Как узаконили поборы в школах?! Из года в год в начале учебного года обсуждается проблема поборов в школах. И в этом году официально заявили: поборы с родителей в школах – незаконные. По словам зампреда Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжаса Бектенова, сборы с родителей в школах республики стали обыденным явлением, при этом они незаконны во всех своих формах.
Г-н Бектенов подчеркнул, что из государственного бюджета выделяется необходимое количество средств, покрывающих все нужды школ и детсадов, поэтому родителям нужно бороться с данной практикой.
«Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», – отметил Бектенов.
Как узаконили поборы в школах
Действительно, поборы в школах стали обыденным явлением, все к ним привыкли – родители школьников, учителя, руководство школ, и воспринимают их как нечто привычное – так было всегда. Как и так называемая борьба с этими незаконными сборами денег – судя по результатам, борьба ведется только на словах.
К тому же призывают бороться с данной практикой родителей (?), которые являются «подневольными», – из-за стремления родителя искоренить это социальное явление может пострадать его ребенок. Единственное, что он сможет сделать – не сдавать деньги за своего ребенка; обычно большинство родителей сами безропотно собирают деньги – из-за детей.
У классной руководительницы – маленькая зарплата, а надо оформить класс, отремонтировать мебель, купить комнатные растения и т.д. – есть масса расходов, на которые из бюджета не выделяются средства или не хватает. Для работы классрука нужны канцтовары, стеллажи, бумага, тот же принтер, заправка картриджей – опять нужна помощь родителей. Нередко ведение классного руководства педагогами так и рассматривается – как возможность «возместить» в материальном плане это мало оплачиваемое руководство.
Как вообще происходят эти самые поборы? В начале сентября на родительском собрании классная руководительница собирает заявления родителей, где они собственноручно расписываются, что всякие сборы денег на нужды школы являются незаконными. Затем учительница собирает эти заявления и уходит минут на 15. За это время родители успевают обсудить следующие вопросы: кто будет «казначеем» – собирать деньги в школьный и классный фонд, сколько, за какие месяцы и на что.
При этом классная руководительница «официально» заявляет: мол, к сбору денег не имеет никакого отношения, деньги собирать не будет, но если родители желают помочь, то не против этого. Тем более по закону допускаются благотворительные и добровольные взносы – вот где зарыт «Клондайк» для коррупции!
Купил папа школьника новые парты для класса – сам директор школы носит его ребенка на руках. Эта лазейка активно используется родителями для устройства детей в престижную школу, выбора класса, учителей для ребенка и т.д.
Ведь родители сами написали заявления против поборов, а теперь «добровольно» собирают деньги, что по закону не возбраняется! И официальные органы призывают с этим бороться!
Как с этим бороться?! Всё очень просто – никто не сможет искоренить коррупционные начала школьного образования, которые вышеуказанным способом узаконены. Хотя официально запрещены поборы с родителей, они продолжают сдавать деньги для фонда класса и школы. Также собирают деньги на благотворительные цели как помощь малоимущим семьям.
«Статьи бюджета» сбора денег могут быть разными: подарки учителям на день учителя, 8 марта и т.д., на оформление кабинета, покупку штор, шкафчика, зеркала, комнатных растений и т.д. для класса, подарки для девочек на 8 марта, мальчиков на 7 мая, для проведения различных мероприятий (Новый год, Наурыз и др.) и т.д. Собирали деньги даже для мытья пола в классах – в обязанности уборщицы (технички) не входит уборка класс. Был случай: «в благодарность» классной руководительнице за обучение в младших классах (за 4 года) родители «выпускного» 4 класса сами собрали 100 тысяч тенге.
Лет 7 тому назад в одной алматинской школе родители хотели собрать деньги на интерактивную доску: по неизвестной причине в плане внедрения этого новшества Алматы отстал от регионов – не во всех школах и классах была своя доска. Из-за возмущения отдельных родителей эта «идея» могла стать известной за пределами школы, и школьное руководство призвало отказаться от этой затеи. В итоге школьники остались без интерактивного обучения и отстали в этом плане от своих сверстников из других школ.
Недавно озвучили размеры взяток для трудоустройства в школы Туркестанской области: чтобы устроиться учителем, надо дать взятку от 500 тысяч до 1 млн тенге. А чтобы работать лаборантом или техничкой в школе, необходимо дать на лапу от 150-300 тысяч тенге. Можете представить, какие знания там получают дети.
Детские коррупционные зачатки
Вознаграждения врачам в родильных домах – это в порядке вещей с советских времен, хотя это было в малом масштабе по сравнению с современным опытом. А вот «плата», а точнее взятка для устройства ребенка в детский сад – это уже «достижение» в годы независимости. Конечно, и в советское время практиковалась помощь родителей в ремонте учебного заведения, но она несравнима с нынешним размахом «помощи».
Ее размер варьируется в зависимости от региона и города. Например, в Алматы несколько лет тому назад составлял около 50-90 тысяч тенге. Эта сумма взималась в виде помощи детскому садику, иногда даже через кассу заведения, но при этом старались обходиться без квитанции об оплате или она оставлялась в садике.
