Любая реформа должна быть не только продумана, обоснована, но и экспертами соответствующих ведомств должны просчитаны ее результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также ее влияние на другие сферы. В области образования анализ нововведений вдвойне актуален и важен, потому что от их результатов зависит не только судьба школьников и студентов, но в целом экономическое развитие страны.
НИШ: без коррупции и ЕНТ
С советских времен были специализированные школы, те же физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков и т.д. Первые Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) появились в стране 10 лет назад, и за это время они в известной мере оправдали надежды, которые возлагались на них. Многие вузы рады абитуриентам из НИШ – нишевские студенты показали неплохой уровень по учебе.
В конце прошлого года между руководством АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Казахстанско-британского технического университета был заключен меморандум о сотрудничестве. В нем было достигнуто соглашение о том, что с нового 2018-2019 учебного года КБТУ принимает выпускников НИШ, поступивших в этот вуз, на второй курс. Это признание высокого уровня НИШ. Вслед за КБТУ такое решение могут принять и другие вузы – имеются отдельные предварительные соглашения.
В Назарбаев Интеллектуальных школах удачно внедряется программа «Триединство языков» в силу ориентации на западную систему образования с английским языком и известной автономностью; ряд предметов преподается на казахском, русском и английском языках, ученики сдают международный экзамен. НИШ имеют интегрированную образовательную программу. В ее разработке принимали участие педагоги и партнеры из международного экспертного совета Кембриджского университета.
Выпускники НИШ, как и выпускники казахско-турецких лицеев (КТЛ), показали хорошие результаты по учебе, и многие вузы с удовольствием принимали их; немало их и в зарубежных университетах. Система НИШ заметно отличается от обычных школ – в них нет коррупции, «блата-свата», сбора денег с родителей, лишних учебных предметов; есть справедливая оценка успеваемости, раскрытие лидерских способностей, таланта каждого.
К тому же в эти школы поступают на основе большого конкурса лучшие ученики страны. Нишевцы обеспечиваются бесплатной школьной одеждой, бесплатным трехразовым питанием, учатся в новых просторных зданиях.
На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ. ЕНТ отнимает много времени у школьников в обычных школах и значительно снижает качество знаний.
Дефицит квалифицированных педагогов
Конечно, НИШ – относительно новый проект и может иметь недостатки. В частности, имеется дефицит компетентных специалистов. Например, в программах НИШ заявлено развитие лидерских качеств, командного духа, аналитического дара учеников и т.д. Оказалось, трудно сплотить команду из вчерашних отличников учебы – нужен, условно говоря, куратор-отличник, а таковых совсем мало, не говоря об отсутствии опыта такой работы в обычных школах, откуда идет набор преподавателей для НИШ.
И на практике эти заявленные качества трудно прививаются из-за дефицита педагогов, способных это осуществить. Да и в целом преподаватели НИШ показали невысокий уровень знаний.
Об этом заявила председатель правления АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова о наблюдениях, полученных в ходе конкурсного отбора преподавателей в НИШ, когда оценивались их знания по профильному предмету. Процедуру прошли 7 тысяч учителей. По словам Шамшидиновой, всего 5% учителей по элементарному тесту ответили на все 25 вопросов.
При этом почти 70% тестируемых педагогов не смогли набрать пороговые 13 баллов. При этом Шамшидинова заявила, что большинство учителей почти не читают книги. К примеру, учителя по казахской литературе на собеседовании не смогли прочесть ни одного стихотворения из школьной программы. Пожаловалась глава НИШ также и на плохое знакомство учителей с компьютерами.
Простое тестирование показало не только невысокий уровень знаний этих кандидатов. Возможно, работать изъявили желание не самые лучшие учителя из обычных школ. Ведь заработная плата в НИШ выше, чем в обычных школах, но не настолько высокая, чтобы опытные педагоги бросили свои насиженные места. Есть также условный возрастной ценз – новая методика ведения занятий, их «европейская» новизна и т.д. требует «молодой крови», не говоря о трехъязычном обучении.
Те есть кадровый вопрос стоит остро не только в НИШ – он имеет корни в обычных школах. Оказалось, в стране нет столько компетентных специалистов. И даже если поднять зарплату в НИШ до конкурентных с другими отраслями, столько компетентных учителей не найти. Ведь в обычных школах – низкая зарплата, большие нагрузки, и ныне там мало молодых квалифицированных педагогов.
