Я уже писал, что на днях в Алматы на круглом столе говорили об агронауке и аграрном образовании. Был министр, были другие большие начальники, ректоры презентовали свои идеи, планы и т.д. Особняком стоял вопрос о квалификации выпускаемых аграрными вузами специалистов, их низкой востребованности, о причинах низкой квалификации и т.д.
Очевидно, что главными причинами низкой квалификации выпускников аграрных вузов со всеми вытекающими являются, в первую очередь, низкая квалификация самого профессорско-преподавательского состава, низкие требования к ним, а также, что скрывать, кумовство и повсеместная коррупция. Понятно, что не все и не везде. Ну, и серьезный вопрос с учебными программами, которые далеки от реальных потребностей. Об этом немного ЗДЕСЬ.
Несмотря на это (немного позитива), аграрная отрасль, в том числе, НИИ все же получает грамотную и активную молодежь. Но это скорее исключение из правил, потому что такие ребята - больше энтузиасты, но с багажом знаний и с желанием что-то привнести в науку.
На круглом столе познакомился с Ардак Оразахмет, как оказалось – старший научный сотрудник лаборатории биотехнологии НИИ плодоовощеводства. Разговорились, поделились впечатлениями относительно мероприятия и планов министерства по трансформации аграрной науки.
«Мы, может быть, и не хватаем звезд, но конкретными делами, конкретными исследованиями мы заняты. То есть мы уже в теме, мы готовы измениться, готовы к тем высоким требованиям, которые ставят перед отечественными аграрными учеными», - сказал Ардак и любезно пригласил к себе в институт, чтобы не на словах, а буквально на пальцах показать, над чем и как работает их лаборатория.
Не откладывая в долгий ящик, я поехал в гости к биотехнологам. Меня встречала завлаб Светлана Георгиевна Долгих и ее подопечные – молодые ученые Ардак и Айжан.
Вкратце рассказав о том, чем занята лаборатория, он предложила пообщаться с Ардак, добавив, что сейчас время молодых, завтрашний день нашей науки зависит именно от них – пусть, мол, они говорят.
«Я на них возлагаю большие надежды», - подчеркнула Светлана Георгиевна.
Ардак провел экскурсию по теплице, лаборатории, показал оборудование.
«Старое, советское, но главное – в рабочем состоянии», - говорит он.
Молодой ученый в деталях рассказывал, как работает для чего то или иное оборудование, как работает и чего они добиваются. Видно было, что он в теме и хорошо разбирается во всех железяках, находящихся в лаборатории.
Если не грузить читателя очень специальными вещами, то вкратце работа биотехнолога в этой лаборатории (ну, и всей лаборатории) заключается в том, чтобы выращивать растения из тканей, в данном случае из верхушечной меристемы. Тут в пору вспомнить всем ботанику - верхушечная (или апикальная) меристема – это группа меристематических (образовательных) клеток, организованных в ростовой центр, занимающая терминальное положение в стебле и обеспечивающая образование всех органов и первичных тканей побега. Непонятно? Короче, другими словами - это откуда всё растёт!
«Помещая эту ткань в пробирки с соответствующей средой, мы получаем растение. Оно здоровое, без вирусов. Потом их переносят в теплицы, а далее формируют маточник», - рассказывает Ардак.
По его словам, нам нужно выращивать свой, здоровый, качественный посадочный материал, так как то, что завозится из-за рубежа не всегда лучшее. Более того, вместе с материалом к нам может проникнуть и болезни, которые могут значительно снизить урожайность культур, а то и уничтожить целые сады и посадки.
Работа достаточно муторная, и для этого нужно, в первую очередь, терпение. У Ардака, судя по всему, оно присутствует, он не чурается самой грязной и тяжелой работы.
«Наверное, все это нам привили родители. Мы жили в ауле, смотрели за скотиной, работы во дворе хватало. Не боялись ничего и брались за любую работу», - говорит Ардак.
