Почему производственные объекты ЗКО, которые открывают с помпой в ходе телемостов и во время визитов высокопоставленных чиновников, в которые вкладывают миллионы денег, на деле оказываются лишь «пустышкой»? Кто или что виноваты в том, что в области до сих пор нет своего мраморного мяса говядины, рек козьего молока, тепличных овощей и подсолнечного масла? В этом разбирался корреспондент "Уральской недели".
В начале декабря 2017 года в селе Щапово была торжественно запущена новая птицефабрика, где планируют выращивать бройлерных кур – до 500 тысяч голов в год и производить до 7 тысяч тонн куриного мяса.
Открытие птицефабрики прошло очень помпезно – в рамках телемоста «Новая индустриализация страны: Прыжок казахстанского барса», старт производству дал глава государства Нурсултан Назарбаев.
Коллектив новой птицефабрики ТОО «Жайык Агро» – все в белых одеяниях и с национальными флагами в руках — во главе со своим первым руководителем Темиргали Ескендировым и акимом области Алтаем Кульгиновым пообещали главе государства, что совсем скоро мясо птицы местного производства станет доступным для западноказахстанцев.
Кстати, по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» из госбюджета на строительство этой птицефабрики было выделено 1,7 миллиарда тенге в виде льготного кредита.
Хочется верить, что фабрика реально начнёт производить высококачественное куриное мясо по доступным ценам.
Но пока практика показывает, что помпезно открываемые индустриальные проекты с участием главы государства, министров, акимов областей со временем просто перестают работать.
Мы решили вспомнить топ-7 проектов ЗКО, о которых много говорили, их торжественно открывали, на них возлагали большие надежды. Но, в итоге, выхлоп от них в экономику региона оказался мизерным, а, в большинстве случаев, вообще нулевым.
Информацию обо всех этих проектах нам предоставил руководитель областного Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Арман Жалмагамбетов.
Цементный завод
В 2007 году ТОО «Уральская цементная компания» приступило к строительству в Таскалинском районе цементного завода мощностью 1,2 млн. тонн в год (планировалось, что в будущем мощность завода вырастет до 2 млн. тонн в год). Ожидалось, что на предприятии будут работать 500 человек.
В качестве сырьевой базы для данного производства планировалось использовать запасы месторождений мела, глины и опоки, расположенные на территории Таскалинского района.
За счёт собственных средств компания вырыла котлован под фундамент будущего завода. А потом был телемост с участием главы государства и экс-акима ЗКО Нургали Ашимова.
Местные жители до сих пор вспоминают, что перед телевизором, стоящим в центре Таскалы, собрали тогда всё трудоспособное население района, все махали флажками и подкидывали вверх строительные каски. После все строители-нестроители в касках и комбинезонах двинулись стройными рядами строить завод.
Но… уже спустя полгода о строительстве цементного гиганта забыли.
Почему проект, так помпезно презентованный Нурсултану Назарбаеву, канул в лету?
Как пояснил «УН» Арман Жалмагамбетов, виной тому стал мировой финансовый кризис. Стоимость проекта превышала 210 миллионов американских долларов. ТОО «Уральская цементная компания» (в составе алматинской группы компаний АНТ) заключило тогда договор финансового займа с британской фирмой «Алрай Лимитед». Контракт подразумевал, что цемзавод получит кредит в 1 млн. долларов. После подписания договора «Уральская цементная компания» подготовила технико-экономическое обоснование, разработала бизнес-план, просчитала энергетику, маршруты подвода железнодорожных путей — словом, провела все полагающиеся предварительные работы, вложив в проект, в общей сложности, более 2,5 млрд. тенге. Но в получении кредита предпринимателю, в связи с этим самым кризисом, отказали, и строительство завода было приостановлено.
В 2012 году Управление природопользования расторгло с ТОО «Уральская цементная компания» контракты по разработке месторождений мела, глины и опоки.
Козья ферма к/х «Бисекеш»
Этот проект задумал воплотить в жизнь экс-аким ЗКО Бактыкожа Измухамбетов в 2008 году.
В посёлке Щапово Зелёновского района крестьянскому хозяйству «Бисекеш» был выделен участок земли под строительство производственной базы и помещений для скота.
