С 1 декабря 2012 года в стране отмечается День Первого Президента Республики Казахстан. В декабре 2011 года на пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан был принят закон «О внесении дополнения в закон РК «О праздниках в Республике Казахстан». День Первого Президента Республики Казахстан был учрежден с целью отметить и признать выдающиеся заслуги первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева перед Республикой.
Исторической предпосылкой и основанием для выбора даты праздника послужило событие, состоявшееся 1 декабря 1991 года, — в результате первых всенародных выборов Нурсултан Абишевич Назарбаев был переизбран на пост президента Казахской ССР. Он был единственным кандидатом и победил с 98,7% голосов при 88,2% проголосовавших избирателей. Именно с этого дня и началась плодотворная, созидательная и прогрессивная деятельность Главы по существу уже независимого государства.
В том же году 16 декабря наша страна стала независимым и суверенным государством. За эти годы наша страна под руководством Елбасы Н.А.Назарбаева прошла путь от бывшей союзной республики СССР с сырьевой экономикой, которая обеспечивала весь Советский Союз всем необходимым для промышленности и сельского хозяйства сырьем до самостоятельной, проводящей многовекторную внешнюю политику, создавшей рыночную экономику и постепенно переходящей с помощью индустриально-инновационной политики к полноценному государственному строительству и развитию независимой стране.
Идеи Алашского движения в Казахстане начала 20 века за национальное и демократическое развитие Казахстана нашли свое конкретное отражение в конце XX века при строительстве казахстанской государственности суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством Президента РК и его Елбасы Н.А.Назарбаева. Именно он своим титаническим и кропотливым трудом сумел воплотить в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества в рамках СНГ, Евразии и всего мирового сообщества.
С 10 по 11 октября сего года в Астане работал VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В нем приняли участие более 80 делегаций из 42 стран. Среди них есть ведущие политологи, лидеры таких мировых религий как ислам, христианство, иудаизм, буддизм, индуизм, даосизм, зороастризм, а также представители от ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Арабской лиги и других международных и общественных организаций.
VI Форум проходил под девизом «Лидеры мира для безопасного мира» в рамках «Манифеста мира». Работа данного международного форума проходила по таким важным темам: «XXI век и концепция глобальной безопасности», «Изменение религии в геополитике: новые возможности для человеческой интеграции», «Религия и глобализация: вызовы и решения», «Религиозные лидеры и политики в преодолении терроризма с экстремизмом».
Именно такой подход и реализация взглядов Главаы нашего государства, что диалог, основанный на доверии и взаимопонимании между лидерами мировых и традиционных религий, открывает широкие возможности для международного сотрудничества в этой области и помогает преодолеть такие негативные явления как насилие, экстремизм и терроризм во всем мире.
В каждом своем Послании Глава государства уделяет особое внимание вопросам социальной сферы. Большое внимание в октябрьском Послании 2018 года уделено повышению качества жизни народа Казахстана. Главным приоритетом в этом является повышение благосостояния народа страны. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на глобальную финансово-экономическую нестабильность, Президент страны последовательно проводит политику социально-ответственного государства.
В этой связи запланировано увеличение минимальной заработной платы в 1,5 раза с 1 января 2019 года с 28 до 42 тысяч в качестве важной социальной инициативы. Это, в свою очередь, повлияет на зарплаты 1 млн. 300 тыс. человек, занятых на предприятиях различной формы собственности. Зарплаты 275 000 сотрудников, работающих в бюджетных учреждениях, увеличатся в среднем на 35 процентов.
Напомним, что в Послании Елбасы поручил правительству в ближайшие три года выделить дополнительные 500 млрд. тенге для поддержки перерабатывающей промышленности и не сырьевого экспорта. А Национальному банку РК поручено выделить долгосрочный кредит на сумму не менее 600 млрд. тенге для решения проблемы кредитования приоритетных проектов.
Все эти меры, о которых сказал Президент в Послании создадут новые возможности для предпринимателей, которые привлекают инновации и инвестиции из-за рубежа.
