Мы постоянно слышим, что наше родное правительство берет кредиты у международных организаций на те или иные дела. Чуть ли не каждый день слышим, что заключаются меморандумы, соглашения и прочие документы о том, что кто-то из-за бугра намеревается вложить миллионы долларов в ту или иную отрасль казахстанской экономики. Нельзя сказать, что всё совсем плохо - что-то да реализуется! Но ведь того, что осталось лишь на бумаге, тоже предостаточно. И никакой пользы страна не получила, особенно, ее самая незащищенная часть – село.
И возникает вопрос: зачем устраивать говорильню, подписывать ни к чему не обязывающие документы, изводя бумагу? И это при том, что у нас хватает предприимчивых людей (и даже с деньгами), желающие вложить мозги, силы, нервы (и даже собственные деньги) в развитие экономики и, соответственно, социального благополучия страны.
Что-то я начал издалека. На днях познакомился с интересным человеком – инженер, инноватор, обладатель кучи патентов Мухитдин Кутербаев.
Интересно сложилась его жизнь – придумав большое количество всяких технологических штучек, получив патенты, он так и не смог пристроить свои изобретения. Задвинув документы подальше на полку и бросив это «грязное» дело, ушел в бизнес. И теперь у него собственный бизнес, цеха по изготовлению того или иного оборудования по переработке практически любого сельскохозяйственного сырья.
«Вот эти котлы, трубы, печи, линии – здесь можно перерабатывать всё. Овощи, фрукты, молоко, мясо», - говорит Мухитдин. И конечным результатом переработки служат соки, томат-паста, кукуруза и бобы в баночках, маринованные огурцы и помидоры в стеклянных банках, колбаса, тушенка, кефир, творог и т.д. Остается только наладить маркетинг и продавать населению.
А в чем же фишка? Вернемся к многомиллионным меморандумам и контрактам с зарубежными компаниями, производителями и поставщиками дорогостоящего оборудования! На такое оборудование силенок может хватить только у крупных компаний и корпораций. Во-вторых, оно подразумевает строительство огромных капиталоемких зданий и сооружений. В-третьих, чтобы такое оборудование окупалось, необходима (кроме как успешных продаж) крупная сырьевая база – овощи, фрукты, мясо, молоко в больших объемах. Плюс ко всему, такому предприятию надо еще договориться с поставщиками этого же сырья и по объемам, и главное – по цене.
Но где гарантия того, что это предприятие не остановится по разным причинам (что мы наблюдаем у нас повсеместно) и не будет принимать от фермеров сырье? Система будет ломаться как карточный домик – предприятие – фермер – задержки или отсутствие зарплат работников – социальная напряженность. Плюс ко всему и специфика нашей страны – огромные расстояния.
А фишка (!) в том, что всё это оборудование, которое предлагает Мухитдин, как раз рассчитан на мелкие хозяйства, на небольшие кооперативы, которые значительно гибче и мобильнее крупных производств.
«Хочешь в один день производи соки, в другой – огурчики, в третий – молочку», - говорит он. И, соответственно, по цене они доступны, нежели немецкое, итальянское, австрийское оборудование за миллионы долларов.
Еще один продукт: Мухитдин производит модульные убойные цеха. И опять-таки для небольших хозяйств. Небольшой модульный убойный цех производится на базе трех сорокофутовых контейнеров. В цехе есть все, что необходимо – лаборатория, душевая, туалет, холодильные камеры и все, что нужно для забоя скотины.
И что самое привлекательное для фермеров – ведь нет необходимости покупать землю, оформлять ее, строить капитальное сооружение, закладывать фундамент, класть кирпичи, оформлять у архитектора, что обычно чревато головными болями. Это сколько денежных средств можно сэкономить и направить на реальное производство и его развитие, нежели скормить чиновникам. Ну а если изменится рынок, сырьевая база или рынки продаж – загрузил модуль на грузовик и уехал туда, где выгодно.
Модульным может быть не только убойный цех – из этих контейнеров можно соорудить передвижной перерабатывающий цех. А что перерабатывать – выше уже озвучили.
Мухитдин Кутербаев не останавливается на том, что произвел оборудование, модуль, продал все это фермеру и до свидания. Нет, он готов консультировать фермеров – помочь с выбором собственно бизнеса, с выбором сырья для переработки, брать на сервисное обслуживание. Более того, его компания готова консультировать по другим вопросам – разработка торгового знака, продвижение на рынке и т.д.