Этому способствовала огромная очередность в дошкольные заведения, в которую надо вставать с рождения ребенка. Несколько лет тому назад официальная плата за годы нахождения ребенка в детском садике была сопоставима с оплатой обучения студента в вузе.
Такая же распространенная традиция и при оформлении детей в школу, особенно в специализированную или гимназию, где «плата» может достигать огромной суммы. Опять-таки этому способствует дефицит ученических мест в городских школах и стремление родителей устроить детей в лучшую школу. Здесь речь не идет о частных учебных заведениях.
Естественно, такая практика пагубно влияет на общую успеваемость школьников, ибо «блатные» слабые ученики ухудшают показатели даже гимназий, хотя в них практикуется тестирование и собеседование при приеме в 1 класс. Директор школы из-за «оплаты» не может исключить ученика за неуспеваемость. К тому же на законных основаниях любой родитель может оказать спонсорскую помощь школе.
Нередко в средней школе учителя помогают при сдаче ЕНТ или не препятствуют школьникам пользоваться сотовыми телефонами, чтобы не ухудшать школьные показатели. Таким образом, достигается афишированная благополучная статистика. Раньше продавали и «Алтын белгі»: несколько лет тому назад в одной из алматинских школ директор просил за «золото» 3 тысячи долларов.
Коррупция проникла даже в различные детские конкурсы, школьные олимпиады: первые места на олимпиадах нередко покупаются на деньги или достаются «по блату». Ушло то время, когда умные, способные, талантливые ребята поддерживались обществом и государством, и из них вырастали достойные ученые, деятели культуры, общественные и политические деятели. Когда мой ребенок несколько лет тому назад дошел до городской олимпиады по химии после школьной, районной, учительница сказала о «подарке» для комиссии – мы отказались от такой «чести».
Эта славная национальная традиция достигает кульминации в высших учебных заведениях. Если в школах «плата» за хорошую оценку, тестирование, экзамены, аттестат еще не получила повсеместного распространения, то в вузе – это очевидная реальность с устойчивой системой оплаты за тестирование, зачеты, экзамены, курсовые, дипломные работы. Например, экзамен стоит 5-20 тысячи тенге.
Самое интересное, эта картина всем известна, но, тем не менее, система образования на официальном уровне у нас считается вполне успешной. За редким исключением, не привлекаются к уголовной ответственности заведующие детских садов, директоры средних школ, ректоры вузов, хотя нередко коррупция в учебных заведениях процветает с их участием.
Высшее образование превратилось в большой бизнес
Неудивительно, что при таких объективных данных после окончания вуза или колледжа коррупция становится «естественной» для начинающего новую жизнь специалиста. Если в прямом и переносном смысле человек впитывает с молоком матери «энергетику» всеобъемлющей коррупции, с которой он вынужден жить с самого рождения, как можно впоследствии «вытравить» с него и общества «коррупционные вирусы»?
Ведь эта коррупционная схема действует и после окончания учебного заведения на следующем этане жизни: при устройстве на работу, продолжении учебы или карьеры на работе, защите диссертации и т.д.
Вся система высшего образования РК заточена на деньгах, с тем, чтобы было больше студентов на платной основе. Обладатели знака «Алтын белгі», победители и призеры республиканских и международных олимпиад и научных проектов ныне не освобождаются от сдачи ЕНТ, как было раньше. Зато у абитуриентов, проваливших тестирование для поступления в вузы, есть второй шанс – они могут повторно пройти тесты в августе, заплатив 2242 тенге, и поступить на платное отделение.
Насколько законно два раза сдавать ЕНТ в один год?! В России в случае, если участник ЕГЭ (все категории) не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год.
С такой помощью со стороны государства троечники поступают в вузы – в прошлом году 30 тысяч абитуриентов стали студентами, повторно сдав ЕНТ (чуть меньше поступивших по гранту, а ведь еще есть студенты платных отделений после основного ЕНТ). Получается, нужны не знания этих абитуриентов, а их способность платить – они не смогли сдать ЕНТ со всеми. Есть негласное правило в вузах: не исключать студентов платных отделений за неуспеваемость.
В этом году повторно ЕНТ сдали чуть меньше прошлогоднего, но, как сообщила пресс-служба МОН, у абитуриентов, проваливших это повторное тестирование, есть возможность сдать ЕНТ в январе 2019 г. и поступить в вуз на платной основе. Т.е. троечникам дается возможность сдавать ЕНТ уже в третий раз!
Если в советское время троечников направляли в СПТУ и ГПТУ, то ныне – на платные отделения вузов. В итоге при огромном количестве вузов и студентов – в стране нехватка специалистов и безработица! Из-за отсутствия анализа и планирования рабочих мест в наше время отдельные отрасли народного хозяйства остались без квалифицированных специалистов: сельское хозяйство, многие промышленные предприятия, строительная отрасль и др., оголилось среднее профтехобразование. Как сказал премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев, «Готовим одних, экономика нуждается в других». Высшее образование превратилось в большой бизнес…
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 067