В этом плане есть аналогичная ситуация и в высшем образовании, в котором большинство нишевцев с их «английскими» знаниями как «белые вороны». Во многих вузах – коррупция, старая материальная база, советская методика ведения занятий, старые учебники или просто переводные издания на казахский язык, «старые стены» аудитории, не говоря о дефиците современных лабораторий, новых «английских» знаний и т.д.
Вузов, соответствующих Назарбаев Интеллектуальным школам как следующее звено образования, у нас мало – Назарбаев университет, КБТУ, КИМЭП и еще пара-тройка вузов и все. В итоге остается уехать учиться за рубеж и даже остаться там после учебы, как недавно заявил ученик из талдыкурганского НИШ, который получил приглашение в ведущие вузы США.
Ведь кроме дефицита сильных вузов у нас неразвитая экономика, которая не имеет подходящих производств для этих «по-английски» образованных кадров. Говорят, некоторые болашаковцы работают в ЦОНе, а многие из них остаются за «бугром». В итоге – порочный круг: школьная система образования Казахстана раньше готовила будущих студентов для российских вузов (будущих специалистов для соседней страны), а сейчас готовит и для Европы, США и т.д.
Слабая связь школы с экономикой
Казалось бы, простые и ясные звенья одной цепи: элитные школы – элитные вузы – развитая экономика. Но когда имеются слабые звенья и это приводит к разрыву цепи, то трехъязычное образование становится самоцелью?! Если в НИШ – дефицит квалифицированных педагогов, то откуда они возьмутся при внедрении нишевского опыта и трехъязычного образования в обычных школах?!
Даже если гипотетически представить поднятие зарплат в обычных школах до уровня рыночных, то это не решит проблему с англоязычными кадрами. Пока же учителя-предметники получают небольшую надбавку за ведение на английском языке, а повышение зарплаты учителям 11 классов планируется лишь с сентября 2020 года.
В целом по стране нет прямой связи английского языка с производством, экономикой. Не говоря о том, что большинство детей не способны на соответствующем уровне усвоить три языка – даже в НИШ есть такая проблема.
Слепое внедрение опыта НИШ и трехъязычного образования в обычных школах приведет к снижению уровня образования: его не смогут внедрить по очень простой причине – из-за отсутствия соответствующих кадров. Надо понимать, что школьные предметы должны преподавать носители языка. Например, чтобы решить эту проблему, в НИШ приглашают преподавателей из-за рубежа.
А в обычных школах преподавание на английском языке основных предметов предоставляют учителям, прошедшим 3-месячные курсы! В итоге многие школьники не будут знать ни сам предмет, ни английский язык и потратят свое драгоценное время впустую.
Министр образования и науки Ерлан Сагадиев заявил, что в 2019 году 13,5 тысячи школьных преподавателей начнут обучать четырем предметам на английском языке.
В Казахстане имеется 7100 государственных общеобразовательных школ. Количество учителей разделим на количество школ и получим 1,9. Получается, в среднем на каждую школу придется меньше 2 учителей. Интересно, как они будут преподавать четыре предмета на английском языке?
Перенос опыта трехъязычного образования во все школы надо признать провальным, это нереальный проект – обучить за какие-то 3 месяца учителей вести основные предметы на английском языке.
МОН РК должно учитывать потребности экономики. В частности, есть нехватка специалистов и рабочих для сельского хозяйства, специалистов рабочих профессий, технического профиля, строителей и т.д.
Согласно Госпрограмме развития образования РК на 2011-2020 годы, общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
То есть вместо повсеместного введения обучения четырех предметов на английском языке было бы экономически целесообразно введение предметов по профориентации, в том числе и рабочих профессий. В советское время слабо успевавших школьников направляли на учебу в ПТУ, СПТУ. В самом деле, зачем углубленный английский язык для механизаторов, грузчиков, строителей, животноводов и т.д.? Им бы хотя бы определенные знания на родном языке, которые пригодятся в жизни и будущей профессии.
Обучение четырех предметов на английском языке во всех общеобразовательных школах из-за своей неосуществимости нарушает общеобязательные стандарты образования, прописанные в Конституции РК, не говоря о нарушении языкового законодательства.
По этой причине английский как язык обучения необходимо вводит только в те школы, где есть подготовленные на соответствующем уровне учителя и школьники. И эти школы перевести в разряд лингвистических, куда будут принимать в 1 класс на основе собеседования, а неуспевающих учеников – переводить в обычные школы. А в остальных школах английский язык изучать как иностранный, и их будет большинство.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 5 220