Кроме того, в Послании Елбасы выдвинул следующие инициативы:
- 2019 год объявлен Годом молодежи;
- запуск проекта «Аул - колыбель страны».
- сокращение бюрократии и формализма в работе правительства и других государственных органов;
- создание Национального комитета по модернизации;
- аттестация работников правоохранительных органов;
- передача 80% государственных услуг в 2019 году и 90% в 2020 году в электронный формат;
- переход полиции на сервисный модуль работы;
- увеличение зарплаты полицейским;
- разработка дорожной карты для модернизации правоохранительных органов;
- реформа в МВД с начала 2019 года;
- разработка новой Программы индустриально-инновационного развития страны, Нурлы
жол, Нурлы жер, дорожной карты развития бизнеса до 2025 года;
- разработка программ регионального развития до 2025 года;
- обеспечение эффективного и целенаправленного использования средств, выделенных из бюджета;
- решение проблем трехсменных школ;
- акимам решать инфраструктурные проблемы, которые в первую очередь касаются людей;
- в течение ближайших 5 лет 650 тысяч казахстанских семей или 2 миллиона казахстанцев будут обеспечены жильем;
- создать условия для привлечения казахстанцев в массовые виды спорта (правительству и акимам областей поручено построить более 100 оздоровительных комплексов в регионах);
- увеличить зарплату участковым врачам на 20%;
- в 2019 будет принят Закон о статусе учителей;
- 30 млрд. тенге будут выделены для реализации Программы «Дорожная карта бизнеса-2020»;
- Национальный банк выделит 600 млрд. тенге на приоритетную сферу производства, кредитование малого и среднего бизнеса.
- В ближайшие 3 года на поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта будут направлены дополнительные 500 млрд. тенге.
- увеличить размер минимальной заработной платы в 1,5 раза, это позволит с 1 января 2019 года увеличить доходы 1,3 миллиона людей.
Таким образом, Послание Елбасы это есть дальнейшее развитие социально-экономической политики государства, которую Глава государства проводит с первых лет Независимости и направленную на рост благосостояния народа Казахстана.
Особо место в деятельности Главы государства занимает проведение эффективной внешней политике Республики Казахстан, которая определяет неуклонное и интенсивное развитие казахстанской государственности в быстро меняющемся мире. Глава государства всегда говорит о необходимости дальнейшей реализации активной внешней политики в обеспечении условий для успешной модернизации Казахстана.
Глава государства определяет внешнеполитические приоритеты страны и считает, что в сегодняшней сложной международной ситуации необходима адаптация казахстанской международной политики к современным вызовам и требованиям, а также необходимо продвигать национальные интересы во внешней политике РК в соответствии с принципами прагматизма.
Президент всегда говорит, что геополитическое положение Казахстана, а также исторически сложившиеся отношения с Россией надо рассматривать как прекрасный пример межгосударственных отношений, а также всегда подчеркивает экономическую значимость Евразийского Экономического Союза.
После политических изменений в Узбекистане открылась новая страница в истории и развитии в Центральноазиатском регионе. Это ставит перед Казахстаном задачу открыть новые возможности для нашего сотрудничества со странами-соседями по Центрально-Азиатскому региону.
В октябрьском Послании 2018 года Президент говорил о последовательном развитии нашего многостороннего стратегического партнерства с Китаем, ставшего одним из самых влиятельных государств в мире, особое место в этом занимает программа «Один пояс - один путь».
В результате переговоров с президентом США Дональдом Трампом во время официального визита Президента Казахстана в Вашингтон в январе 2018 года достигнуто соглашение о расширенном стратегическом партнерстве Казахстана и США в XXI веке, что является крупным успехом во внешней политике нашей страны.
Продолжаются интенсивные контакты с Европейским союзом в области торговли и инвестиций, что полностью соответствует нашим национальным и стратегическим интересам. Актуальность развития взаимовыгодных отношений со странами СНГ, арабскими и азиатскими странами очевидна для казахстанской общественности.
