«АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) подал заявление в полицию на действия жителя города Темиртау Стаса Войцеховского, который последнее время публиковал ролики об экологической ситуации и проблемах в области. Часть видеоматериалов была снята с помощью дрона. Блогеру компания вменяет статью 274 УК РК, передает Atameken business channel.
Когда в январе 2018 года на Темиртау выпал «черный снег», исполнительный директор «АМТ» Вадим Басин и директор по экологии Галина Дроздова в присутствии акима области заявили, что «черный снег» – это не результат работы очистного оборудования ТЭЦ-ПВС, а есть достаточно распространенное «природное явление». И в ситуации с блогером, осмелившимся поднять проблемы, волнующие горожан, транснациональная компания также пошла в наступление и решила привлечь его к уголовной ответственности и тем самым спрятать от глаз госорганов и общественности существующие проблемы.
И в этом случае возникает вот какая сложность. Ни действующие сотрудники «АМТ» из-за боязни быть уволенными, ни подрядчики под страхом потерять объемы работ не могут подать заявление или жалобу в контролирующие государственные органы на нарушения компанией экологического законодательства или законов в области промышленной безопасности. В то же время эти контролирующие органы сами не имеют права заходить с проверкой на предприятие тогда, когда считают нужным. И получается, что именно общественники, действуя такими партизанскими методами, как Стас Войцеховский, привлекают внимание к существующим проблемам на предприятиях и в частности на «АМТ». Когда блогер заявил и показал на видео, что крыша на зданиях ТЭЦ-2 в ужасном состоянии, советник гендиректора «АМТ» Алексей Агуреев продемонстрировал народу 200 кв. метров относительно хорошей кровли. Правда, он забыл упомянуть, что площадь цехов и подразделений ТЭЦ-2 – это многие тысячи квадратных метров.
Кроме того, советник ни словом не обмолвился о площадке, где должны построить давно обещанный седьмой котел, с которой падают плиты. И которую, вместо того чтобы привести в порядок, просто огородили.
Все не так, как кажется
26 марта 2018 года в ТЭЦ-ПВС АО «АрселорМиттал Темиртау» («АМТ») произошло обрушение 32 плит перекрытия между третьим и четвертым котлами, пострадал один человек. Пресс-служба «АМТ» отрицала, что при аварии работник подрядной организации получил травму, а советник гендиректора по связям с общественностью на своей странице в соцсети даже опубликовал объяснительную нерадивого слесаря, который облился дома кипятком из чайника «когда хотел помыться».
Копия заявления пострадавшего была заверена подписью директора и печатью фирмы. Ниже предусмотрительно добавлено, что: «Давления на заявителя ни с какой стороны оказано не было». И далее: «Представитель по доверенности такой-то».
Ночью 31 марта 2018 года в районе конвертерного цеха разорвало трубу со сжатым воздухом диаметром 820 мм, обрушено около километра трубопровода. 23 апреля 2018 года на складе № 4 дробильно-сортировочной фабрики аглопроизводства «АМТ» произошло обрушение шиферной кровли на площади 2500 квадратных метров.
Буквально за неделю до этого, 17 апреля, на брифинге в Региональной службе центральных коммуникаций исполняющий обязанности начальника Управления по инспекции труда Карагандинской области Канатбек Балсариев рассказал, что 20% производственных травм в Карагандинской области приходится на «АМТ». В августе 2018 года «АрселорМиттал Темиртау» как будто сглазили. Но волна началась еще 31 июля, когда произошло обрушение бункера – закрытого склада угля (фото очевидцев. – Авт.).
Жертв и пострадавших нет. Равно как и информации о происшествии.
Также в первых числах августа один из подрядчиков на строительство автодороги Темиртау – Караганда перевозил на трале экскаватор. Не рассчитав высоту вылета ковша, трал заехал под железнодорожный путепровод, принадлежащий «АМТ», и сдвинул железобетонную плиту проезжей части моста. В результате этого удара произошло искривление железнодорожного пути (фото 1-4). Мост уже начали демонтировать (фото очевидцев. – Авт.).
Поскольку новый путепровод из металлоконструкций еще не готов (он строится параллельно железобетонному), а старым пользоваться уже нельзя, руководством «АМТ» было принято решение поставлять уголь через станцию Жана-аул. 5 августа сгорели кабели между первой и второй доменными печами внутри галереи. 6 августа пожар в ЛПЦ-2 «АМТ». Горение происходило на рекуператоре, произошел порыв трубопровода соляной кислоты.
