На пленарном заседании Сената парламента РК министр национальной экономики Тимур Сулейменов выступил с докладом по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности». Пресс-секретарь ведомства Самал Ибраева обнародовала доклад министра на странице в facebook.
"Вашему вниманию представляется проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», разработанный с участием бизнес-сообщества во исполнение поручений Главы государства по кардинальному улучшению и расширению бизнес-среды, данных в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года.
Законопроектом вносятся порядка 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов.
С учетом проводимой политики по дерегулированию и снижению издержек бизнеса, устранению административных барьеров и стимулированию развития предпринимательства Законопроект разработан по следующим направлениям:
1) реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности;
2) регулирование информационных инструментов;
3) реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором;
4) фронтальное снижение издержек бизнеса;
5) выявление и исключение норм, препятствующих конкуренции;
6) совершенствование механизма выявления и пресечения ценовых и тарифных сговоров;
7) улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business».
Позвольте коротко доложить о них.
Первое, реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности.
Данное направление является ключевым направлением законопроекта и предусматривает концептуальное изменение системы государственного контроля и надзора. Взамен проверок, осуществляемых по выборочному порядку, внедряется новый институт профилактического контроля.
Отличием от действующей системы проверок будет являться профилактика и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства.
В свою очередь, профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля будет осуществляться на основе оценки рисков, их регистрацией в органах прокуратуры, уведомления субъекта проверки. По итогам такого контроля выдается предписание об устранении нарушений.
При этом в случаях выявления грубых нарушений по результатам профилактического контроля и надзора с посещением, за государственным органом будет сохраняться право проведения повторной уже внеплановой проверки в целях перепроверки устранения выявленного в ходе профилактического контроля нарушений.
В результате мы делаем большой шаг вперед по изменению общественного сознания, который позволит выстроить партнерские взаимоотношения с предпринимательством и коренного изменения ментальности и поведения устоявшейся системы государственного контроля и надзора.
Это, несомненно, позволит снизить издержки и давление относительно предпринимателей, связанные с отвлечением его от основной его деятельности, что, соответственно, снизит коррупционные риски.
Также, исключаются 20 сфер контроля из имеющихся сегодня 114 сфер и 108 из 544 контрольных функций. В данном случае хочу отметить, что основной причиной их исключения является дублирование и отсутствие эффективности при их осуществлении. Поэтому безопасность потребителей будет обеспечена на должном уровне.
Наряду с этим, исключаются статьи и компетенции уполномоченных органов на возбуждение административных дел по 47 статьям Кодекса об административных правонарушениях.
Второе, регулирование информационных инструментов.
Сегодня бизнес обременен большим количеством информационных инструментов, то есть законодательно установленной обязанностью по сдаче различной отчетности, направления информации, в том числе в форме справок, сведений, выписок, деклараций, уведомлений и иных заполняемых документов.
При этом зачастую данные формы являются весьма объемными, отсутствует какая-либо регламентация их заполнения, что, конечно же, является одной из самых значимых нагрузок на бизнес.
В рамках данного направления пересмотрено понятие информационных инструментов, виды и критерии их определения.
В целях обеспечения прозрачности и четкой регламентации предусматривается законодательное закрепление перечня информационных инструментов, а любое дополнение данного перечня будет возможно только после проведения АРВ и одобрения Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан.
Таким образом, все информационные инструменты и порядок их представления будут четко регламентированы, а их количество только на первом этапе реформы планируется сократить на 30 %(сегодня выявлено более1600 информационных инструментов). В последующем планируем проработать возможность автоматизации процессов их предоставления.
Третье направление предусматривает реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором.
Законопроектом предлагается впервые урегулировать деятельность субъектов естественных монополий и квазигоссектора по оказанию услуг для физических и юридических лиц, которые носят обязательный, зачастую разрешительный характер и осуществляются в порядке и на условиях определяемых самими субъектами, причем иногда на платной основе. Соответственно бизнес несет определенные затраты.
Таким образом, Правительство будет утверждать перечень таких услуг, сегодня их выявлено порядка 75, а МНЭ утверждать порядок их оказания и осуществлять контроль за их оказанием.
В результате, будет обеспечена защита прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора.
Четвертое и пятое направления предусматривают фронтальное снижение издержек бизнеса, а также выявление и исключение норм, препятствующих конкуренции.
Данный блок поправок содержит точечные поправки, направленные на:
- сокращение непроизводственных затрат предпринимателя в различных сферах, включая техническое, экологическое, антимонопольное регулирование, земельные отношения, естественные монополии;
- улучшение бизнес-климата в стране посредством создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции без рисков нанесения ущерба интересам общества и обеспечению национальной безопасности.
Для выявления издержек, которые несет на сегодня предприниматель, проведена большая экспертно-аналитическая работа и опрос НПП «Атамекен» в регионах.
Шестое направление предусматривает совершенствование механизма выявления и пресечения ценовых и тарифных сговоров.
Вводится запрет на координацию деятельности поставщиков закупок, участников торгов, если эти действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. За нарушение данного запрета предусматривается штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение в течение года – 150 МРП.
Кроме того, предусмотрено усиление полномочий антимонопольного органа при проведении антимонопольных расследований путем закрепления возможности для проведения фото-, аудио-, видеозаписи, осмотра предметов, электронных и бумажных документов и других носителей информации, находящихся в помещении и на территории объекта расследования, истребование объяснений у объектов расследования и иных заинтересованных лиц.
Последнее направление – это улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business».
В целях достижения задачи поставленной Главой государства по вхождению в первую 30-ку стран в рейтинге «Doing Business» Правительством проводится системная работа по улучшению делового климата в стране и позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка.
В рамках данной работы проектом Закона предусмотрен 6 пакет реформ для улучшения условий ведения бизнеса по 8 индикаторам рейтинга.
В целях сокращения операционных издержек бизнеса и продолжения реформ по исключению требования печати предлагается введение запрета государственным органам и финансовым организациям требование печати на документах субъектов частного предпринимательства.
Сегодня подача документов в суд может осуществляться в электронном формате, и весь судебный процесс оснащен необходимыми средствами аудио и видеозаписи. Однако необходимо законодательно закрепить порядок применения таких технических средств.
В этой связи, соответствующее структурное подразделение Верховного Суда наделяется компетенцией по определению порядка подачи документов в судебные органы в электронном формате и применение технических средств в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, в сфере строительства будет усовершенствован принцип «одного окна» в части экологической экспертизы проектов в составе комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства.
Регламентируется порядок профилактического контроля и надзора с посещением объекта строительства.
Вводится положение единого архитектурного стиля для городов, а также в целях исключения излишних согласований в местных исполнительных органах эскизных проектов, генеральных планов объектов при выдаче технических условий вводиться порядок разработки проектов детальной планировки.
В случае наличия у заказчика соответствующего права на землю местным исполнительным органам запрещается требование дополнительного решения.
Также, в целях последующего объединения земельного и правового кадастра предлагается передать функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Министерства юстиции в Государственную корпорацию «Правительство для граждан»".
Просмотров материала: 1 853