В Казахстане года два идут споры о том, что нужны ли нам китайские кредиты и перенос промышленных мощностей из Поднебесной. Население, подогреваемой местными националистическими кругами опасается того, что китайцы заполонят весь Казахстан и скупят здесь все земли. Но споры должны иметь под собой основание. А тут основы даже близко не наблюдается.
Выдвинутая Китаем идея «Одного пояса и одного пути» по объединению инфраструктурных проектов вокруг Китая и внутри в Великий Шелковый Путь остается пока только идеей.
Изначально руоводство КНР не озвучивало никаких конкретных предложений (и сроков) по какому определенному маршруту потянулись бы караваны китайских грузовиков с товарами. В этом усматривается мудрость древней и опытной цивилизации, которая перед началом крупномасштабного проекта решила провести апробацию проекта.
Заявления о том, что Китай намеревается возродить Великий Шелковый Путь (в том числе и морскую его составляющую), а соответственно и активизировать деловую активность по всему маршруту его следования были озвучены председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и Индонезию осенью 2013 года.
Данная инициатива была внесена в государственные программы КНР,такие как «План социально-экономического развития на 2015 год» и «Доклад о работе правительства». Для Китая, придерживающегося четких сроков выполнения всех плановых мероприятий это очень серьезно.
Но тут следует учитывать то, что Си Цзиньпин выдвигая указанную инициативу был в то время только первым среди равных. Он недавно заступил на должность Председателя КНР (март 2013 года) и нуждался в упрочении своей личной власти.
Ему противостояли другие законные претенденты на власть из числа «партии принцев», которые ждали своего часа в надежде занять должность Председателя после него. В стране росло противостояние между бизнес-элитой и партийными функционерами. В противостоянии участвовали Министерство общественной безопасности (МОБ) и Министерство государственной безопасности (МГБ) КНР, которые под приглядом секретной «партийной разведки» пытались установить контроль друг над другом.
В этой ситуации Си Цзиньпин нуждался в глобальной программе, которая бы помогла ему собрать все рычаги управления. Что он и сделал с помощью данной программы, а также объявленной борьбы с коррупцией, в ходе которой руководящая верхушка МОБ была полностью выведена из игры (последним был арестован глава Интерпола Мэн Хунвей — бывший заместитель министра общественной безопасности). В места не столь отдаленные были направлены и многие высшие партийные функционеры, что уменьшило число противников Си Цзиньпиня.
Благодаря этому Си Цзиньпинь получил звание «основного» лидера КНР, что вызвало слухи о том, что он возможно займет уже официальную должность бессрочного лидера КНР.
Такова предыстория возникновения идеи «Одного пояса и одного пути».
Но как бы там не было, а мир повелся! США напряглись в ожидании того, что Китай направит свои усилия на формирование альянса союзников по маршруту Шелкового Пути. Европа, предвкушая приход китайских инвестиций даже затеяла небольшой развод в виде Брекзита, надеясь, что кто-то из разведенных получит больше всех (сейчас эту тему подхватывает Польша). А окружающие Китай страны стали косо посматривать друг на друга, понимая, что теперь они конкуренты.
Не избежали этой участи и страны центрально-азиатского региона. Казахстан объявил о том, что Китай будет осуществлять грузоперевозки по международной трассе «Западный Китай -Западная Европа». Узбекистан, оспаривающий лавры регионального лидера (и не безуспешно) также объявил о планах по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан с возможным продолжением через Туркменистан-Азербайджан или Туркменистан-Иран.
В умах местной интеллигенции всплыла коллизия о временах Тамерлана и Золотой Орды, когда Великий Хромец смог разрушить караванные пути, которые шли через Казахстан и перенаправить Шелковый Путь через Самарканд и Бухару. Золотая Орда как известно после потери караванного пути захирела и вскоре была поглощена молодым Российским государством.
Но как известно в одну реку не войдешь дважды. И Китай скорее всего изначально не собирался проводить Шелковый Путь через страны ЦАР.