А вот 10 августа на «АМТ» случилось сразу два происшествия: на ТЭЦ-2 сошел с рельсов тепловоз, и на станции Жана-Аул произошло боковое столкновение при маневрировании поезда № 3805 «АрселорМиттал Темиртау» с вагонами (тепловоз № 8440), следовавшего на станцию Входная, и электропоезда № 3503 (электролокомотив № 445) «Казахстан темир жолы» в пути следования на станцию Углеродную (фото и видео очевидцев. – Авт.).
11 августа произошёл сход вагонов с рельсов локомотива с шестью вагонами, груженного углем для ТЭЦ «АМТ».
13 августа при работе на конверторном цехе человеку стало плохо, внезапная смерть сварщика подрядной организации ТОО «Энергомонтажстрой», 1981 г. р.
Следует отметить, что о части аварий и несчастных случаях «АрселорМиттал Темиртау» не сообщает ни городским властям, ни даже Управлению по ЧС, как это было, например, с разрушением закрытого склада угля или сокрытием несчастного случая с подрядчиком во время обрушения плит на ТЭЦ-ПВС.
8 августа в газете профсоюза металлургов «АрселорМиттал Темиртау» «Магнитка плюс» выходит статья «Условия труда, переработки, стрессы. На комбинате продолжают происходить несчастные случаи не только со штатными работниками, но и с работниками подрядных организаций».
Лейтмотивом текста профсоюзной газеты стали следующие слова, отражающие действительное состояние дела на «АМТ» в области промышленной безопасности: «Ситуация с безопасностью на комбинате оставляет желать много лучшего, и далеко не всегда несчастные случаи происходят по вине работника. Яркий пример тому – случай с серной кислотой. А если так, то нет никакой гарантии, что человек, скрупулезно соблюдающий все правила, избежит травмы».
Как за статью не попасть под статью Юрист Камиль Каримов так прокомментировал ситуацию с делом Стаса Войцеховского: «Информация, полученная блогером, позволяет ему, как и любому неравнодушному гражданину РК, обратиться с заявлением в уполномоченные органы с просьбой провести проверку, так как озвученные им данные позволяют сделать вывод о том, что в определенной ситуации может существовать угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Для этого необязательно являться работником конкретного предприятия, в данном случае «АрселорМиттал Темиртау».
В данном случае я бы рекомендовал обратиться в прокуратуру, Департамент промышленной безопасности Карагандинской области, Департамент по охране общественного здоровья с заявлением, в котором изложить факты, которые, по мнению заявителя, несут в себе угрозу экологии, жизни, здоровью как лично заявителя, так и неограниченного круга лиц.
Как активный гражданин, житель города Темиртау, он и обращается с заявлением. Если где-то эксплуатируется здание с имеющимися дефектами стен и крыши, то это можно установить. Более того, можно ходатайствовать о проведении проверки с выездом на место с участием заявителя, что позволит впоследствии не сомневаться в объективности проверки». Сама ситуация с Войцеховским, по мнению юриста, достаточно спорная.
Блогер также поставил вопрос о том, является ли «АрселорМиттал Темиртау» загрязнителем окружающей среды, да еще на фоне официальных сообщений о том, что Департамент экологии по Карагандинской области предъявил иск к «АМТ» на 1,4 млрд тенге за нарушение природоохранного законодательства. А представители компании решили привлечь Войцеховского к уголовной ответственности.
Но ст. 15, ч. 2, п. 8, Закона РК от 12 января 2007 года № 221-III «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» четко говорит: «Субъекты и должностные лица обязаны: не допускать обращения физических и юридических лиц во вред лицу, его подавшему или в интересах которого оно было подано».
То есть если гражданин обратился с заявлением в защиту нарушенных прав или угрозу нарушения прав, то это заявление не может быть использовано против него самого как чиновниками, так и любыми другими субъектами.
В данной ситуации, наверное, следовало бы изначально обратиться в уполномоченные органы, наделенные правом проводить проверки, получить ответ с соответствующим заключением по результатам проведения проверки, и в этом случае к блогеру после публикаций видеоматериалов никаких вопросов бы не возникало», – считает Камиль Каримов.
Олег И. Гусев Мнение редакции может не совпадать с мнением автора