Также Президент отметил в своем Послании, что на сегодня переговоры по Сирии в Астане стали своего рода форматом переговоров на качественно новом уровне, которые эффективно работают над мирным урегулированием войны в Сирии и ее выходом из кризиса.
Принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая много лет обсуждалась, является одним из фундаментальных достижений современной внешней политики Казахстана и открывает новые возможности для сотрудничества с прикаспийскими государствами.
Таким образом, наша страна активно проводит свою миролюбивую и конструктивную политику в мировом масштабе, поэтому Казахстан был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах, а казахстанское государство, достигшее такого высокого статуса, привлекло внимание всего мира к жизненно важным вопросам Центральноазиатского региона, построению мира без ядерного оружия. Миссия суверенного Казахстана в Организации Объединенных Наций также была успешно завершена на самом высоком уровне с сильным профессиональным опытом для нескольких поколений казахстанских дипломатов.
Н. А. Назарбаев встал у руля нового государства планеты во время распада второй сверхдержавы мира – СССР и, если можно так выразиться, стал «главным архитектором и строителем» нового независимого государства – Республики Казахстан. Это новое независимое государство с самого своего начала существования пошло своим собственным, казахстанским путем развития. Всего за каких-то четверть века бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом.
Именно в годы 1 модернизации страны был осуществлен «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах страны. Независимый Казахстан создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, заложил фундамент правового государства, сберег этническое и религиозное согласие в обществе, добился признания в мире.
Задачи, которые поставила перед казахстанцами первая стратегия 1992 года, были полностью выполнены. Вторая модернизация, которая началась в 3-й четверти 1990-х годов и завершилась в середине 2010 годов Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста, сформировал систему государственных институтов и средний класс, заметно улучшил качество жизни своих граждан, построил новую столицу, своей сбалансированной и ответственной внешней политикой укрепил свой международный авторитет, доказал свое право на региональное лидерство.
В 2012 г. наша страна досрочно реализовала все поставленные задачи, которые были заложены в Стратегии «Казахстан – 2030». РК вошла в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира и в группу стран со средним уровнем развития. Именно в то же время была принята новая Стратегия «Казахстан – 2050», которая поставила задачу – войти в 30 самых передовых стран мира. С начала 2017 г. в Казахстане реализуется 3 модернизация.
Для этого была проведена конституционная реформа, определены приоритеты для следующего этапа экономических преобразований и началась программа «Рухани жаңғыру» по модернизации общественного сознания. Президент своей работе «Эра независимости» подчеркивает, что «все 3 модернизации – это есть целостный процесс обновления и развития с единым содержанием и алгоритмом». Главным принципом данного процесса является принцип – «эволюция, а не революция» и второй принцип – «сначала - экономика, потом – политика».
Другим выдающимся успехом Елбасы является создание и 20-летнее развитие столицы нашего государства – города Астаны. Мировой опыт показывает, что в основном столицами государств всегда выбирались населенные пункты, которые находились в центре территории государства и откуда было одинаково равно добраться до его западных, южных, северных и, восточных регионов. Если брать современный опыт переноса столицы Казахстана, то не секрет, что независимый Казахстан в лице его высшего руководства учитывал и геополитический фактор – это фактор важности для современного Казахстана России сквозь призму двухсторонних экономических, политических, военных и других взаимоотношений.
За 20 лет своего развития бывший город Акмола, Целиноград и нынешняя Астана неузнаваемо изменился. Он строится как современный город со столичными функциями, в соответствии со всеми мировыми требованиями в области градостроительства, архитектуры, а также в соответствии с другими требованиями, которые предъявляются к городам такого уровня и статуса.
Астана – это визитная карточка современного Казахстана. За эти 20 лет в центре Казахстана вырос суперсовременный и комфортный для жизни город, город задающий темп, ритм жизни всего Казахстана. Здесь буквально на глазах формируется новое лицо страны и пишется ее новейшая история.
