Полигон нефтяных отходов, расположенный в семи километрах от села Жанатан в Актюбинской области, – головная боль жителей округи. Сельчане жалуются, что при ветреной погоде им тяжело дышать, они не могут выйти из дома. Между тем акимат области подал в суд на собственника полигона.
В селе Жанатан, что в 300 километрах от города Актобе, около 500 жителей. Жанатанцы живут за счет разведения домашнего скота. Возле каждого второго дома в селе можно увидеть стога сена. Несмотря на то что село находится в непосредственной близости от месторождений углеводородов, в Жанатане нет газа, люди топят печи углем. Однако жителей больше беспокоит не отсутствие газопровода, а экологическая ситуация.
– Режем овец, печень их есть невозможно. Печень у мелкого скота покрыта белыми узелками с ноготок. Узелки похожи на камни. Кто знает, в каком состоянии находится наша печень?! Сократилось поголовье скота, потому что из-за ухудшения экологической ситуации у маток крупного и мелкого рогатого скота происходят выкидыши, – рассказывает житель села Омирбек Апшекенов.
Житель Жанатана Мырзалы Байманов говорит, что сельчане часто болеют. Он полагает, что ухудшение состояния здоровья связано с экологической ситуацией.
– В летнее время мы спим во дворе. От смрада, который ночью исходит от полигона, сильно жжет глаза. Начинаешь чихать. Вынуждены прятаться под одеялом, – сетует он.
Руководство области и района в курсе экологической ситуации в Жанатане. После того как устные жалобы жители не дали результата, сельчане собрались, чтобы составить письма акимам области и района с требованием закрыть полигон близ села. Однако дело приняло неожиданный поворот.
– В прошлом году мы, молодежь, собрались здесь и хотели составить список. Дальше согласования дело не пошло. Аким села сообщил о происходящем в район. Среди ночи неожиданно приехали аким района, председатель совета аксакалов, секретарь маслихата. Как будто мы восстание готовили. Нас всех собрали в клубе. Сказали успокоиться, – вспоминает Инирбай Балжигитов.
Каржаубай Курманов говорит, что в апреле этого года в Жанатане побывал и аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев.
– Жители сказали и акиму области. Сказали, что близ пастбища есть полигон. Он выслушал нас всех. Однако никаких результатов [от встречи] нет, – говорит житель.
Жители Жанатана обеспокоены тем, что нефтяные отходы беспорядочно сваливаются вокруг села. Сельчане показали репортеру Азаттыка местность под названием Караганды в 12 километрах от села. Караганды – сухая степь по руслу реки Эмба.
– Вот, это отходы от производства нефти. Примерно 20–25 тонн. До полигона не довезли, вывалили в овраг. Эти отходы весной с талыми водами попадают в реку Эмба. Скотина пьет воду из реки, гибнет рыба. Нефтяными отходами заполнены все старые колодцы в местах, где прежде кочевали животноводы, – говорит житель села Жанатан Инирбай Балжигитов.
Между тем в департаменте экологии по Актюбинской области сообщили, что письменных жалоб по поводу вылитых нефтяных отходов близ Жанатана не поступало. Представитель департамента говорит, что «у них нет возможности поставить по инспектору у каждого оврага, поэтому за порядком на своей территории должны следить акимат района и отдел внутренних дел».
Заместитель акима Байганинского района Жандарбек Жанабай пообещал, что сброшенные в овраги отходы соберут в ближайшие дни и доставят их на производственный полигон.
– Нефтяные отходы бывают нескольких видов. Отходы, которые показали репортеру Азаттыка жители Жанатана, – это не жидкие отходы, а твердые производственные отходы. Конечно, они тоже должны храниться на специальном полигоне. Мы съездили, выяснили, примем соответствующие меры, – сказал заместитель акима района.
Жандарбек Жанабай, работавший акимом Жанатанского сельского округа с 2015 по 2017 год, а затем получивший назначение на пост заместителя акима района, подтверждает, что живущие близ полигона страдают от смрада, когда со стороны хранилища отходов дует ветер. Однако чиновник не считает, что неприятный запах негативно сказывается на здоровье жителей.
– Многое, конечно, зависит от здоровья жителей. Я и моя семья также там жили. Мы дышали тем же воздухом. Я же не руководил селом из другого места. Не все жители села больные. Есть и здоровые люди. Запах... Запах он есть... На другой стороне села строится завод. Есть месторождения. Кто знает, откуда этот запах. Может, с месторождений, может, с полигона. После жалоб жителей мы обратились в департамент экологии и в октябре прошлого года пригласили специалистов. Приехали руководитель отдела и лаборант. Они произвели отбор проб почвы, растений, воздуха. Сказали, что уровень вредных веществ в воздухе не превышает предельно допустимые нормы, – говорит Жандарбек Жанабай.
