие мышления, а нередко зубрежка. В таких условиях стандартизация контроля проверки знаний ведет к утрате уникальных педагогических навыков и способностей.
ЕНТ кардинально изменило «идеологию» и структуру экзаменов, подготовку к ним, время их проведения и …шпаргалки. Система тестирования до «гениальности» упростила составление последних – ведь это не ответы, а коды, которые легко размещаются на маленьких кусочках бумаги, в окошках сотовых телефонов. Поэтому предэкзаменационная продажа кодов превратилась в доходный бизнес, а списывание с телефонов на ЕНТ – в повсеместную практику. Списывают около 70% абитуриентов!
Вдумайтесь, на ЕНТ по 5 предметам (по 22-30 заданий, всего 120) выделяется 3,5 часа. 5 разных предметов (естественно-математического и гуманитарного направления) – за 3,5 часа! На одну математику необходимо не менее часа-полутора. Времени должно хватить на историю, грамотность чтения и профильные предметы.
Попытайтесь сами пройти эти тесты в условиях стрессовой сдачи ЕНТ – ведь даже учителя провали тестирование по своему предмету. Знания есть у большинства выпускников, но сам механизм сдачи ЕНТ чисто на автоматическое нахождение правильного ответа на тест рассчитан на «робота», распознающего ранее увиденное и услышанное.
Если проанализировать, как сдаются экзамены в других странах, то обычно их проведение делятся на два этапа, есть экзамены в виде теста, письменные и устные. В Нидерландах экзамены в школах принимают почти также, как было в СССР, в письменной и устной форме, а также в виде доклада или экспериментальной работы.
В Германии для получения аттестата Abitur, дающего право на поступление в вуз, выпускникам нужно сдать четыре письменных или устных экзамена. Во Франции выпускники сдают письменные и устные экзамены по предметам, изучаемым в лицее. Тестирование в один день в формате ЕНТ по 5 предметам за 3,5 часа – только в РК.
Но ЕНТ за 3,5 часа – это полбеды. Из года в год повторяется его основная проблема – вместо самостоятельных ответов по тестированию большинство выпускников списывают. В результате по неписанным правилам сдачи ЕНТ это самое списывание зачитывается (!) – тестирование по мобильникам и шпаргалкам не аннулируется, списывающие абитуриенты не выводятся из зала и такая сдача ЕНТ, получается, законная.
Эта практика списывания наблюдается на протяжении многих лет, удаляют из аудитории лишь за неоднократные злостные нарушения. В последние годы в ходе тестирования было изъято более 80 000(!) запрещенных предметов – приблизительно столько же школьников, сдававших тестирование.
В этом году тестирование довели до гротескной и абсурдной ситуации: некоторые школьники не только сумели пронести на ЕНТ смартфоны, а даже хвастались возможностью открыто их использовать – в социальных сетях появились селфи, видео и репортажи! Но Министерство образования и науки РК никак не среагировало на такие «подколы» выпускников в мессенджерах, не выступило с опровержением таких «достижений» отечественного образования.
Потому что это результат отказа от советской системы образования, справедливого оценивания учебы школьников в пользу коррумпированного, некомпетентного, не дающего знания ЕНТ.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
ФОТО: Министерство образования Великобритании, позаимствовав педагогические идеи советского математика Андрея Колмогорова, стало создавать в стране бесплатные спецшколы для математически одаренных старшеклассников, сообщает The Independent.
Просмотров материала: 5 578