Как сообщил «УН» Арман Жалмагамбетов, тогда за счёт бюджета, в рамках «Дорожной карты бизнеса», к строящемуся комплексу подвели недостающую инфраструктуру – дорогу, электричество, газ (сумму в Управлении предпринимательства не уточнили).
Предприниматель за свой счёт закупил 200 коз.
О проекте очень много говорили, в том числе сам Бактыкожа Измухамбетов, который, кстати, обещал, что благодаря данному проекту в области будет много своего козьего молока.
Телемоста не было, равно, как и не было торжественного открытия козьей фермы.
Потому что проект скукожился, не успев развернуться, – на затягивание сроков его реализации, по словам Армана Жалмагамбетова, повлияли такие факторы как недостаточность оборотных средств, залогового обеспечения, изменение курса валют и прочее-прочее.
Маслозавод «Батыс Кунбагыс»
В декабре 2009 года в области с большим размахом был открыт маслозавод ТОО «Батыс Кунбагыс» в посёлке Пойма.
Вначале тоже был телемост, на котором премьер-министр Карим Масимов дал старт новому предприятию. Неделю спустя премьер приехал в ЗКО лично, чтобы осмотреть построенный маслозавод.
Общая стоимость проекта составила 2,45 млрд. тенге. Мощность – 7400 тонн масла в год. Планировалось, что на предприятии будут работать 150 человек, а в качестве сырья для производства будет использован подсолнечник, который руководство завода намеревалось скупать у местных фермеров.
При поддержке АО «Аграрно-кредитная корпорация» и АО «Агрофинанс» предприятие приобрело в лизинг чешское оборудование для производства подсолнечного масла.
Но подсолнечное масло под маркой «Премьера» от ТОО «Батыс Кунбагыс» появилось на городских рынках всего на несколько месяцев и пропало.
А в 2013 году неожиданно арестовали и осудили на 8 лет директора ТОО «Батыс Кунбагыс», по обвинению в хищении 339 миллионов тенге, выделенных государством на весенне-полевые работы по посадке того самого подсолнечника, предназначенного для переработки на производстве.
Несколько лет маслозавод простаивал, как пояснили в Управлении предпринимательства, из-за недостаточности оборотных средств и сырья. А в 2014 году его, вместе с обязательствами по кредитам, выкупила группа компаний «Белес-Агро».
Уже третий год здесь производятся пуско-наладочные работы, но, как отмечает Арман Жалмагамбетов, подсолнечное масло так до сих пор и не выпускают.
Тепличный комплекс ТОО «Коконис»
В 2010 году была начата работа по реализации ещё одного проекта, автором которого выступил экс-глава ЗКО Бактыкожа Измухамбетов – строительство тепличного комплекса площадью 10 гектаров в посёлке Новенький Зелёновского района, близ газотурбинной электростанции. Планируемая мощность производства теплиц – 1200 тонн овощей в год. Предполагалось, что отапливаться теплицы будут тепловой энергией, вырабатываемой ГТЭС.
— В рамках реализации проекта были проведены подготовительные работы, но, ввиду возникших разногласий между учредителями, реализация проекта была приостановлена, — лаконично изъяснил суть того, по какой причине теплицы так и не заработали, руководитель Управления предпринимательства.
В действительности же, причина того, что область так и не была завалена тепличными помидорчиками и огурчиками, была в том, что воплощать этот проект в жизнь Бахтыкожа Измухамбетов своим волевым решением «поручил» не фермерам, а … строительным фирмам.
Как потом объясняли сами руководители этих фирм, отказать акиму в воплощении его мечты они не могли, поэтому создали ТОО «Коконис» и начали «городить овощной рай».
За счёт собственных средств ТОО «Альтаир», «Алим», «СВ+», «Болашак-Т» построили 20 теплиц, расположенных возле поселка Новенький, проекты для их строительства также за свой счёт заказало к/х «Каркула».
Общие затраты на всё составили 250 миллионов тенге.
Но найти того фермера, кто выкупит эту громадину и начнёт снабжать область свежими огурцами в январские морозы, не получилось…
В 2013 году строители разобрали теплицы по частям и увезли их на свои производственные базы.
