Сырьевые товары начали нащупывать точку опоры: сырьевой индекс Bloomberg Commodity повышается вот уже вторую неделю подряд. Это произошло после 10-процентного снижения, которое наблюдалось начиная с июня, когда все начали активно говорить о «торговой войне, ведущей к снижению темпов роста и объемов спроса».
Вот некоторые из основных факторов, обусловивших общий резкий рост, наблюдавшийся на прошлой неделе:
• Зерновые (3%): Жаркая и сухая погода в основных районах произрастания привела к повышению цен на пшеницу, в то время как 12 млрд долларов, выделенные правительством США на поддержку американских фермеров, пострадавших от повышения тарифов, и ожидающееся увеличение спроса со стороны Европы помогли стабилизировать цены на соевые бобы.
• Промышленные металлы (1,8%): Китай ввел новые стимулирующие меры, среди которых снижение налогов, реализация инфраструктурных проектов и смягчение требований по капиталу для некоторых банков.
• Энергия (2,4%): Цены на сырую нефть подскочили довольно резко, но при этом они, скорее всего, не выйдут за определенные рамки по причине озабоченности по поводу роста и влияния санкций против Ирана, которое компенсирует увеличение предложения со стороны основных поставщиков.
• США и Европа отложили введение новых тарифов после объявления «прекращения огня» в своей торговой войне.
• Резкий рост курса доллара, наблюдавшийся на протяжении нескольких месяцев, судя по определенным признакам, начал тормозиться.
• Продажи, осуществляемые хедж-фондами, судя по всему, должны приостановиться после урезания длинных позиций по 24 основным сырьевым товарам почти на 2/3 начиная с марта, в результате чего они достигли минимального уровня за 13 месяцев.
При этом одним из исключений стали драгоценные металлы, в первую очередь золото – учитывая наблюдающуюся в настоящий момент устойчивую корреляцию с курсом китайского юаня, который продолжает падать. Цены на серебро снижаются вот уже седьмую неделю подряд, и это худшая ситуация по еженедельным потерям почти за 18 лет. По «мягким товарам» типа сахара и кофе довольно ощутимо ударило возобновившееся снижение курса бразильского реала.
Цены на медь (HG) повысились первый раз за семь недель после 20-процентного падения, которое наблюдалось начиная с начала июня и привело к достижению минимальных показателей за целый год. Рассматриваемое повышение было обусловлено потенциалом новых инфраструктурных проектов в Китае, перемирием в торговой войне между США и Европой и трудными переговорами о повышении заработной платы на крупнейшем в мире медном руднике в Чили.
После потери почти половины прироста, достигнутого с 2016 г. по январь 2018 г., все эти факторы помогли стабилизировать цены на медь и промышленные металлы в целом. Улучшение фундаментальных и/или технических перспектив теперь в потенциале может привести к возобновлению закупок, особенно потому, что хедж-фонды не отказались от надежды на повышение цен и в настоящий момент удерживают самые большие чистые короткие позиции (сиреневая линия) почти за два года.
В зерновом секторе, судя по всему, началось оживление, двигателем которого является пшеница, поскольку многие важные регионы произрастания этой культуры, от Европы и бывшего СССР до Австралии, сообщают о весьма сложных условиях, вызванных засухой. Отсутствие дождей по всей Европе превратило зеленые пастбища в нечто напоминающее песчаные пляжи. В результате этого фермеры были вынуждены озаботиться заготовкой корма для скота на зиму, в результате чего в настоящий момент наблюдается повышение цен на пшеницу, поскольку покупатели стремятся покрыть/застраховать от потерь свои зимние потребности.
Благодаря этим факторам, европейский рынок пшеницы продемонстрировал весьма резкий рост: в Париже фьючерсы на мукомольную пшеницу впервые за три года начали торговаться на уровне выше 200 евро за тонну. Кроме того, этому поспособствовали упомянутые выше закупки и фундаментальная поддержка в виде дальнейшего снижения объемов урожая, а также начавшихся разговоров о том, что Россия может ввести ограничения на экспорт пшеницы, чтобы предотвратить повышение внутренних цен на хлеб.
На золото начала всё больше влиять его обратная зависимость от курса доллара. Говоря более конкретно, речь идет о китайском юане, поскольку продолжающаяся торговая война между США и Китаем в последнее время неуклонно снижала цену и юаня, и золота по отношению к американской валюте.
Как можно увидеть ниже, рассматриваемая корреляция становилась всё более заметной в течение последних нескольких месяцев: цены на золото постепенно снижались именно тогда, когда китайское правительство допускало снижение курса своей валюты, чтобы компенсировать отрицательное влияние, оказываемое на экономический рост КНР американскими тарифами на товары стоимостью много миллиардов долларов.
Факторы, оказывающие влияние на уровень доходности золота, меняются с течением времени. Хотя одним из основных «источников вдохновения» в рассматриваемом случае неизменно остается доллар, конкретная валюта, с которой соразмеряется его курс, постоянно меняется. Год назад мы наблюдали устойчивую положительную корреляцию доллара и японской иены, а также отрицательную корреляцию с реальной ставкой доходности в США, которая обеспечивала основную часть направленных капиталовложений.
