5 мая 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Отличная учеба не в почёте - всё решает ЕНТ

Министерство образования и науки РК нанесло ощутимый удар по институту школьных отличников – отменило привилегии при поступлении в вуз обладателей знака «Алтын белгі» (выпускников, отучившихся все классы на отлично). Отныне при поступлении в вузы МОН сделало ставку на показатели несовершенного, коррупционного ЕНТ, а все результаты за 11 лет отличной учебы – коту под хвост!



«Алтын белгі» теряет ценность – это уже не золотая медаль

В середине марта на некоторых сайтах появилась новость с «незаметными» названиями «Будут изменены условия распределения грантов обладателям знака «Алтын белгі», «Гранты для обладателей «Алтын белгi» планируют распределять по-новому», «В Казахстане поменяются условия распределения грантов обладателям знака Алтын белгі» и т.д.

Оказалось, в мажилисе одобрили поправку, в которой предусмотрено распределение грантов для обладателей знака «Алтын белгi» по новым правилам. Однако это не «новые правила», а отмена привилегий обладателей знака «Алтын белгі» при поступлении в вуз, которые были до этого года.

«Эту поправку депутаты поддержали, она говорит о том, что теперь гранты будут присуждаться при равенстве баллов по ЕНТ обладателям «Алтын белгi», – сказал Ерлан Сагадиев. Министр добавил, что в прошлом году в Астану приехало достаточно большое количество родителей выпускников, которые просили именно внести ясность в этот вопрос.

«К примеру, были такие вопросы: почему, если у меня 130 баллов и я не прохожу, а у него 120 баллов – он проходит. Как раз эта поправка нам и мешала распределять гранты только по баллам», – пояснил Ерлан Сагадиев» (zakon.kz, 13.03.2018).

Раньше обладатели «Алтын белгі», сколько бы не получили баллов, в любом случае получали образовательный грант. Теперь это преимущество будет только тогда, когда у обладателя «Алтын белгі» одинаковое количество баллов при конкурсе.

При этом МОН слукавило, что оставили одно преимущество: мол, при равных баллах при поступлении проходит алтынбелгиец. Во все времена при равных баллах смотрели на оценки, на средний балл в аттестате, например, у одного выпускника – тройки и четверки, у другого – четверки и пятерки, преимущество – у второго. А в аттестате отличника – все пятерки, т.е. это преимущество есть и без ненужного ныне знака «Алтын белгі».

В советское время выпускники, закончившие школу на отлично, имели привилегии при поступлении в учебные заведения. После окончания 8-летней школы отличник мог без вступительных экзаменов поступить в среднее учебное заведение.

После окончания средней школы медалистам при поступлении в вуз необходимо было сдать лишь один профильный для данного вуза экзамен. Были жесткие требования для достижения отличной учебы на протяжении 10 лет учебы, и в целом в советское время было полное доверие к аттестатам с отличием, с которым заканчивали небольшое количество выпускников.

У нас же одним из причин отмены привилегий для отличников было их большое количество в 2017 г. – в два раза больше, чем в 2016! А также низкие баллы по ЕНТ у многих алтынбелгицев. И вместо анализа и адекватного разрешения этой проблемы наши чиновники бросаются из одной крайности в другую – полностью отменили привилегии для обладателей знака «Алтын белгі»!

Например, можно было сделать так: если претендент на «Алтын белгi» получил по ЕНТ ниже 100 баллов, то лишается этой медали. Или можно было сделать, как в России, где отменили привилегии обладателям золотой медали, но на 10 баллов увеличивают результаты ЕГЭ. При желании можно найти и другие пути.

Троечники успешнее отличников?!

Иными словами, должны были определенные требования для алтынбелгицев. У нас же министерство постфактум приступило к проверке школ, где выпускники-обладатели «Алтын белгі» получили на ЕНТ наименее низкие баллы. Ведь эта проверка – это завуалированное признание того, что «Алтын белгі» не всегда присуждается достойным. Кстати, это и проблема оценивания школьников: ныне часто ставят завышенные оценки, чтобы повысить рейтинг школ – иногда в начальных и средних классах чуть ли не половина школьников в отличниках.

