Интенсивное технологическое развитие современного общества диктует новые требования к средствам массовых коммуникаций. О том, какие задачи сегодня приходится решать СМИ, рассказывает в интервью газете "Казахстанская правда" вице-министр информации и коммуникаций РК Нургуль Мауберлинова.
Сегодня эксперты в один голос говорят, что журналистике уже никогда не быть прежней – высокая скорость передачи данных, массовая гаджетизация общества и в целом развитие новых технологий обуславливают серьезную трансформацию глобальных медиа. В чем, на Ваш взгляд, выражаются плюсы и минусы таких процессов?
- Безусловно, озвученные Вами тренды серьезно изменили все сферы жизнедеятельности современного общества, и сфера СМИ не является исключением.
Рассуждая об основных плюсах данного процесса, следует отметить следующие положительные тенденции.
Во-первых, это потеря монополии на информацию традиционными СМИ: сегодня у граждан появился огромный выбор в части источников новостей. А это значит, что развивается плюрализм мнений, повышается транспарентность и открытость многих процессов.
Сегодня ньюсмейкером может стать каждый, у кого есть смартфон и доступ к интернету, благодаря чему мы получаем новости молниеносно, непосредственно с места событий.
Кроме того, повышается так называемый индекс Е-участия, когда население посредством новых медиа активно подключается к обсуждению самых значимых социально-политических вопросов. Сегодня как никогда роль общественного мнения сильна и осязаема.
В свою очередь, конкурируя с социальными сетями, традиционные СМИ вынуждены постоянно развиваться и внедрять новые форматы. Сегодня подавляющее большинство из них открывают интернет версии, аккаунты в социальных сетях, Youtube и телеграмм каналах.
Во-вторых, новые медиа стали барометром общественных настроений, позволяют лучше любого социологического исследования изучить и проанализировать ключевые потребности граждан, их настроения, получить обратную связь.
Для государства этот инструмент бесценен, и постепенно госорганы осваивают его.
Что касается самих СМИ, журналисты также имеют возможность анализировать комментарии, выстраивать каналы обратной связи, оперативно реагировать на запросы аудитории и, соответственно, формировать необходимый контент.
Сегодня медиа перестают быть просто поставщиками информации и все больше занимаются её переработкой... Подобный тренд отчетливо прослеживается в стремлении дать исчерпывающий ответ аудитории на конкретный вопрос, а не просто констатировать факты.
Касательно основных минусов, это, прежде всего, проблема использования новых медиа в целях пропаганды терроризма, экстремизма, суицидального поведения, онлайн-мошенничества и так далее.
Контролировать выход такого контента с каждым днем все сложнее и сложнее. С этой целью государства по всему миру находятся в постоянном поиске автоматизированного решения по мониторингу и удалению противоправной информации.
Кроме того, остро встала проблема распространения ложной и недостоверной информации. Сегодня один твит может вызвать панику странового масштаба. Хорошо спланированная информационная атака может запросто обвалить акции крупнейших компаний.
Конечно, мы как государство должны на это реагировать, выводя вопрос в правовое русло. По этому пути идет весь развитый мир.
Показательны в этом ключе жесткие меры властей США в том числе в отношении Фейсбук. Или вот президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал до конца года разработать проект закона о противодействии ложным новостям. Очень жесткие меры по борьбе с фейками в соцсетях имеются в Германии, Испании.
Самые развитые демократии мира идут по пути законодательного регулирования распространения фейковых новостей.
Казахстан в этом вопросе не стал исключением. В прошлом году были внесены изменения в действущее законодательство в сфере СМИ, которые направленны на нераспространение ложной информации.
При этом для себя мы четко понимаем, что в этом вопросе мы должны соблюдать баланс между свободой слова и правом граждан на получение достоверной информации.
- Вы действительно считаете, что законодательное регулирование способно решить этот вопрос?
Бороться с фейками только законодательными методами явно недостаточно — тем более что здесь есть тонкая грань, о которой я упомянула выше.
Для себя мы видим несколько решений.
Во-первых, это повышение культуры потребления информации и медиаграмотности.
При наличии этих факторов нам уже не будут нужны десятки сайтов с опровержениями, плагины для браузера или пометки «фейк» к постам в соцсетях. И мы должны понимать, что это один из ключевых навыков человека в современном мире.
Так, если раньше важным было умение найти информацию, то сегодня с каждым днем и часом становится все более и более важно ее отфильтровать и критически осмыслить.
Не менее важен вопрос соблюдения журналисткой этики.