Таким образом, Вся история современного Казахстана, т.е. с момента распада СССР и по
сегодняшний день – это есть, прежде всего, прагматический результат прагматичной политики
нашего Президента, который является образцом политика-прагматика современности.
1. Вспомните последние годы СССР, когда в Москве столкнулись две личности – Горбачев и Ельцин – и в высших интересах Казахстана и многонационального народа Глава нашей республики сумел прагматично, а также мудро, дальновидно, тактично и этично вести правильные отношения между этими 2 самыми главными политиками СССР и РСФСР, чтобы не привести к негативным последствиям между СССР-Кремлем и Казахской ССР, а также между Белым домом-РСФСР и Казахской ССР.
2. Такая политика нашего Лидера принесла свои созидательные и мирные плоды: когда в конце существования СССР и в 1990-ые на постсоветском пространстве шли межнациональные конфликты, в нашем общем казахстанском доме было мирно и спокойно, все какие-либо разногласия в т.ч. в межнациональной сфере решались спокойно, мирно, с учетом интересов ни одной нации, а всего многонационального народа Казахстана. А не секрет, что были «темные» деструктивные силы, не только мечтавшие, но и подливавшие масла огонь в отношения между СССР-Кремлем и Казахской ССР, а также между Белым домом-РСФСР и Казахской ССР, а также между казахами и русскими внутри Казахстана и по линии Казахстан и Россия.
3. Сразу после Беловежской пущи, главы России, Украины и Белоруси заявили о т.н. «славянском союзе», на что наш Президент быстро, своевременно и прагматически точно предложил создать союз славянско-тюркских государств под эгидой СНГ и страшного разлома по линии славяне - азиаты не произошло. А ведь этот разлом мог пойти по югославскому сценарию. О трагических событиях в бывшей Югославии, наверное, нет надобности говорить.
4. Н. А. Назарбаев, как все знают, всегда был сторонником единой рублевой зоны сразу после распада СССР, поскольку прекрасно понимал всю важность межреспубликанских производственно-экономических связей между предприятиями Казахстана и России. И лишь, когда сама Россия, по существу, вытолкнула Казахстан из рублевой зоны, в ноябре 1993 года была введена своя национальная валюта – тенге. Заметим, что как прагматик наш Лидер уже в течение 1992 и первой половины 1993 года вел работу, конечно в строгом секрете, правительственной комиссии по нацвалюте и неожиданное решение российских коллег не застало Казахстан и нашего Президента врасплох! Это говорит о высшем пилотаже прагматизма нашего Елбасы!
5. В Стратегии-2050 Елбасы поставил важную задачу – полностью переформатировать лицо национальной экономики, сделать так, чтобы казахстанская экономика и жизнь самих казахстанцев полностью перестала зависеть от колебаний мировых цен на сырье.
Для этого была разработана программа форсированной индустриализации, начатая в 2010 году и зафиксировавшая лидерство Казахстана в пятилетнем индикативном планировании. Уже в 2011 году появились первые успехи в реализации этой программы: в Казахстане было введено в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечены постоянной работой 24 тысячи человек. Начался процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. К 2014 году было реализовано почти 300 инвестиционных проектов общей стоимостью восемь триллионов тенге, создано 160 тысяч постоянных рабочих мест и более 200 тысяч – на период строительства.
6. Последние несколько лет Казахстан значительно улучшил свои показатели по инвестиционному климату, привлек ряд транснациональных корпораций. Только 2015 году в Казахстан зашли несколько новых инвесторов. Например, финская Tikkurila построила завод лакокрасочных изделий в Алматинской области. Японская Toyota Tsusho инвестировала в выращивание зерна и овощей. Кроме того, несколько компаний реинвестируют полученную в свои действующие проекты.
Можно отметить французский "Данон", который вложил в средства в увеличение производства новых видов молочной продукции до 11 000 тонн в год. Южнокорейская компания Lotte – в создание второго производства в Шымкенте. Турецкая BTM Group реинвестировала в производство новых видов продукции в стройиндустрии.