Устойчивый рост экономики США во втором квартале постоянно поддерживал объемы товарных запасов и относительную стабильность дохода по облигациям. Впрочем, определенное влияние на эту ситуацию может также оказать воздействие повышения торговых тарифов, цен на бензин и стоимости привлечения средств, которое начинает ощущаться во втором полугодии.
Кроме того, расширение торговой войны, которая еще больше сокращает перспективы роста, скорее всего, приведет к тому, что Федеральный комитет открытого рынка еще больше повысит процентные ставки. Подобный сценарий, вероятно, нанесет определенный удар по доллару, так как в данном случае прекратится расширение процентного разрыва между ним и другими валютами.
Золото опять торгуется в диапазоне от 1200 долларов за унцию, который уже обеспечивал поддержку в прошлом и представляет собой 50-процентную коррекцию резкого роста на 329 долларов за унцию, наблюдавшегося в период с декабря 2015 г. по июль 2016 г. Впрочем, для сохранения данного уровня укрепление доллара, несомненно, должно приостановиться или повернуть вспять, особенно в отношении юаня, о чем уже было особо сказано выше.
Наплыв предложений на продажу со стороны фондов может также начать замедляться после того, как они сосредоточили в своих руках рекордное количество валовых коротких позиций. Благодаря этому, золото находится в более выгодном положении для реакции на наблюдающееся пока отсутствие новостей, которые могли бы поспособствовать повышению цен.
Наблюдавшееся в начале июля снижение цен на сырую нефть марки Brent с 80 долларов за баррель, судя по всему, на данный момент исчерпало себя. Столь резкую коррекцию вызвало сочетание новостей, влияющих на потенциальные перспективы спроса и особенно на краткосрочные перспективы предложения.
Напряженность в сфере торговли, нараставшая в течение последних трех месяцев, вызывала всё большую обеспокоенность по поводу возможности отрицательного воздействия этого процесса на глобальные темпы роста и объемы спроса, особенно в развивающихся странах, которые и так находятся в весьма сложной ситуации, вызванной укреплением доллара и одновременным повышением стоимости обслуживания долларового долга.
Вероятно, наибольший ущерб при этом был нанесен перебоями в поставках из таких стран как Ливия и Канада, а также сообщениями о том, что три члена ОПЕК и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт) уже начали наращивать объемы добычи и экспорта. Несовпадение моментов, когда эти дополнительные баррели будут выброшены на рынок и когда они действительно будут нужны – немного позже, когда начнет сказываться воздействие американских санкций против Ирана, помогло создать на рынке временную ситуацию избыточного предложения.
Недавние изменения, представленные на четырех схемах: Увеличение объемов предложения со стороны основных членов ОПЕК и России, оказало понижающее воздействие на цены на нефть марки Brent (глобальный ориентир), в результате чего фьючерсный спред ближайшего месяца поставки вернулся к ситуации контанго. Это привело к расширению закрытия длинных позиций со стороны хедж-фондов, которые обычно держат основную часть своих нефтяных рисков в наиболее ликвидных контрактах в начале кривой.
Что же касается нефти марки WTI, то она продемонстрировала намного менее существенное сокращение спекулятивных длинных позиций, учитывая увеличение депорта, вызванное продолжающимся уменьшением товарных запасов в Кушинге, штат Оклахома, который представляет собой важный центр хранения и поставок для фьючерсов на сырую нефть марки WTI.
Как мы уже отметили в недавно опубликованном Прогнозе на третий квартал, сырая нефть марки Brent, скорее всего, пока закрепится в диапазоне от 70 с небольшим до 80 с небольшим долларов за баррель. С точки зрения снижения цены ситуация выглядит спокойно в связи с рисками поставок, сохраняющимися невзирая на рост добычи со стороны некоторых членов ОПЕК и России. Что же касается повышения цены, то, как выяснилось, 80 долларов США за баррель – это весьма крепкий орешек, а разговоры о «торговой войне, ведущей к снижению темпов роста и объемов спроса», скорее всего, будут по-прежнему обеспечивать весьма ограниченный аппетит к покупке ниже этого уровня.
Также нам не стоит игнорировать дополнительные политические инициативы, направленные на предотвращение резкого роста рынка. Согласно недавним опросам, президент США Дональд Трамп столкнулся с определенным сопротивлением в преддверии промежуточных выборов, которые пройдут в ноябре. После связанной с изменением торговых тарифов резкой распродажи основных сельскохозяйственных культур типа соевых бобов и кукурузы, которая ударила по всем его избирателям, последнее, что ему нужно – это новый скачок цен на бензин. В этой связи нельзя исключать принятия в США политического решения выбросить на рынок сырую нефть из своих стратегических запасов.
Если применить принцип Фибоначчи для измерения того, насколько нынешнее оживление может изменить цену, мы обнаружим, что краткосрочный потенциал повышения находится примерно в диапазоне от 75,35 до 76,33 долларов за баррель.
Оле Хансен, глава отдела стратегий SaxoBank на товарно-сырьевом рынке
Просмотров материала: 1 263