В Астане 10 и 11 октября прошел VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий под девизом «Религиозные лидеры за безопасный мир». Что мы приобретаем от этих Съездов? И что теряем? Скорее всего, терроризм и экстремизм, как и межрелигиозные и межэтнические распри, обойдут нашу страну: слишком большие игроки в лице ООН, ОБСЕ и т.д. заинтересованы в этом. Соответственно, будут продвигать Казахстан как образец толерантности и межконфессионального согласия, а президента Н.Назарбаева как лидера мирового уровня, как это случилось на всех Съездах.
За счет кого такие Съезды?
Такие Съезды проводятся в Астане раз в три года. Первое мероприятие состоялось в сентябре 2003 г. В этом году на VI Съезд ожидалось прибытие папы римского Франциска. Однако позже стало известно, что он не примет участия во встрече. В работе Съезда приняли участие представители более 82 делегаций из 46 стран мира. Приехали политики, религиозные лидеры ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма, даосизма, зороастризма, а также представители международных, религиозных и общественных организаций.
Нурсултан Назарбаев предложил духовным лидерам обратиться к мировому сообществу с призывом о мире и безопасности, заявил о готовности учредить Центр по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога. В заключение глава Казахстана сообщил, что принял решение вручить лично первую премию Съезда за вклад в межрелигиозный диалог Папскому Совету Ватикана.
В дни форума открылся Музей мира и согласия, где собраны уникальные документы, и можно узнать обо всех мировых религиях. Конечно, когда экономика Казахстана переживает трудные времена, финансовая сторона таких дорогих мероприятий, как VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий, не может не интересовать.
Однако, вероятно, это решается в рамках «глобальной бухгалтерии»; многие проблемы межрелигиозных форумов были решены еще в 90-ые годы прошлого столетия. Известно лишь, что из республиканского бюджета выделяются средства на финансирование расходов, связанных с учреждением Астанинской международной премии за вклад в межрелигиозный диалог, эквивалентной 20 000 долларам США.
Мы «вклинились» в западную либеральную экономику, финансовую систему с мировой валютой, перенимаем западные культурные ценности, опыт соблюдения прав человека и т.д. Теперь черед за религиозной глобализацией. Многие понимают глобализацию религии, как их «слияние», хотя на форумах говорят, что нахождение общей позиции между религиозными лидерами будет обсуждаться не в сфере религиозного учения, а в сфере нравственности.
«Главной задачей конференции в Ламбертском дворце было включение мировых религий в процесс интеграции мира и формирования «нового мирового порядка»... Они (духовные лидеры) должны обеспечить «духовное руководство» им, сформировать «моральный кодекс нового мирового порядка». Аналитики предполагают, что первым итогом Ламбертской конференции станет активный рост мировых межрелигиозных структур за счет мощного финансового стимула членства в них» (Московские новости. № 12, 1998). А всевозможные межрелигиозные мировые форумы, конгрессы, съезды и являются этими структурами.
Весь парадокс ситуации в том, что в РК, конституционно являющаяся светским государством, многие политические деятели во главе с президентом обеспечивают «духовное руководство» в межрелигиозном форуме. Ведь для веротерпимости в стране должна быть развитая национальная духовная культура. К тому имеется конфликт между «арабским» и «степным» исламом.
«Новый мировой порядок»
После 11 сентября 2001 г. появилось немалое количество всевозможных форумов мировых и традиционных религий. Как правило, на повестке в основном обсуждались общегуманитарные, политические, экологические, образовательные и др. проблемы, а не теологические. И обсуждаемые задачи нередко были не в компетенции религиозных организаций, как, например призыв к отказу от оружия массового поражения.
К тому же эти форумы в разных регионах мира с унифицированными резолюциями стандартны и по своему составу участников. В них обычно участвуют духовные иерархи и политики: действующие и бывшие главы государств, члены правительств, депутаты парламента, представители ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и других международных организаций. Некоторые Диалоги мировых религий проводились с участием Всемирного банка.
Возможно, среди участников форумов присутствовали настоящие духовные лидеры. Однако большинство выступлений, как и резолюций, грешат «глянцевым» единообразием. Сравните, например, Декларацию II Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане (2006 г.) и Послание Всемирного саммита религиозных лидеров в Москве (2006 г.).
В обеих резолюциях, кроме общих задач вроде поддержки процесса диалога цивилизаций или религиозной свободы, есть отказ от оружия массового поражения, осуждение терроризма и экстремизма в любой форме, содействие укреплению международного права и законности, тесное сотрудничество с ООН и т.д. Рефреном в этих и других резолюциях и выступлениях звучат «осуждение терроризма» и «сотрудничество с ООН».
Если в Астане в 2006 г. решили создать под эгидой съезда Международный центр культур и религии, то в Москве заговорили о новом миропорядке: «Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию… с уважением к различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей». Кстати, в секционных заседаниях в Астане тоже говорили «об обоснованности различных понятий справедливого порядка». Об этом же сказал президент Казахстана в своем выступлении на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий: «Нынешний кризис дает миру уникальный шанс преобразиться, реализовать извечную мечту человечества о справедливом миропорядке».