Мы сегодня наблюдаем, как Интернет-журналистика поставила нас перед вызовами этического характера: плагиат, анонимность, ложные источники информации, также повсеместно сталкиваемся с оскорблениями в комментариях.
- В своем Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства особо подчеркнул значимость развития кадрового потенциала. Какие новые проекты планируются или уже реализуются в данном направлении?
- Да, Глава государства справедливо отметил, что человеческий капитал – это основа модернизации. Вместе с тем, профессиональный рост журналистов является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности отечественных СМИ, фундаментом модернизации информационного пространства.
Можно много и долго говорить о компетенциях, их развитии и так далее, но самое главное, что современный журналист должен быстро адаптироваться к постоянным изменениям.
Что касается проектов, то их достаточно много.
Ежегодно для региональных журналистов, сотрудников пресс-служб центральных государственных и местных исполнительных органов проводятся семинары по повышению квалификации.
На базе «Қазмедиаорталығы» с 2013 году функционирует «Медиа школа», где на постоянной основе проводятся лектории и мастер - классы по обучению журналистов республиканских СМИ.
Отдельно хочу выделить специальные проекты, направленные на стимулирование развития отечественной журналистики - премии «Тумар» и «Уркер», медиа-неделю «Astana media week», а также форум региональных СМИ.
В этом году второй раз пройдет медиа-неделя «Astana Media Week». Это - отраслевой форум для формировании тесных партнёрских связей между журналистами, медиа-холдингами, СМИ и отраслевыми министерствами не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатскогого региона.
Площадка, где проходит обмен мнениями и опытом, обсуждение проблемных вопросов, налаживание контактов с потенциальными партнерами и поставщиками.
Кроме того, для подготовки будущих журналистов, налажено партнерство с кафедрами журналистики отечественных вузов. Так, с текущего года реализуется проект «Professional Media Development», направленный на организацию обучающей среды для студентов факультетов журналистики в редакциях ведущих СМИ Казахстана.
В рамках партнерства между представителями медиа рынка и академической среды в канун Дня информации и связи совместно с Министерством образования и науки РК проведено межведомственное совещание по вопросам развития медиа образования.
В ходе встречи представители журналистской отрасли, НПО и работники ВУЗов обсудили текущую ситуацию на медиа рынке страны. Думается, что прошедшая встреча будет способствовать консолидации усилий всех заинтересованных лиц в повышении качества подготовки специалистов медиа отрасли.
И, наконец,Министерством начата работа по разработке современных профессиональных стандартов для работников средств массовой информации. Безусловно, это позволит сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы подготовки кадров медиа отрасли и использовать ее в ходе составления образовательных программ для обучения будущих журналистов.
- В век информационных технологий традиционные версии газет заметно сдают свои позиции перед Интернетом, как каналом коммуникации. Все больше эскпертов и медиа аналитиков предрекают исчезновение печатных СМИ. Что Вы думаете по этому поводу?
- Вы знаете, не так давно все эксперты один голос предрекали смерть телевидению, говоря, что оно просто не сможет конкурировать с видео контентом в сети Интернет.
Однако прошло время, а ТВ по-прежнему является ключевым источником информации для населения. Опросы это наглядно подтверждают. Кроме того, телевизионная индустрия смогла освоить возможности Интернета и сегодня смарт-ТВ переживает настоящий бум.
Все зависит от подходов и отношения к новым трендам – конечно, если воспринимать новые технологии в штыки, уподобляясь луддитам 19-го века, то ничего путного из этого не выйдет.
Другое дело, если воспринимать Интернет как инструмент, возможность наращивать аудиторию, диверсифицировать способ донесения своей повестки до граждан…
Хорошим примером того как, печатные СМИ, используя новые технологии, расширяют свою аудиторию и возможности, является американская ежедневная газета «New York Times». Национальное издание имеет цифровую версию, мобильное приложение, а также использует для подготовки редакционных материалов видеоигры.
Газета не только смогла адаптироваться к новым реалиям цифрового мира, но и полноценно использует все возможности, предлагаемые новыми технологиями. Передовой опыт таких изданий позволяет с уверенностью заявить, что век информационных технологий не только представляет определенные вызовы для традиционных СМИ, но и несет огромные возможности для развития медиа отрасли в целом.
В целом, говоря о процессе трансформации отечественной журналистики следует четко понимать, что данный процесс требует консалидации всех усилий, как со стороны государства так и самого журналистского сообщества.
Просмотров материала: 1 839