В постах моих коллег про недавнюю поездку казахстанских журналистов в Польшу увидела несколько комментариев о том, что эта страна должна платить Казахстану дивиденды за то, что так успешно зарабатывает сейчас на яблоках. Отечественные комментаторы - экономисты считают это логичным, поскольку Казахстан является прародителем яблок в мире, а значит теперь его жители могут, не вставая из-за стола или дивана пользоваться этим преимуществом. Свои то яблоневые сады мы вырубили, почему бы не позарится на те, которые холили все эти годы? Польским коллегам я это переводить не стала, они б не поняли странных требований, потому что яблоки там – это вымученный столетиями бренд.
Сегодня Польша по данным Евростата собирает в год в среднем по 3-4 млн. тонн яблок, их экспортируют в 75 стран мира. Основными потребителями являются государства ЕС, Беларусь, Казахстан - к нам поставляют 78 тысяч тонн яблок в год, и каждый раз год объемы увеличиваются на 30-40%. После эмбарго России полякам пришлось осваивать новые рынки в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Среди экспортных направлений теперь Египет, Иордания, Индия, Монголия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Вьетнам, а также Китай.
- В сезоне 2016-17 фрукты экспортировались в 75 стран, в то время как до эмбарго - в 59, - рассказал директор компании "Eurosad" Ян Ковач, -Нет худа без добра, стали соки производить, сидр, концентраты.
- Почему в Польше именно яблоки стали основным экспортным товаром?
- Польша очень удобное для них место, здесь тёплая зима до - 5 градусов и не жаркое лето до +30 градусов с высокой влажностью, нет резких колебаний температур и длительных весенних заморозков. Выращивают яблоки тут столетиями, традиции переходят от прадедов, к дедам, отцам, детям, внукам, постоянно в этой области развиваются новые технологии.
И самое главное мы научились выращивать не яблони, а яблоки - польские деревья с человеческий рост, а фруктов там как гроздей винограда. Мы собираем 80 тонн с одного гектара, для сравнения мне говорили, что в Казахстане это 30 тонн. На одном гектаре в нашем хозяйстве четыре тысячи деревьев, с одного дерева снимаем в среднем 20 кг яблок. Конечно, есть заболевания, например, яблочная гниль, но в целом мы научились сохранять урожай.
- И как вы это делаете, во многих СМИ пишут, что польские яблоки вредны для здоровья.
- Сразу хочу сказать, что мы работаем по очень жестким критериям Евросоюза, и если бы в наших яблоках было что-то вредное неэкологичное, нам бы не дали возможность экспортировать. Мы для сохранности яблок делаем фреш-обработку, благодаря которой они могут минимум полгода хранится. Smart fresh - это блокировка действия рецепторов плодов с помощью холода и отсутствия воздуха.
Но, конечно, это еще и круглогодичная работа, начиная с заботы о деревьях. Селекция у нас в стране на высоком уровне - каждые 4 - 5 лет на рынке появляются новые, усовершенствованные сорта, опять же отвечающие всем европейским требованиям к качеству.
Деревья мы сажаем очень близко на расстояния 70 см, полив осуществляется с помощью капельного орошения. Деревья штамбовые (без побегов) обдираем от веток по два раза в год, крону тоже формируем низкой, корни короткие.
В наш приезд на ферму со склада как раз грузили яблоки для Караганды, только отсюда с "Eurosad" ежегодно к нам отправляют по тысяче тонн фруктов.
- В Казахстане любят, чтобы яблоки не были маленькими и обязательно красными, в каждой стране есть свои особенности.
- А сами поляки едят свои яблоки?
- Мы едим все сорта яблок, которые выращиваем, потому что они вкусные. И, наверное, бренд страны сначала рекламируют люди его создавшие - Польша ассоциируется с яблоками и было бы странно нам самим их не есть.
А еще бренд Польши – это косметика, но ее к сожалению в Казахстан поставляют не так много, как яблоки, только с помощью мелких посредников. Как тут признались производители, Казахстан такая интересная страна, за маржу ниже 50% никто у нас с места не поднимется.
Между тем в Польше более четырехсот компаний, которые занимаются производством косметики, даже очень редкой, например - жемчужная ванна для ног, сухой шампунь, крема для тех, кто перенес химиотерапию, интим-косметика, антиседин для мужчин, краска для усов и бороды, краска со всеми кисточками и гелями для бровей и ресниц.
Очень была удивлена, что в Польше нет женщин с тату-бровями и наращёнными ресницами, это тут два года назад вышло из моды. Эффект достигают более щадящими методами - усовершенствованными красками, кремами и кистями.
- Сейчас гораздо проще у нас развивать косметический бизнес, главное иметь идею, государство во многом помогает, моя компания работает на территории СЭЗ, без налогов- рассказал владелец Delia Юзеф Шмих.
Двадцать лет назад он основал компанию Delia, начинал тогда с одного работника – себя и выпускал белую хну, осветлитель волос для блондинок. Сегодня его марка – это более 2 тысяч наименований.
- Кода я начинал не было интернета, патентов на авторское право, все делалось на ходу, название я нашел в каком-то словаре, понравилось слово удобное для всех, а сейчас можно рекламировать в социальных сетях и начинать продавать не большими партиями. Основные покупатели косметики – это женщины, а значит нужно делать красивый товар, эффективный, ароматный, приятный, универсальный, разнообразный, удобный, учитывать все потребности покупательниц. Иногда их понят очень сложно, берет пудру потому что она хорошо пахнет и не падает из рук, а лак, потому что не стирается неделю. Наши сотрудницы – это женщины, потому мы на стаhте знаем все недостатки и тут же их исправляем.
- На ком вы испытываете свою косметику?
-У нас 4 лаборатории, где тестируют продукцию сами наши сотрудницы. Мы в ЕС, а тут если пишешь, что ресницы вырастут через три недели, значит это должно быть так на самом деле, и мы обязаны предоставить исследования, в противном случае мы получим штраф, который нас разорит.
- По тем не большим поставкам через посредников, можете сказать о казахстанских женщинах, что они предпочитают?
- В Казахстане в тренде масс-маркет, берут все, особенно новинки – краски, крема, декоративную косметику, средства для ногтей. То есть тут нельзя сказать о какой- то национальной особенности, как например, в арабских странах и Турции, они в большей степени покупают у нас эротические крема, причем для мужчин.
- Как полякам удается конкурировать с раскрученными брендами той же Франции например?
- Качеством и ценой. Мне кажется в нашем бизнесе важна идея, сделать что-то первыми. Я в свое время, обычный химик с фармзавода, придумал белую хну. Жаль, что тогда не смог сделать патент на это - не до того было, мои первые поставки шли фурами в Россию и СНГ.
Сейчас мы работаем более точечно, разнообразно, постоянно изучаем потребности рынка, что-то снимаем с производства, что-то запускаем, созданная империя уже не может останавливаться. А потребители пробуют, оценивают и делают предпочтения. Польская косметика существует много лет и это тоже ведь показатель.
Опыт поляков для нас– хороший урок, они ведь тоже 25 лет назад вышли из одного с нами соцлагеря. Но тогда они не стали искать, как бы заработать не работая, а начали трудится. Конечно, не без помощи денег Евросоюза, но так у них и нефти с прочими дорогими полезными ископаемыми нет, как у нас.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 6 958