Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК, много лет отдала школе, начинала простым учителем и "доросла" до директора лицея. Ныне в сфере казахстанского образования происходит много перемен, не все они приживаются, и не все находят положительный отклик в обществе. Какие первостепенные задачи нужно решить Министерству образования и науки, к чему стремиться, а от чего отказаться, рассуждала педагог со стажем и большим опытом Ирина Смирнова.
Ирина Владимировна, большая часть Ваших депутатских запросов касается темы образования. Судя по цифрам, МОН получает весьма внушительные суммы, но зарплата учителей часто не дотягивает даже до средней. Молодым педагогам на руки в конце месяца выдают 40-50 тысяч тенге. Почему труд учителя в нашей стране оплачивается наравне с техничкой?
- Повышение зарплаты учителей считаю самым главным для того, чтобы работа в школе стала привлекательной для молодежи. И сколько бы не говорили, что это работа альтруистская, не нужно большой зарплаты, абсолютно с этим не согласна. И только те государства, которые сделали революционные изменения в подходе к оплаты учителей, добились результата.
Могу сказать это об учителях Финляндии, Южной Кореи, сейчас уже и Китая. Там, где зарплата учителя выше средней по стране, поступить в педагогический институт могут лишь те выпускники школ, которые вошли в десять процентов лучших учеников, так в Финляндии, а в Южной Корее нужно постараться войти в пять процентов. Лучшие учат лучших - и это формула успеха.
Причём в оплате важно, чтобы заработная плата была выше уже у начинающего учителя, чтобы молодежь пришла в школу.
Кроме учителей нужно повышать зарплату всем, кто работает в школе, например труд секретаря школы у нас оценивается в 25 тысяч тенге, труд дворника также, а техничка, которая убирает 500 квадратов за детьми (поднимает стулья, использует хлорку) зарабатывает в пределах 30 тысяч тенге. Пересмотр должен происходить для всех, кто работает в школе.
"Экономический рост через социальную справедливость: подход, основанный на человеке". Очень хорошее высказывание, что конкретно оно подразумевает, и какие шаги уже сделаны в этом направлении?
- Будущее страны связано исключительно с человеческим капиталом, с его качеством. В некоторых странах есть всё, имею ввиду сырьевые ресурсы, но нет никакой радости жизни. А есть страны, в которых нет никаких ресурсов, но опять же есть всё, потому что там есть человеческий капитал. Первый вариант - многие страны Африки, второй вариант - Япония. Понимая всё это, наш Президент постоянно говорит, что нужно повышать качество человеческого капитала.
Что такое человеческий капитал? Это человек с его здоровьем, образованием, социальными возможностями. В направлении улучшения человеческого капитала пока еще очень много говорится, но мало делается. В настоящий момент мы видим падение качества образования и падение качества здравоохранения. Но надеюсь, что это, так называемые, болезни роста, и так как внимание к этим процессам весьма усиленно, то изменения будут и оптимистичные.
Еще раз о трехъязычии. Есть ли необходимость изучать все школьные предметы на английском языке? Может быть просто усилить обучение английскому?
- Чем является язык? Понятно, что это средство коммуникации. Есть язык родной, на котором человек мыслит, говорит, он его окружает, на котором удобно и приятно общаться. Сегодня вопрос состоит в том, что английский язык - это мировой язык, на котором говорят 2/3 населения Земли, даже если он не родной, то второй точно. На английском языке выходят большинство изданий научных исследований, наработок, находок.
Язык - это еще и формулы взаимодействия. И протоколом этого взаимодействия является английский язык. Если человек знает английский, то и возможностей перед ним гораздо больше. Поэтому понятно желание того, чтобы в нашей стране было трехъязычие. Но конечно же должна быть логика. И нельзя подменять собой изучение предметов изучением языка. Предметы нужно изучать на родном языке, а язык иностранный или английский в данном случае, его можно и нужно изучать, применяя к предметам информатики, программирования, где о уже сейчас очень много английских терминов.
Возможно какие-то предметы дополнительно или факультативно вводить с изучением английского языка. Трёхъязычие это очень большие возможности и преимущество для Казахстана, которых нет в других странах, где имеется только один язык.
Как подсказывает Ваш опыт, должны ли школьные учителя заниматься воспитанием или их функция обучать своему предмету? Классный руководитель обязан вмешиваться в конфликты между детьми?
- Опыт работы в предыдущей советской школе, а ныне независимой казахстанской школе основан на том, что воспитательной работой занимаются и учителя, которые ведут предмет. Причём воспитание в нашем понимании, я имею учителей старшей формации, должен быть пронизан каждый предмет, каждое задание и каждое упражнение. Это было широко распространено в советское время. Но сегодня, когда родитель приводит ребенка в школу и ставит определенные задачи - не проводить с детьми беседы, не разговаривать на определенные темы, то эти полномочия по воспитанию у учителей в общем-то забрали.