Полигон жидких производственных отходов расположен в местечке Тосагаш в семи километрах от села Жанатан. На огороженную территорию производственного полигона посторонним вход воспрещен. Когда к месту подъехала репортер Азаттыка, у диспетчерского пункта рядом с полигоном стояло несколько КамАЗов. По словам водителя, представившегося Еркином, спецмашины вывозят отходы с месторождений и выливают их на полигоне.
Производственный полигон близ Жанатана принадлежит товариществу «Таза табигат-АН». Полигон, принимающий щелочные отходы с нефтяных месторождений и нейтрализующий их, занимает территорию площадью 11 гектаров. Главный эколог открытого в 2013 году полигона Канат Жардембаев говорит, что уровень вредных веществ в санитарной зоне не превышает допустимые нормы.
– Местное население считает, что пролитые нефтяные отходы вокруг села и ухудшение экологической ситуации – наших рук дело. Вываленные в разных местах отходы не имеют к нам никакого отношения. Потому что мы принимаем только жидкие отходы. К тому же на всех наших машинах установлен GPS. Мы следим за ними, – заверил Канат Жардембаев.
Департамент экологии по Актюбинской области подал в суд иск о приостановлении деятельности полигона по приему нефтяных отходов близ села Жанатан. Об этом Азаттыку сообщил заместитель руководителя областного департамента экологии Ерболат Кожиков.
По словам Кожикова, полигон в Жанатане принял отходы сверх установленных пределов. В ходе проверки была выявлена разница между предоставленными данными о принятых, нейтрализованных объемах отходов и данными о фактически размещенных отходах.
– В мае этого года, согласно поручению областной прокуратуры, была проведена проверка товарищества «Таза табигат-АН». В результате проверки было установлено шесть видов несоответствия данных. Проводимая работа не соответствует утвержденным нормам. Объем вылитых отходов превышает нормы. Был наложен административный штраф из-за неоформленных паспортов. Его взыскание возложено на частных судебных исполнителей. Ввиду того, что полигон не соответствует утвержденному технологическому проекту, мы обратились с иском в суд, – говорит Ерболат Кожиков.
В товариществе «Таза табигат-АН», являющемся собственником полигона, подтверждают, что экологи действительно обратились в суд. По словам представителя товарищества Каната Жардембаева, недостатки, вызвавшие недовольство экологов, в ближайшее время будут устранены.
Представитель товарищества утверждает, что жителей повелись на провокацию, и говорит, что догадывается, кто за эти стоит. Товарищество намерено «подать в суд на провокатора», сказал Канат Жардембаев.
Между тем жители говорят, что ничего от акимата не просят, даже газ им не нужен. Люди просят «прежде всего чистый воздух» и настаивают на закрытии полигона.
Жанатан находится в непосредственной близости от нескольких нефтяных месторождений. Село находится на границе Байганинского и Мугалжарского районов, где добывают нефть. Эколог Марат Билимов, который вышел на пенсию, говорит, что близ Жанатана находится еще несколько полигонов.
Водители грузовиков не хотят ехать на полигон по бездорожью в летний зной, осеннюю слякоть, зимний снегопад. Поэтому вываливают нефтяные отходы по оврагам и ложбинам.
– Актюбинская область – один из регионов страны, где в большом количестве находятся полигоны, принимающие производственные отходы. На территории области расположено около 20 производственных полигонов. Дороги к этим полигонам не построены. Каждый полигон обязан построить дорогу для себя. Перевозчикам отходов должно быть удобно. Водители грузовиков не хотят ехать на полигон по бездорожью в летний зной, осеннюю слякоть, зимний снегопад. Поэтому вываливают нефтяные отходы по оврагам и ложбинам. Не убивают машины и сами не устают, экономят горючее. Из-за отсутствия дорог, ведущих на полигоны, загрязнена вся окрестность. Вываленные в степи ядовитые отходы вредят всему живому, – говорит Марат Билимов.
По словам представителя товарищества «Таза табигат-АН» Каната Жардембаева, у компании нет возможности строить дороги от всех месторождений к полигону.
– Согласно нашему проекту, на полигоне есть грейдерная дорога длиной 700 метров. Она была построена по проекту. В проекте указывается, что после грейдерной дороги машины едут по грунтовой дороге (имеет в виду полевую дорогу, образовавшуюся стихийно после проезда многочисленных машин. – Ред.). Денег на строительство дорог от каждого месторождения до полигона нет, – говорит он.
В средней школе в селе Жанатан насчитывается 98 учеников и 29 учителей. В селе есть библиотека и фельдшерский пункт. Трудоспособные жители села ездят на работу вахтовым методом на месторождения Кенкияк, Жанажол, Лактыбай, Аманмунай.
Источник: Радио Азаттык
Просмотров материала: 1 613