Образование автономии Алаш 13 декабря 1917 года в значительной мере предопределило создание Казахской АССР 26 августа 1920 года, преобразованной затем в 1936 году союзную республику. При этом территория размежевания автономии с другими республиками определялся по линии которого отстаивали представители Алашорды во главе Алиханом Букейханом. Соответственно, то что современный независимой Казахстан по площади своей территории занимает девятое место в мире - это заслуга алашординцев.
В нашем сознании укрепилось понятие «фотография как память о прошлом». Между тем любая фотография - это история. Память и история взаимосвязанные, близкие понятия. На этой фотографии, сделанной в 1926 году в городе Кызылорде (бывшая столица Казахской автономии), изображена плеяда алашординской интеллигенции.
Уникальность данного творения чудесной техники в том, что три поколения (старшее, среднее, младшее) участников движения Алаш запечатлены на одной фотографии. В дальнейшем такой возможности собраться в одном городе у них не будет: в 1927-28 годах начинается первая волна репрессий в отношении алашординцев и многие из них, особенно, среднее звено алашординцев - М.Дулатулы, Ж,Аймауытулы, Х.Ғаббасулы, А.Байтасов - погибнут в тюрьмах НКВД и в концлагерях.От первой волны репрессий с великим трудом выжили А.Байтурсынулы, М.Ауэзов. А молодого Алкея Маргулана спасло счастливое обстоятельство: он в то время учился в Санкт-Петербурге.
Представитель старшего поколения – Ахмет Байтурсынулы. Он на фотографии находится в середине – на почетном месте, как знак уважения не только как к старшему, но и авторитету личности. Ахмет Байтурсынулы был духовным лидером Алаша. На фотографии представители среднего поколения движения Алаш представлены в лице Миржакыпа Дулатулы, Жусупбека Аймауытулы, Халела Габбасулы, а младшего – Мухтара Ауезулы, Абдоллы Байтасулы, Алкея Маргулана.
Среднее поколение алашординцев расположилось по старшинству: справа от А.Байтурсынулы, а младшие - слева. И еще одна особеннось этой фотографии в том, что все эти деятели Алаша были выходцы из Тургайской и Семипалатинской отделений Алашорды. Трое из семи - представители Тургайского края (А.Байтурсынулы, М.Дулатулы, А.Байтасулы), а остальные четверо (Х.Габбасулы, Ж.Аймауытулы, М.Ауезулы, А.Маргулан) из Семипалатинского региона.
Среди изображенных наэтой исторической фотографии слева от Миржакыпа Дулатулы – бывший заместитель председателя правительства Алашорды Алихана Букейхана Халел Ахметжанулы Габбасулы.
Габбасулы Халел родился 1888 году в Чаганской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области в семье богатого казаха Ахметжана Макыулы. Макы славился богатством и был примерным мусульманином, не зря его звали «Макы кажы». Почетное прозвище «кажы», как известно, присуждаются людям, совершившим паломничество «хадж» в Мекку.
Макы кажы имел 3 жены, 33 детей. От первой жены–байбише родился Ахметжан. От Ахметжана – Халел. Когда Халела отдавали в русскую школу, ему дали фамилию - имя прадеда Габбаса, поэтому современники его называли по национальной традиции «Габбасулы». В традиционной казахской семье допускалось до седьмой колени считать потомками одного человека.
Халел начальное образование получил в русско-казахской школе г. Семипалатинска, а потом окончил Семипалатинскую мужскую гимназию. Во время учебы в гимназии он участвовал в политическом кружке гимназии и в 1908 году встретился с А.Букейханом, который прибыл в г. Семипалатинск для отбывания тюремного срока за участиев Выборгском воззвании.
Это Воззвание призывало к пассивному сопротивлению властям (гражданскому неповиновению) — не платить налоги, не ходить на военную службу и т. д. Лидер Алаша посоветовал юноше Халелу улучшить политическую грамотность, предлагая побольше читать политическую литературу.