Понятно, идея родилась из-за того, что золотые медали нередко получали незаслуженно, говорят, что их продают. Надо иметь в виду: если ученику с четверками хотят сделать «Алтын белгі», то директору школы придется подделывать протоколы, табели за те классы, где имелись годовые четверки, а также выдать поддельные похвальные листы. Эти документы затем высылаются в Астану для подтверждения.

Если такие факты имеются, то надо привлекать руководителей к ответственности за подделку документов, и такие нарушения надо выявлять как органам управления образования, так и педагогам и родителям. Но бывают и такие случаи: ребенок учился все классы на отлично и шел на «Алтын белгі», а директор школы требует за это «вознаграждение». Или ребенка директора школы, акима или другого начальника учителя «поддерживали» на одни пятерки на протяжении всей учебы, в итоге он «натянуто» становится обладателем золотой медали.

С этим надо бороться, но медаль есть медаль. Конечно, бывают случаи неадекватного оценивания знаний школьников, но обычно, чтобы все годы учиться на отлично, надо иметь соответствующую базу. Все-таки человек старался и в течение 11 лет был лучшим среди одноклассников, а ЕНТ не всегда может это показать. В то же время надо ужесточить требования для получения «Алтын белгі», а при низких баллах в ЕНТ – лишать медали.

Все это регулируемо, потому что основа нынешних споров одна – коррупция, в которой подозревают и при получении «Алтын белгі», и при получении высоких баллов в ЕНТ. В самом деле, явное противоречие: не учился на отлично и у него высокий балл, чем у алтынбелгица. И наоборот: алтынбелгиец не списывал, и у него балл ниже, чем у списавшего троечника.

Есть также пресловутая распространенная точка зрения: мол, троечники достигают больше успехов, чем прилежные отличники. Во-первых, троечников значительно больше отличников, и среди троечников действительно немало одаренных выпускников школ и вузов.

Во-вторых, «ботаники», научные работники, ученые, профессии умственного труда, куда обычно идут отличники, имеют небольшую зарплату, особенно у нас. А другие профессии, особенно в предпринимательстве, бизнесе, торговле, сфере управления и т.д. – зарплата и привилегий намного больше. Отсюда кажется, что троечники успешнее отличников.

В развитых странах учителя, ученые, врачи, юристы, научные работники и т.д. имеют большую зарплату, и нет деления на троечников и отличников, как у нас. При этом проблема оценивания в школе и вузе у нас остается на фоне небывалой коррупции...

Необходимо совмещение традиционных экзаменов с ЕНТ

Все-таки привилегии для обладателей «Алтын белгi» должны быть – это своего рода ориентир и награда для постоянной и усидчивой учебы, для своеобразного соревнования среди успевающих школьников, это учебный «паровоз», который подтягивает весь класс (школу) вслед за отличниками.

К тому же отмена привилегий для обладателей знака «Алтын белгі» может привести к перекосу: школьники будут готовиться только к тестированию, раз золотая медаль не дает заметных преимуществ при поступлении в вуз.

Да, есть развитые страны, где оценок не ставят или есть сложная дифференцированная шкала оценок, которую можно перенять. Кстати, дифференцированная шкала оценок действует в Назарбаев интеллектуальные школы. Но тогда надо полностью устранить коррупцию в школе, поднять компетенцию учителей, что пока труднодостижимо.

В данное время результаты учебы за 11 лет и результаты ЕНТ могут разниться, потому что это разные системы, а должны дополнять друг друга. К тому же необходимо учитывать выпускные экзамены – хорошие или отличные оценки прибавлять в виде дополнительных баллов к ЕНТ.

Лишь с 2015 г. в аттестаты выпускников стали выставлять общую оценку по предмету, то есть учитывались и результаты ЕНТ, и годовые старания школьников.

Основной недостаток ЕНТ: тестирование никаким образом не может оценить устную речь выпускника, его способность излагать свои мысли, отчасти – аналитические способности. Ныне с помощью изменения формата тестирования педагоги пытаются преодолеть этот недостаток, но пока безуспешно по причине низкого качества тестовых заданий. Также стараются ввести искусство написания эссе.