Уже на I Съезде в 2003 г. Н.Назарбаев раскрыл цель мероприятия: «В перспективе это может заложить основы международной организации, задачей которой будет снижение межрелигиозного напряжения в мире, пропаганда духовности, миролюбия и терпимости». А на Московском саммите (2006 г.) главный раввин Израиля Йона Мецгер призвал создать постоянно действующую религиозную организацию, наподобие ООН. В 2006 г. во время встречи с президентом Казахстана Йона Мецгер предложил ему создать своеобразную «религиозную ООН», включив в ее состав глав религий. В ответ Н.Назарбаев предложил построить резиденцию для подобной организации в Астане. Кстати, Совет религиозных лидеров работает, у него большие полномочия.
Идею «религиозной ООН» на Западе озвучили давно, но более определенно стали оформлять после распада СССР. В частности, на Межконфессиональной конференции «Мировые религии и намечающаяся глобальная цивилизация» (Сан-Франциско, 1995 г.) были выдвинуты идеи т.н. «глобальной этики» и было положено начало процессу объединения религий. Недаром говорят, «тот, кто управляет религиями – повелевает народами».
Надо признать, что идея «религиозной ООН» вызвала опасения. В частности, в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем послании участникам II Съезда в Астане отметил: «Ныне… возникают идеи о создании универсальной религии, которая сводила бы все вероучения в одно. Убежден, что попытки «смешения вер» и различные синкретические эксперименты не могут принести пользы межрелигиозному диалогу». Аналогичное положение присутствует и в Послании Московского саммита 2006 года. Но… «процесс пошел».
В Казахстане в 90-ые гг. было принято очень либеральное религиозное законодательство, что вызвало бурный рост многочисленных иностранных сект при «светскости» государства. Если в 1990 году религиозных организаций в Казахстане было 670, то ныне 3500, т.е. 5-кратное их увеличение, 18 различных конфессий. Возможно, эта особенность – аморфная религиозная ситуация – и привлекла архитекторов «нового миропорядка» создать в нашей стране свои структуры.
Национальные особенности эзотерики
Для этого в стране есть и законодательная основа, и идеологическая работа. В нашем светском государстве в свое время была принята Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, программа «Триединство языков», внедряется идея «гражданская нация» и т.д.
Законодательно закреплен статус Ассамблеи народа Казахстана как конституционного института, который определяет в парламенте национальную политику и призван укреплять межэтнические отношения и межконфессиональное согласие и т.д. Создан Международный центр культур и религии. Т.е. имеются «глобализационные» наднациональные законы и структуры.
Обратная сторона «глобализационных» проектов: не создан ни один национальный институт (казахского языка, тюркологии, тенгрианской культуры, исламских исследований, Литературного института и др.), не приняты законы (о деколонизации, о государственном языке, книгоиздательстве и т.д.).
Потихоньку прививаются западные «ценности»: проституция почти легальная, правозащитники говорят о правах сексменьшинств, порносайты и фильмы насилия доступны и т.д. Эти «ценности» в совокупности с западной гендерной политикой разрушают институт семьи, духовность, нравственность.
Конечно, при всей стандартности Деклараций, Обращений участников Съездов на них звучали те или иные инициативы к мировому сообществу. В частности, одной из значимых инициатив Казахстана, поддержанных ООН, стало провозглашение 2010 г. «Международным годом сближения культур». Другое обращение к ООН, озвученное на III Съезде, – инициатива объявить 29 августа, день, когда в 1991 г. Указом Н.Назарбаева был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, Всемирным днем отказа от оружия массового уничтожения.
…В 1254 г. в глубине Азии, в столице Монгольского улуса Каракоруме состоялся, пожалуй, первый в истории «форум» представителей трех мировых религий: буддизма, ислама и христианства. Его описание оставил монах Гильом Рубрук.
В эпоху крестовых походов соседство кумирен, мечетей, церквей, как и мирный теологический диспут в Орде Мунке-кагана для европейцев было открытием. Замкнутый мир конфессий был враждебен другим и был бичом средневековья. А в это время в Монгольском улусе веротерпимость была законодательно утверждена Чингиз-каганом в «Ясаке»: чингизидам предписывалось покровительствовать всем верованиям, оставаясь при этом тенгрианцами.
Кстати, одной из причин распада великой империи и было отступление от Ясака в плане религии и образа жизни: чингизиды стали принимать буддизм, несторианство, ислам и т.д. и переходить на постоянное жительство в города.
Рубрук был послан французским королем Людовиком IХ не только для миссионерской и разведывательной цели, но и для установления тайного союза с каганом в борьбе с исламом. Издавна с помощью религии властители владели душами своих подданных и управляли владениями; нередко она была и политическим инструментом в отношениях между странами.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 936