Наверное, нужно откровенно сказать, что предметник не может проводить воспитательную работу. Также очень сложная ситуация у классных руководителей, которые должны этим заниматься по профессиональным обязанностям. Но время, которое им определяется, часто никаким образом не возможно согласовать с родителями, которые забирают ребенка для дополнительных занятий репетитором или в спортивных секциях, музыкальных школах. Не всегда есть возможность оставить ученика даже на классный час.
Считаю, что этот вопрос нужно рассматривать и искать возможности для проведения воспитательной функции. Все надстройки, которые имеются в школе, Жас Отан, Жас кыран, все молодёжные организации практически не работают в этом ключе. Ныне классный руководитель может вмешиваться в конфликты между детьми, он может остановить драку, выяснение отношений. И после обязательно пригласить родителя, психолога, социального педагога, школьного полицейского, которые должны заниматься данными вопросами.
На какой стадии воплощения находится вопрос бесплатного технического и профессионального образования?
- Вопрос бесплатного технического образования очень важен для страны, потому что сейчас не хватает ни рабочих рук, ни обслуживающего персонала. Поэтому приходится обращать свой взор на мигрантов. И мы видим, что достаточное их количество из близлежащих стран и дальнего зарубежья приезжает с этой целью в нашу страну. Бесплатное профессиональное образование уже сегодня существует, и каждый желающий молодой человек может обучаться бесплатно, получая достаточно интересное и важное для его жизни образование.
Есть проблема, что не все пока могут перешагнуть черту, которая возникла даже в конце деятельности СССР. Как-то так сложилось, что профессионально-техническая школа рассматривалась как отстойник для хулиганов, для тех у кого слабая успеваемость и не очень хорошее будущее. Поэтому сейчас нужно проводить работу по пропаганде профессионально-технического образования, показывать и востребованность рабочих профессий, и широту их возможностей.
Сегодня рабочая профессия бывает более интересна и выше оплачиваемая, чем специальность того, кто получил высшее образование и стал рядовым офисным работником.
В Казахстане принят законопроект "О волонтерской деятельности". Какие неэкономические способы стимулирования и поощрения, а также механизмы материально-технической поддержки волонтеров предполагаются?
- Закон о волонтёрской деятельности ждали довольно долго. Но когда он уже был принят, когда всё произошло, мы не видим всплеска этой деятельности или каких-то необыкновенных подходов в этом направлении, хотя на самом деле волонтёрство существует и расширяется. Но люди, которые занимаются этим, не пользуются теми преференциями, которые определены в законе. Например, если волонтеры работают, оказывая помощь при природных катаклизмах, то они имеют право на спец.одежду или какие-то подручные средства, приборы, а этого не происходит. И всё же хотелось, чтобы эта бескорыстная помощь волонтёров хоть как-то бы отмечалась, должны быть хоть какие-то льготы. Например, мог бы начисляться трудовой стаж за эту деятельность.
В своем депутатском запросе Вы подчеркнули, что воспитанники детских домов и интернатов должны иметь возможность сообщать о противоправных действиях в их отношении и знании своих прав. Кому и куда ребенок может сообщить о насилии или любой форме давления?
- Детские дома и насилие в детских домах уже стали притчей во языцах. Радует то, что количество детских домов уменьшается. Детей забирают патронатные семьи, и есть надежда на то, что ребенок может обретёт свою семью. Вместе с тем, если ребенок находится в детском доме и чувствует, что в отношении его осуществляются противоправные действия, во-первых, он может сообщить об этом по номеру 111, который работает круглосуточно и бесплатно. Это номер Уполномоченного по правам ребенка в Казахстана. Это действенная помощь.
Кроме того, ребёнок может обратится в прокуратуру, в каждом детском доме есть ящик, в который может опустить своё письмо, и этот ящик открывается только работниками прокуратуры. Также может обратиться к директору, любому воспитателю. Я думаю, что и просто к людям, каждый может отреагировать на то, что происходит в детском доме и заступиться за ребёнка. Уже сегодня зная, что такое пристальное внимание к детским домам, некоторые изменения в лучшую сторону для воспитанников этих домов уже есть.
Как Вы оцениваете уровень казахстанского образования, учебно-методические пособия, уровень подготовки учителей и оснащенности кабинетов?