А его биография – это обычная биография обычного казахского парня из аула. Все мечтают, и Ардак мечтал – хотел стать врачом. Ему всегда нравилась биология, много читал, занимался, принимал участие в олимпиадах, занимал высокие места, грамоты, дипломы и т.д.
Закончив школу в ауле, хотел попытать счастья в Медвузе, но (это пресловутое ЕНТ) низкий балл не позволил осуществиться мечте. А учиться на платном отделении, понятное дело, нужны деньги. Поэтому (а может быть и хорошо) он пошел поступать в Инженерно-технологический университет на биотехнолога.
На первом курсе судьба свела его с прекрасным человеком, ученым, Светланой Георгиевной Долгих. Она читала студентам лекции, проводила практические занятия. И с самого первого курса Ардак был «заражен» биотехнологией, что чуть ли не каждый день стал ходить в институт к Светлане Георгиевне. И так 4 года подряд.
Начинал с мытья пробирок и чашек.
«С этого и надо начинать. Если мы не будем знать, как готовить посуду, рабочее место, инструменты, эксперименты не будут чистыми. А это значит, мы не получим объективные данные. Так что если хочешь чего то достичь, то надо уметь правильно мыть посуду», - говорит Ардак.
После окончания университета наш герой поступил в магистратуру, правда, по специальности Технология переработки, и устроился на работу в НИИ переработки. Позже поработал и в КазНАУ. А в конце концов он вернулся в Институт плодоводства, в свою родную лабораторию.
«Со всеми знаниями и наработанным опытом я все же в прошлом году вернулся в наш институт. Здесь меня приняли на должность научного сотрудника, с этого года я старший научный сотрудник. И попал я, конечно же, к своему же наставнику - Светлане Георгиевне. Я еще тогда, в университете понял, что мне нужно работать с ней, чувствовал, что это судьба», - говорит Ардак.
Он признает, что встретить такого специалиста, наставника, педагога – это лишь полдела.
«Нужно самому приложить максимум усилий, чтобы повысить свой уровень, свои компетенции. Поэтому я занимаюсь каждый день, читаю литературу, провожу эксперименты. В общем, работы много и она интересная. Мы учимся у наставников, и нам доверяют. А их доверие – это ведь еще и ответственность, которую мы чувствуем. Бывают, конечно, ошибки, недочеты в работе – не без этого, но ведь это научная работа – мы всегда в поиске, не может быть без ошибок. Кто не ошибается, тот не работает», - говорит Ардак.
По его словам, лаборатория работает над тем, чтобы создавать свои качественные и здоровые посадочные материалы.
«Для этого есть все возможности, и материально-техническая, и компетенции. И мы знаем, как решать проблему с инфекциями, болезнями. Есть видение и поддержка со стороны руководства института», - говорит Ардак.
А как насчет новой мечты, - спросил я его. – Ведь врачом уже не стать. Мечтает ли сегодня наша молодежь? Хотя, с другой стороны подумал – он же стал врачом-акушером - дает жизнь растениям!
Но, как мне показалось, Ардак – больше педант и, похоже, его интересуют вполне земные вещи. Хотя, может и есть его мечта.
«Главное - нам надо учиться, развиваться, учить языки, чтобы быть на уровне, быть не хуже, чем зарубежные ученые. И мы работаем над тем, чтобы нас признавали в мире. Хочу поступить на PhD, поездить по миру, привезти оттуда опыт и знания в свой институт», - говорит Ардак.
Вот так и пообщались с одним молодым ученым. Наверняка, в наших самых разных НИИ сидят и корпят над пробирками и чашками петри такие же молодые ребята, которым, в первую очередь, нужна поддержка старших наставников и руководителей. Поддержка материальная и моральная, чтобы мы не порастеряли их, когда, наоборот, пришло время их собирать - время собирать камни.
Серик Мамбетов, аульный журик
Просмотров материала: 2 360