После гимназии Халел поступил на юридический факультет Московского университета. Но за участие в студенческой стачке он был отчилен из университета. С большим трудом и упорством он добивается справедливости и его восстановливают в университет, но на этот раз на физико-математический факультет, так как царское правительство прекратило оплачивать стипендию студентам - выходцам из казахской степи, обучающихся на юридических факультетах.
В 1915 году он заканчивает университет с золотой медалью. Во время учебы в Московском университете Халел Габбасулы ездил в Петебург, где помогал А.Букейхану со сбором материалов по отмене закона, запрещавшего казахам делегировать свох представителей в Госдуму.
После окончание университета Х.Габбасулы некоторое время поработал в Петербурге в Императорском Центральном кредитном управлении в качестве статиста. Потом перевелся в Семипалатинской филиал данной организации, поработал инспектором Семипалатинского отделения Государственного банка, организовал кредитный кооператив для финансирования промышленности и крестьянских хозяйств. Некоторое время возглавлял управление Земства Семипалатинской области.
В 1917 году после февральской революции у казахов появляется возможность построить автономию. В это бурное, судьбоносное время казахи в г.Оренбурге в течение шести месяцев дважды созвали Всеказахский сьезды. На съезд, несмотря на большую дальность расстоянии, приезжали представители всех регионов казахской степи.
На 1-м Всеказахском съезде Халела Габбасулы выдвинули кандидатом в члены Всероссийского съезда. На 2-м Всеказахском съезде его избрали в состав правительства Алашорды в должности заместителя председателя правительства Алихана Букейхана.
В то бурлящее политическими событиями время Х.Габбасулы в газете «Сарыарка», которая выходила под его редакторством, публикует ряд острых актуальных материалов - «Мемлекет күйі» (Положение государства), «Большевик бүлігі» (Бунт большевиков), «Күш бірлікте» (Сила в единстве), «Алаш автономиясы» (Автономия Алаш).
В это время ожесточенной борьбы за власть он оказывает за счет средств Земства Семипалатинска финансовую помощь передовой казахской молодежи. Вместе с этим, за счет организованного самим кредитного кооператива спонсирует издательство журнала «Абай» и выпуск газеты «Сарыарка», в которой сам возглавляет редакционный коллектив.
С 20 марта 1918 года по заданию правительства Алашорды Х.Габбасулы вёл телеграфные переговоры со Сталиным по вопросам об автономии Казахстана. Ход переговоров, требования Алашорды, вопросы, возникшие во время переговоров, он немедленно публиковал в газете «Сарыарка». А 10 ноября 1929 года на допросе следователю ОГПУ Х.Габбасулы сообщил следующее:
«Я настаивал на необходимость скорейшего осуществления идеи самоопределения нации согласно провозглашенной Советской властью декларации о самоопределении. Точно не помню, но я уведомил 14 пунктов, в основном заключавших восстановление ликвидированных казахских учреждений, организации национальной автономии в рамках Советов, освобождение арестованных деятелей казахского народа. Ответ Сталина сводился к тому, что от нас для этого требуется признание советской власти. При этом условии будут приняты немедленные меры к организации Учредительного съезда для объявления автономии. Дальше он добавил, что постановление Всеказахского Оренбургского съезда целиком укладывается в рамки национальной политики Советской власти... После этих переговоров мы телеграфировали Сталину о безоговорочном признании Советской власти, а Досмухамедовым о том, чтобы они представляли наши интересы перед Центральным правительством. Эти телеграммы были посланы после совещания, на котором присутствовали Бокейханов, Омаров, Марсеков, Ермеков, Сарсенов Биахмет и я, Габбасов. Кажется, были Байтурсынов с Дулатовым».
К сожелению, переговоры со Сталиным не венчалось к успеху. Народный комиссар по национальностям Сталин показал себя политиком коварным и двуличным: он параллелльно вел переговоры с казахами-большевиками, которые занимались установлением диктатуры пролетариата и завоеванием власти.
Сталин в своей телеграмме от 7 апреля 1918 года на имя А. Жангильдина писал: «Буржуазно-националистические группы требуют автономии для того, чтобы превратить ее в оружие закабаления своих собственных масс».