По его мнению, необходима государственная поддержка фермеров и сельчан в части приобретения вот такого компактного и мобильного средства производства.
«Поддерживая фермеров через субсидии на мини-цеха по переработке, государство еще и поддерживает и производителей самих цехов. Чем больше фермеров, кооперативов приобретут отечественное оборудование (пусть простое), тем больше мы инвестируем в развитие своего производства, в технологии, инновации, в том числе, цифровые. Это, соответственно, новые рабочие места, налоги и у нас. Ничего недостижимого для нас нет. Мы такие же люди, как и немцы, японцы, голландцы. Руки, ноги, голова», - говорит М.Кутербаев.
Заключая меморандум с какими-нибудь толстосумами из-за границы, мы привлекаем их инвестиции. Но ведь понятно, что без каких-либо гарантий ни один бизнес не сунется к нам. В первую очередь, это безопасность инвестиций, какие-то преференции, обеспечение инфраструктурой и прочие ништяки. Более того, наверняка, наше правительство еще гарантирует еще и стабильные объемы сырья?!
Такие объемы могут давать только лишь крупные хозяйства, и логика подсказывает, что (если это так) поддержку получат именно эти крупные хозяйства. А «мелочь» в виде ЛПХ и мелких кооперативов снова будет на задворках госпрограмм.
Ведь именно ЛПХ и мелкие крестьянские хозяйства (судя по статистике) дают львиную долю по отдельным видам сельскохозяйственного сырья. И вместо того, чтобы тоже поддержать эту «мелочь», развитие которых может значительно улучшить не только экономику но и социалку села, в приоритетах властей - крупный бизнес. И при этом не всегда свой, казахский крупный бизнес.
Мои слова могут парировать – мол, ранее «хотелки» фермеров, особенно, кооперативов, удовлетворялись. Речь идет о кредитовании – деньги давались на холодильную камеру, убойные цеха, причем часть субсидировалась.
Но на сегодня, как рассказывают сами фермеры, лавочка прикрылась. Она – поддержка – вроде есть, но в то же время ее фактически нет. Согласен, было партийное задание, кампанейщина, акимы безумствовали, создавали направо-налево кооперативы, деньги шли, а потом и пропадали, а цеха и холодильное оборудование в большинстве своем простаивали. И поэтому я понимаю озабоченность руководства профильного ведомства.
Но почему так случилось? Да потому что все делалось не для блага сельчан, самих кооперативов, а для отчетов. Тут снова могут не согласиться. О чем, кстати, даже я предупреждал еще на заре введения кооперативов: если за дело возьмутся акимы, ничего путного из этого не выйдет.
В этом деле инициатива должна идти снизу. Но и для этого не была подготовлена база – у сельчан нет земли, ни скотины, ни каких-то сбережений, ни системной информации и, может быть даже, пропаганды. А, особенно, нет доверия к такого рода новшествам сверху.
Как результат имеем, что имеем – село влачит жалкое существование, за редчайшим исключением, о котором (Нуринский район Карагандинской области) мы писали буквально на прошлой неделе. Кстати, а уже на следующей неделе (очень надеюсь) постараюсь найти время и возможности посетить именно такой успешный аул в Алматинской области – пример сотрудничества крестьян и производителей оборудования для переработки сельхозсырья.
Не теряйте меня, всем не болеть
Серик Мамбетов, аульный журик
ПЫС. Пока писал… Пришло сообщение, ФАО объявило 10-летие поддержки семейных фермерских хозяйств, и эта организация готова оказывать постоянную техническую помощь странам-членам в разработке политики в сфере поддержки семейных фермерских хозяйств.
Техническая поддержка – это всесторонняя помощь в разных сферах, к примеру:
- в разработке политики, стратегий и программ действий;
- в предоставлении консультаций, привлечении специалистов международного уровня для эффективной реализации государственных программ поддержки семейных фермерских хозяйств;
- в привлечении грантовых ресурсов из международных фондов развития для реализации пилотных программ;
- в предоставлении иных форм поддержки по согласованию с правительством
Ну и стоит отметить, что сам Глава государства Нурсултан Назарбаев не раз отмечал, что в стране не используется потенциал личного подсобного хозяйства и мелких фермерских хозяйств и что до сих пор толком не решается вопрос переработки и сбыта продукции. Правительству, наверное, нужно взять это под козырек?!
А на фотографиях только малая часть того, что может делать Мухитдин:
Просмотров материала: 7 097