Прежний формат ЕНТ был основан на запоминании фрагментов, заучивании правильных ответов и по своей методике способствует получению не цельного осмысленного знания, а отрывочного.

По этой причине наиболее оптимальный выход – совмещение традиционных экзаменов с тестированием, глубоких знаний с поверхностными, творческих исканий с набором готовых ответов, индивидуального со стандартным. ЕНТ не должно быть основным видом контроля, а дополнительным к традиционным экзаменам. Их сочетание даст дифференциальный подход к оценке знаний.

Известно также, что в вузах многих стран экзамены по гуманитарным специальностям начинаются не с тестирования, а с творческих заданий (сочинений, эссе), в которых проявляются индивидуальные способности абитуриента.

Со времен Конфуция и Сократа сердцевиной обучения было развитие личностных качеств и способностей обучаемого. ЕНТ снизило общеобразовательный уровень, ибо нивелирует, даже подавляет одаренность школьников: умение излагать свои мысли, аналитические, логические, творческие и иные способности. В результате – «молчаливые», творчески не мыслящие, «стандартные» поколения выпускников.

Конечно, проблема не столько в самом тестировании, сколько в качестве тестовых материалов, составленных далеко не экспертами, с нарушением формально-логических законов и требований рабочей программы. Ясно, что отмена тестов не станет панацеей для нашего образования. Проблема в коррупции и кадровом кризисе.

То, что зло коренится не в самой системе тестирования, а в практике ее внедрения, согласно социологическим опросам, подтвердили и сами преподаватели. Даже совмещение тестирования с традиционными экзаменами может не принести успеха, если государство, учебные заведения и общество не вытеснят коррупцию из системы образования.

На сегодняшний день с учетом всепроникающей коррупции, особенно в системе образования, обязательное тестирование при его совершенствовании может стать инструментом против этого зла.

Технически препятствовать списыванию есть все возможности – та же «заглушка». Почему комитет национальной безопасности РК или министерство информации и коммуникаций РК не используют свою прямую служебную функцию и не выявят всех нарушителей – выпускников, которые использовали мобильные телефоны при сдаче тестирования?

Ведь это технически несложно и законно – выявить информацию sms, whatsapp с телефонов в аудиториях, где сдают ЕНТ. К тому же вопросы ЕНТ приравнены к государственным секретам, что позволяет привлечь к ответственности учителей и директоров школ, которые помогали или не препятствовали списыванию.

Достаточно один раз выявить их и аннулировать их ответы – в следующий раз количество таких охотников списывать резко сократится, а если постоянно повторить законное выявление, то практика списывания уйдет в прошлое. У нас же просто отбирают сотовые телефоны, шпаргалки, ответы не аннулируются. К тому же ЕНТ можно сдавать повторно!

В целом в действиях МОН РК нередко отсутствуют последовательность, преемственность, продуманность, обоснованность решений – это касается последних нововведений. Прежде чем лишать выпускников-обладателей знака «Алтын белгі» привилегий, надо было ввести более совершенную и справедливую систему оценивания. Нынешний формат тестирования пока не дает такую гарантию. Надо понимать, что в ЕНТ больше возможностей списать, купить правильные ответы, ответить наугад и т.д., чем при сдаче традиционных экзаменов.

Прежде чем вводить новый формат школьного обучения, надо было взять самое лучшее из старого формата и только на его основе вводить новшества. Новый формат обучения из-за своей поверхностности знаний не приемлют не только школьники, их родители, но и сами учителя. А это – плохой знак, на который МОН должно реагировать. Иначе вместе с водой можно выплеснуть и ребенка – с нововведениями мы можем потерять не только школьников-отличников, но и компетентных учителей.


Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 7 380

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 93 678 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 93 490 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 93 459 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 93 400 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 93 392 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 6 564 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 6 312 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 6 341 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 8 832 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 8 981 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 12 600 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 7 357 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 5 512 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 5 420 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 168 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 6 340 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 10 063 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 145 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 5 488 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 179 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 155 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 093 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 4 945 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 156 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 120 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 10 211 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 6 846 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 4 987 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 198 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 437 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 4 927 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 4 966 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 016 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 4 918 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 154 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 285 Просмотров





Опрос


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031