На открытии сессии предыдущего созыва Парламента 1 сентября 2011 года, Главой государства было дано поручение Правительству оптимизировать систему проверок предпринимателей, путем освобождения субъектов частного предпринимательства от проверок в течение первых 3-х лет с момента их создания.
В 2012 году, в реализацию данного поручения правительством были инициированы и приняты поправки в Закон «О государственном контроле и надзоре», предусматривающие запрет на проведение плановых проверок, но только в отношении субъектов малого предпринимательства в первые три года деятельности.
Депутаты фракции ДПК «Ак жол» поддерживают проводимую в этом направлении работу. Однако мы считаем необходимым обратить внимание на то, что в поручении Главы государства говорилось об освобождении от проверок в течение первых 3-х лет деятельности не только малого бизнеса, а всех субъектов частного предпринимательства.
Это замечание является крайне важным, поскольку малый бизнес сосредоточен в основном в сфере торговли и услуг, тогда как производственный сектор по объективным причинам, связанным со стоимостью оборудования, необходимых зданий и сооружений, а также производственной инфраструктуры – не вписывается в рамки малых предприятий и начинается с уровня средних компаний.
При этом в Стратегии развития до 2050 года отмечено, что (цитирую): «Задача сегодняшнего дня – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних», а поэтому необходимо «Поощрять стремление малого и среднего бизнеса…, создать систему их поддержки и поощрения».
В дополнение к сказанному нужно учесть, что у наших партнеров по Таможенному Союзу – Российской Федерации и Беларуси на законодательном уровне осуществляется поддержка не только субъектов малого, но и среднего предпринимательства. В этих странах действуют специальные Законы о поддержке как малого, так и среднего бизнеса (в России - Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», в Беларуии - Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства»).
Относительно поручения Президента о запрете проверок вновь созданных предприятий, партия «Ак жол» обращается к логике данной инициативы. Очевидно, что одной из основных причин этого поручения Президента послужила растущая коррупциногенность проверок бизнеса, прежде всего - в сфере налоговой отчётности, необоснованные штрафы и давление по малейшему формальному поводу.
Однако налоговым кодексом предусмотрена возможность провести проверку предприятия и через пять лет после отчётного периода, в связи с чем практическое значение запрета на проверки в течение первых 3-х лет в значительной степени обесценивается.
В этой связи, ДПК «Ак жол» сразу же после указанного поручения Президента в сентябре 2011 г. заявила, что считает целесообразным не только запретить проверки, но и полностью освободить малый и средний бизнес от налогов на тот же 3-летний период с момента создания предприятия, путём введения т.н. «налоговых каникул».
К сожалению, не только отечественная, но и международная практика показывает, что в первые годы не выдерживают давления и прекращают свою деятельность большинство вновь созданных малых и средних предприятий. Поэтому отмена их налогообложения не приведёт к каким-либо заметным потерям для бюджета. С другой стороны, освобождение начинающегося бизнеса от налогов повысит его «выживаемость» и позволит выращивать больше новых компаний в различных отраслях экономики.
Насколько нам известно, аналогичные подходы применяются в США, Китае, Германии и других странах с успешным малым и средним бизнесом, где срок освобождения новых предприятий от налогов доходит до 5 лет.
Буквально на днях и российский Президент, в ежегодном послании федеральному собранию поручил ввести двухлетние налоговые каникулы для новых предприятий, работающих в производственной и социальной сферах. При этом он привёл тот же самый довод, о котором говорим мы последние три года: что речь идёт о новых предприятиях, которых «…пока просто нет, а значит - не будет и выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий – такие доходы появятся» (конец цитаты).
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал аналогичное по содержанию поручение ещё два с половиной года назад, но вместо его исполнения но и по смыслу и духу, правительство урезало предлагавшиеся подходы и реализовало данное поручение в усечённом виде, которое оставляет за бортом производственный бизнес и позволяет налоговикам вернуться к указанному периоду задним числом.
Партия «Ак жол» считает недопустимым формальное отношение к исполнению поручений Главы государства, которое приводит к подобным искажениям их смысла и потерям времени.
Мы также призываем правительство со всей серьёзностью относиться к таким инициативам наших соседей по Таможенному союзу, поскольку до сих пор именно более либеральная налоговая политика являлась одним из немногих конкурентных преимуществ казахстанских предпринимателей в этом объединении. Но сегодня в России либеральные подходы в налоговом администрировании начинают опережать нашу практику: там давно отказались от статьи за лжепредпринимательство, определён орган, обладающий правом толкования норм налогового законодательства, теперь вводится режим налоговых каникул. Кроме того, Россия уже обошла Казахстан в вопросе по налоговым спорам, где у нас действует срок давности 5 лет, тогда как в России – 3 года. Это значит, что российские предприятия уже сегодня меньше подвержены давлению и манипуляциям налоговых органов. Отставание в этих вопросах может очень дорого обойтись казахстанскому бизнесу.
На основании вышеизложенного, партия «Ак жол» просит правительство рассмотреть вопросы:
1) о введении запрета на проверки в первые 3 года деятельности не только для малого, но и для среднего бизнеса;
2) о введении для указанных категорий малых и средних предприятий налоговых каникул на аналогичный период;
3) о сокращении срока исковой давности по налоговым спорам с 5 до 3 лет.
Уверены, что реализация данных инициатив способна сыграть важную роль в придании предпринимательству массового характера и в поддержке конкурентоспособности казахстанского бизнеса в рамках Таможенного союза и других интеграционных объединениях, включая ВТО.
Просмотров материала: 2 727