Откормочный комплекс «Кроун Батыс»
В том же в 2010 году был построен откормочный комплекс «Кроун Батыс» в посёлке Янайкино Зелёновского района. В аренду предприятию было выделено 118 гектаров земли. Как отметил Арман Жалмагамбетов, предприятие получило поддержку в виде льготного кредита через АО «НУХ «КазАгро». Общая его стоимость составила 3,5 млрд. тенге (70% из них – заёмные средства от государства). Мощность проекта – 8600 голов скота.
Презентуя проект ТОО «Crown Батыс», тогдашний председатель «КазАгро» Асылжан Мамытбеков громко заявил: «Мы сейчас с компанией «Кроун Батыс» прорабатываем вопросы концепции развития животноводческой отрасли в республике». Предполагалось, что откормочная площадка, выстроенная в соответствии с новыми технологиями, будет производить 2000 тонн говядины в год и обеспечит работой около 200 сельчан. Мраморную говядину с этого предприятия планировалось поставлять на экспорт.
На предприятие стали приезжать высокопоставленные гости – премьер-министр Карим Масимов, вице-премьер Крымбек Кушербаев. Местные жители шутили, что на время этих визитов в «Кроун Батыс» сгоняли скот со всех близлежащих сёл и районов – потому что своего молодняка на откорм в «Кроун Батыс» не было.
А в 2012 году финполиция ЗКО возбудила уголовное дело в отношении руководителя ТОО «Кроун Батыс» Евгения Алиева, по подозрению в незаконном получении госсубсидий на реализацию говядины, произведенной на откормкомплексе. Согласно материалам дела, сумма ущерба бюджету превысила 53 млн. тенге: 13,8 млн. из них бизнесмен получил за мясо, которое, якобы, поставлял в Россию, а 40 миллионов тенге – за завышенные по накладным объемы говядины, продававшейся в Уральске. Несмотря на то, что Алиев не признал своей вины, в ноябре 2013 года суд приговорил его к 3 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Через полгода меру наказания изменили на 2 года условно. Арман Жалмагамбетов сообщил «УН», что из-за недостаточности оборотных средств откормкомплекс работал на низкой загрузке. На данный момент эта производственная махина простаивает без работы.
Лакричный завод
Строительство завода по переработке солодкового корня в том же 2010 году начало ТОО «Licorice Kazakhstan» в поселке Кушум Зеленовского района. Стоимость проекта составила 558 млн. тенге. Окупаемость проекта должна была составить 4 года после запуска производства. Компания намеревалась выпускать 3 тысячи тонн экстракта солодки в год.
В планах лакричного завода был экспорт экстракта солодкового корня в форме густого экстракта, брикетов и сухого порошка в страны ЕС и США.
Проект успешно был запущен, ТОО «Licorice Kazakhstan» начало экспортировать экстракт солодки не только в пределах страны, но и в дальнее зарубежье.
Но, как значится на официальном сайте АО «НК СПК «Орал», «в конце 2013 года из-за отсутствия оборотных средств и недостатка сырья предприятие начало «хромать» – у него появились проблемы с выплатой кредита».
В СПК «Орал» пытались спасти предприятие от банкротства, как значится на том же сайте, искали инвестора для завода по переработке солодкового корня.
Но всё безуспешно.
Как сообщили «УН» в областном Управлении предпринимательства, из-за долгов по кредитам предприятие уже несколько лет простаивает.
Шиншилловая ферма
Осенью 2014 года снова в Таскалинском районе появилась ещё одна мощная идея – открыть ферму по разведению шиншилл.
Заниматься разведением пушистых зверьков планировал предприниматель из Семипалатинска Аскар Момытжанов.
— Проект предусматривал выращивание шиншилл и поставку шкур на обработку в Россию, — отметил Арман Жалмагамбетов. – В рамках проекта, предприниматель за счёт собственных средств закупил более 100 шиншилл, но из-за отказа российской стороной принимать планируемую продукцию, инициатором проекта было принято решение о нецелесообразности реализации данного проекта.
Государственной поддержки шиншилловая ферма не получила.
В итоге, ценный мех в ЗКО производить так и не стали.
Дальнейшая судьба 100 пушистых зверьков осталась неизвестной.
Людмила КАЛАШНИКОВА
Просмотров материала: 1 967