Но эти переговоры не остались без следа. При образовании Казахской автономии 26 августа 1920 года территория автономии определяется по линии которого отстаивали алашординцы.
В связи образованием автономии и соответственно с укреплением советской власти,А. Байтурсынулы и другие лидеры Алашорды решили признать новой власти и устраиваться на ответственные должности, чтобы иметь возможность влиять на решение вопросов, касающихся интересов казахского народа.
В этом ключе Халел Габбасулы продолжил работу по защите своего народа в органах советской власти. Он в 1926 году работает в столице казахской автономии городе Кызылорде в государственном плановом комитете (Госплан). В 1927 году во время своего отпуска он приезжает на родину в Шынгыстау, где его арестовывают в первый раз. В 1928 году его арестовывают во второй раз и водворяют в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1931 году он по решению «тройки» был расстрелян.
Современики Халела Габбасулы уважительно называли его «Алаш бекзаты» («Аристократ Алаша»), так как он был очень одаренным, образованным человеком, имеющим большую склонность к аристократическим занятиям - охоте с соколом и с уникальной казахской собакой-тазы.
У Халела Габбасулы остались сыновья Забен и Кадыр. Забен погиб на фронте, а Кадыр вернулся домой после ранений. После войны он женился, жил в Алмате. Детей у него не было, но были приемные дочерей от супруги. Один из племянников Халела Араб Габбасовв 20-е годы учился в Москве в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Безусловно, учиться ему в Москве помог дядя Халел Габбасулы.
Благодаря Араба Габбасова, студента Тимирязевской сельскохозяйственной акадедмии, последствии академика Национальной академии наук, директора Земельного института при Академии наук, сохранились семейные фотографии Халела Габбасулы. Академик Араб Габбасов умер в 2001 году. Однако не оставил никаких воспоминаний о своем дяде Халеле Габбасове.
Халел Габбасулы во время допросов, чтобы спасти своих многочисленных родственников от гонений и репрессий скрыл, что он происходит от рода Таракты Среднего жуза, иговорил, чтобы ввести в заблуждение следствии, что он по национальности татарин, его предки прислуживали казахам.
У Халела была многочисленная родня, ведь от у деда Макы было 33 ребенка. После расстрела Халела некоторые его родственники бежали в Китай. Родственник Халела Абильхасен – сын двюродного брата Ахметжана Баязита – после ареста Халела был также арестован и отправлен в тюрьму в Караганде. Каким-то образом Абильхасену Баязитулы удалось избежать расстрела и после он сразу бежал в Китай.
В 1955 году, когда СССР и Китай договорились открыт границу для возвращения казахов в историческую родину, Абильхасен Баязитулы вернулся в Казахстан. Его сын Берикбол Баязитов в настоящее время проживает в селе «Каракол» Уржарского района Восточно-Казахстанской области. Он до 80-х годов поддерживал связь с сыном Халела Кадыром и племянником Халела Арабом Габбасовым. Сейчас Берикболу 79 лет. Он соверщил хадж в Мекку как свой прадед Макы, построил в родном ауле мечеть и хатмыхана (молитвенный дом).
По воспоминаниям Берикбола Баязитова по возвращении на родину, его отец Абильхасен Баязитулы с целью ознокамления его с родствениками посещает Кадыра Халелулы и племянника Халела академика Араба Габбасова, которые проживали в г. Алматы. Но Кадыр и Араб Габбасовы не хотели и всячески избегали разговора об Халеле Габбасулы. Кадыр Халелулы подарил молодому джигиту Берикболу один из костюмом Халела Габасулы. Оказалось, он хранил у себя пять костюмов своего отца, как память о нем.
Фотографии наводят на размышления... О многом они могли бы рассказать. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Человека можно уничтожить физически, но нельзя победить. Примером может служить жизнь одного из лидеров Алашорды Халела Габбасулы, чья жизнь была отдана служению родному народу.
Алмасбек АБСАДЫК, доктор филологических наук, профессор КГУ им А.Байтурсынова
Просмотров материала: 6 199