- Уровень казахстанского образования я оцениваю как достаточно высокий на уровне других стран мира. Если говорить конкретно, чтобы сравнить предыдущее образование Казахстана и нынешнее, то оно падает. Мы можем говорить о казахско-турецких лицеях, которые приносят много международных медалей, побед, о том уровне воспитания, о качестве знаний которые дают в этих учебных заведениях. Мы можем говорить о Назарбаев Интеллектуальных школах, о том, что там тоже высокое качество образования. О Республиканской физико-математической школе и выскомо уровне обучения и достижений учеников.
Но нужно учитывать, что во все эти школы принимают детей только после проведения вступительных экзаменов, то есть туда берут детей, которые подготовлены определенным уровнем и имеют высокие способности. Кроме того, все эти заведения получают хорошее финансирование. Если это Назарбаев Интеллектуальная школа, то это 2 млн. тенге в год платит государство за обучение одного ученика. Бывшие казахско-турецкие лицеи, сейчас это «Білім-инновация лицейі», тоже получают оплату от родителей или из других источников. ФМШ тоже имеет республиканское финансирование и доплату родителей.
Надо отметить, что в этих школах совершенно другая образовательная программа, совершенно другие учебники нежели в массовой школе. Поэтому, если говорить о массовой школе, то там материально-техническая база низкая, в особенности это касается сельских школ. Часто она не соответствует современным требованиям, которые ныне предъявляются. Да что говорить, некоторые школы и сегодня не имеют туалетов внутри помещения, не имеют нормального отопления зимой, то понятно, что говорить об оснащении не приходится. Такое впечатление, что прошлый век, парты с советских времен, не говоря о чём-то другом.
Если затронуть учебные пособия, то, к примеру, в прошлом году было достаточно проблем с учебниками. И с учебниками не только русского языка, о которых все говорили, но и с учебниками биологии, географии, казахского языка. Сейчас Министерство образования усиленно работает над этим вопросом, надеемся, что что-то изменится.
Сегодня МОН активно увлекается вопросом повышения квалификации учителей. Но повышением какой квалификации? Это изучение новых подходов в преподавании, а повышение именно предметной грамотности, будь то математика или английский язык и прочее, практически не проводится. Учителя уже устали от этих курсов. Пока они совершенствуются, их подменяет другой учитель, у которого есть своя нагрузка, который знает, что это временно и вкладывается постольку поскольку. И эти подмены часто на скорую руку, могут быть эпизодическими. Как только учитель вернулся с курсов переподготовки, он старается своих учеников подтянуть, довести класс до ума, потому что три месяца дети учились на замене. И вдруг того, кто только вернулся, направляют на новые курсы. Он говорит, что не может, не успевает, но это никого не волнует. И пока учителя путешествуют с курсов на курсы, в это время детей учить некому. Об этом МОН должен думать в первую очередь, о том, кто сегодня учит детей и как. И может быть, всё же возможно дистанционное обучение для учителей, которые хотят повысить свою квалификацию. Считаю, что при нынешней развитости технологий это вполне осуществимо.
- Много лет Вы проработали в школе. Какой случай первым всплывает в памяти: первый урок, забавный курьёз или ситуация, представляющая опасность?
- Конечно, когда работаешь в школе, то весь этот процесс связан с разными событиями, но сейчас я вспоминаю самые веселые, радостные и приятные. Безусловно, это праздник первого сентября, когда встречаешься с детьми и праздник выпускного вечера, когда провожаешь в путь тех ребят, с которыми был многие годы. Приятно, когда приходят выпускники и рассказывают, что школа и учитель сыграли важную роль в их жизни, замотивировали, направили по нужному пути. И между тем, работа в школе имеет много сложностей, которые приходится постоянно разрешать. Даже непредсказуемостью она всё равно интересна, потому как не знаешь, что будет через минуту.
Я помню одного мальчика, он был хороший, но из неблагополучной семьи. Его звали Ваня, учился в пятом классе и не очень хотел ходить на уроки. Учителя бегали за ним, искали, приводили на уроки. И как-то он зашёл ко мне в кабинет и говорит: "Ирина Владимировна, вот знаете, головой понимаю, что идти на уроки надо, но ноги не несут."
Дети с такими заявлениями вселяют уверенность, в том, что они тебе верят, что ты можешь им как-то помочь в ситуации. Ване мы помогали до последнего, он ходил на уроки, но потом его семья переехала и мальчик перевёлся в другую школу. Таких детей много, и судьбы у детей бывают настолько тяжелые, что изо всех сил хочется помочь, чтобы выправился, чтобы была жизнь ребенка лучше и интереснее, чем у его родителей.
Я всем детям желаю, чтобы было мирное небо над головой, чтобы были любящие родители, и страна заботилась о них, чтобы у них все получалось и мечты их сбывались.
Источник: Резонанс
Просмотров материала: 4 519