И он даже не собирался вообще возрождать Шелковый Путь. Название Шелкового Пути возникло в головах политиков как историческая быль, которая стала в настоящее время небылью. Китайцы ни о каком Шелковом Пути не говорили. У них написано — Один пояс-Один Путь. Туманно как китайская грамота.
И что же в сухом остатке всей этой шумихи и вырванных клоков с голов противников и сторонников китайской идеи.
Идея «Одного пояса — одного пути» в настоящее время продолжает муссироваться в различных околополитических кругах стран Евразии.
Но в связи с указанным надо учитывать, что Китай всегда отличался изощренным дипломатическим и разведывательным потенциалом.
Имея не самую лучшую армию и флот, КНР основные усилия направляет на проведение мероприятий содействия своим внешнеполитическим акциям.
И здесь китайские мудрецы от дипломатии провели неплохую предварительную работу по выяснению отношения различных оппонентов к возможности глобальной китайской экономической экспансии.
В полном соответствии с классической китайской стратагемой «Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао».
То есть китайцы создав иллюзию наступления в одном месте смогли выявить «ахиллесовую пяту» в мировой глобальной системе. Мы не знаем что они там это за пята, но теперь им видно достаточно даже небольших усилий, чтобы точным и легким усилием добиться своей цели.
Китай как усматривается автору не собирается заниматься созданием инфраструктурной среды для своего Пути. Китай собирается контролировать торговые пути (в том числе поставок энергоносителей), которые идут из Азии в Европу. Вот это задача для супердержавы. Что по сравнению с ним какой-то Шелковый Путь. Контроль над 50 % мирового товарооборота!
Поэтому Китай развернул свою базу морской пехоты в Джибути, которая контролирует вход в Красное море, а значит и Суэцкий канал. А через Суэц идет трафик энергоносителей в Европу. Союзник Китая Россия начала совместную с Египтом зачистку Ливии от проамериканских группировок, схематически относящихся к ИГИЛ.
Также россияне начали активное сотрудничество с саудитами, которым они активно помогают оружием. А значит саудиты используя его скорее всего вскоре приведут к подчинению хусситов в Йемене. А это уже противоположная точка, напротив Джибути, которая позволит полноценно контролировать вход в Красное море.
Что же следует ожидать?
По Суэцу пойдет мощный поток энергоресурсов из Ирана и Ирака, где скоро добьют игиловцев. Контролировать этот поток будут китайцы.
В Ливии вернется старое войсковое правительство времен Каддафи. И оттуда также пойдет нефть в Европу. Это будет российская зона. Что и всегда было. Но при Горбачеве Россия отдала этот участок европейцам. Теперь дует по старому.
В общем ситуация возвращается к расстановке сил начала 80-х годов прошлого века времен Андропова. С некоторым тактическим улучшением для союзников (России и Китая) в виде Саудовской Аравии. А так США будут вне Ближнего Востока, Европа сидит на энергоресурсах, контролируемых Китаем и Россией.
И ведь как уже заявляют европейские державы дело идет именно к такому раскладу. Европа остро нуждается в энергоресурсах и даже санкции США против Ирана были введены с оговоркой — временные разрешения на импорт иранской нефти были выданы 8 странам (Китаю, Индии, Южной Корее, Турции, Италии, Греции, Японии и Тайваню).
А большая часть энергоресурсов уже сосредотачивается в руках китайско-российских товарищей, которые воспользовались китайской стратагемой «Среди пожара учинить грабеж». То есть использовали преимущества, которые проистекают из бедственного положения той или иной стороны. А это сейчас почти весь Ближний Восток, в том числе и сателлит США — Саудовская Аравия, которая после убийства своего журналиста находится в опале.
И теперь им в соответствии с другой китайской стратагемой «Ждать, когда враг утомится» (смысл которой объяснять думаю не надо) нужно только дождаться острой фазы экономического кризиса. А Китай ждать умеет! Это он уже доказал.
Так что зря вы ребята спорите о том, нужны нам или нет китайские инвестиции? Они пойдут в другом направлении. А у нас в ЦАР будет тихо и спокойно.
Еркин Сарсенбаев, ca-voice
Просмотров материала: 29 609