Нужно заметить, что иностранные инвесторы приносят не только деньги, но и прогрессивные методы ведения бизнеса, новые технологии. Казахстан в 2016 году завершил работы на основных отрезках автокоридора Западная Европа – Западный Китай и полностью ее открыл.
В текущем году также откроется движение между Шымкентом и Таразом; вводятся в эксплуатацию участки на трассах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, на отрезке Центр – Восток, полностью завершится реконструкция участка Омск – Павлодар. В целом реконструкцией было охвачено 2,2 тысячи километров автомобильных дорог. В следующем году строительство будет вестись на 1,6 тысячи километрах.
Как я уже сказал, планируется полное завершение проектов Западная Европа – Западный Китай (424 км), Бейнеу – Актау (230 км), участков Астана – Темиртау (149 км), Алматы – Капшагай – Талдыкорган (120 км) и Астана – Петропавловск (51 км). Развиваются три ключевые "гавани" страны: паромный комплекс в порту Курык, "сухой порт" на СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" и столичный аэропорт, где пропускная способность увеличится с 750 до 1 750 пассажиров в час. До 2019 года поэтапно откроются новые международные сообщения по направлениям Гонконг, Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Это необходимо для становления Астаны в качестве финансового центра мирового уровня. Это тоже проявление прагматизма!
7. Несмотря на схожесть российской и казахстанской сырьевых экономик, имеются существенные различия: если в России с 1990 по 2016 год добыча нефти выросла на 7,4%, а газа упала на 1,8%, то в Казахстане эти показатели увеличились соответственно в 3,1 и 3,2 раза (данные BP Statistical Review of World Energy 2017). От 2,4 до 15 раз за эти годы выросли добыча свинца, меди, золота и урана. При этом Казахстан обошелся без присущего России огосударствления производственных мощностей в сырьевой сфере. В результате около 65% добычи нефти и более половины производства урана обеспечивают частные компании, во многих из которых контроль принадлежит иностранным фирмам.
В отличие от России с ее приватизацией девяностых, Казахстан пошел скорее по китайскому пути, сохранив в государственной собственности крупнейшие предприятия и впоследствии передав их в управление суверенному инвестиционному фонду. После кризиса 2008–2009 годов этот фонд под названием «Самрук-Казына», по сути, превратился в управляющую компанию.
Эта структура распродала непрофильные активы (с 2014 по 2017 год число организаций, контролируемых «Самрук-Казыной», сократилось с более чем 600 до 300), организовала единую публичную систему закупок для нужд госкомпаний, а также подготовила большинство из них к приватизации, запланированной на 2018–2021 годы. Казахстан в течение всех последних 10 лет ориентировался на создание в стране «очагов» западного типа управления и восприятие международнопризнанных практик менеджмента.
Российский финансовый эксперт Иноземцев считает, что Казахстаном «прорубается окно в мир», в некую экстерриториальную зону, в которой будет обеспечен приоритет международных коммерческих норм над казахстанскими, создана инфраструктура решения споров на основе британского права, появятся возможности для регистрации новых компаний и возникнет своеобразная точка входа иностранных инвесторов на казахстанский фондовый рынок. Сегодня такая экстерриториальная площадка практически создана.
Для этого правительству Казахстана пришлось внести изменения в конституцию и принять около новых 50 законов и подзаконных актов, делающих МФЦА «казахстанским Гонконгом». Российский эксперт прямо пишет: «Думаю, что именно два фактора стали залогом успеха: с одной стороны, проявленная политическая воля, с другой — предоставленная менеджменту свобода действий. В результате сейчас мы видим, что пока в Москве делали громкие заявления, в Астане спокойно работали и добились результата».
До конца 2018 года на новой площадке, разместившейся на территории комплекса, построенного для проведения Экспо-2017, предполагается зарегистрировать около ста иностранных компаний. Им предложат поучаствовать в приватизации крупнейших казахстанских активов. Уже в этом году состоится IPO «Казахтелекома», а также будут утверждены «дорожные карты» приватизации «Казатомрома», «Казмунайгаза» и «ЭйрАстаны».
Доверие иностранных инвесторов должно быть обеспечено не только успешным продвижением Казахстана в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, в котором страна поднялась с 82-го места в 2006 году на 36-е место в 2017-м. Дополнительным гарантом станет специально созданный коммерческий суд МФЦА во главе с лордом Гарри Вулфом (с 2000 по 2005 год — верховный судья Англии и Уэльса) и правовой консультативный совет, составленный из представителей самых известных глобальных юридических компаний, в том числе White & Case, Hogan Lovells, Baker McKenzie и других. Размещение акций казахстанских эмитентов будет проводиться специально созданной в рамках МФЦА Астанинской международной биржей (AIX), стратегическим партнером которой выступила Шанхайская фондовая биржа, а поставщиком технологических платформ — Nasdaq.
Иноземцев делает такой интересный вывод: «При этом Казахстан не ставит перед собой невыполнимой (как это показал пример России) задачи стать финансовым центром глобального масштаба. Создатели МФЦА не скрывают, что брали пример с Дубая, который позиционируется как региональный финансовый центр в Персидском заливе и на Ближнем Востоке и занимает 19-ю позицию в новом рейтинге финансовых центров мира (Global Financial Centres Index). Москва расположилась в этом рейтинге за 2018 год на 83-й строчке.
Казахстан сегодня во многом видит себя «мостом» между Китаем (прежде всего его быстрорастущими западными провинциями), Передней Азией и Европой. Республика намерена стать центром деловой активности для международных компаний, собирающихся развивать бизнес по всей постсоветской Центральной Азии с прицелом выхода на близлежащие рынки.
Участие в ЕАЭС дает стране существенные преимущества для сбыта производимой тут продукции на емкий рынок России. Новое соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС предлагает гарантии для европейских компаний. А строительство новых транспортных артерий из Китая на Кавказ через Достык и Актау предоставляет возможности использования потенциала пекинской стратегии «Один пояс, один путь». В такой ситуации Международный финансовый центр выглядит не прихотью властей, а естественным элементом в складывающейся в Казахстане современной экономической системе.
Очевидно, что Казахстан сегодня — это успешная, но региональная экономика, которая зависит не только от своей преимущественно сырьевой специализации (и, как следствие, от волатильности цен на сырье), но и от политики России как ведущего участника Евразийского экономического союза. Однако экономическая политика страны — от создания очагов развития информационного хозяйства и развития науки и образования до встраивания в глобальные транспортно-инфраструктурные цепочки и принятия международнопризнанных «правил игры» — говорит о том, что Астана воспринимает свое положение в окружении мощных соседей не как политическую угрозу, а как шанс на ускоренное экономическое развитие. Это тоже проявление прагматизма!
8. Другим успешным прагматическим шагом нашего Лидера является отказ от ядерного оружия, который нисколько не снизил обороноспособность Казахстана, поскольку наша страна получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.
9. Отличным результатом прагматичной политики молодого независимого, но уже полностью состоявшегося государства планеты - Республика Казахстан является работа в такой уважаемой и авторитетной международной организации как ООН в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН за эти последние 2 года. Ведь 138 стран мира – членов ООН поддержали кандидатуру Казахстана на такое членство в СБ ООН.
Казахстан, будучи непостоянным членом ООН, выступил с инициативой по созданию и увеличению безъядерных зон на нашей планете. Казахстану принадлежит инициатива о безъядерной Центральной Азии. Эту гуманитарно-пацифистскую инициативу поддержали все наши соседи по Центрально-Азиатского Региона. На сегодня ЦАР не имеет ядерного оружия. Также Казахстан в рамках ООН выступает за полное уничтожение ядерного оружия во всем мире. Это есть большой исторический вклад Казахстана в глобальную международную и ядерную безопасность во всем мире!
Таким образом, наш Президент является крупнейшим мировым политиком, который в совершенстве овладел искусством мировой и внутренней политики, а также искусством прагматизма!
Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета
Просмотров материала: 1 987