Это небывалое нововведение в школьной практике! Ввели обычную рекламу творчества «безъязыкого» рэпера МС Сайлаубека в сборнике тестовых заданий по казахскому языку для поступающих в Назарбаев интеллектуальные школы! Мы являемся свидетелями начала образовательного раскола: идет «интеллектуальное» движение от поэтов к рэперам, от художественной литературы к текстам из социальных сетей, от языка классиков к сленгу.
В тестовом задании – настоящий «камана блэт»
Очередной скандал разразился в сфере образования – языковой звездой объявили небезызвестного рэпера МС Сайлаубека. Да, тот самый «безъязыкий» певец, который поет: «Жломана симана камана блэт». Видимо, составители тестов решили, что такие песни и творчество рэпера нужны для изучения казахского языка, заодно рекламируя творчество «камана блэт».
Если родители не обнаружили бы это рэперское задание, то никто и не узнал бы, на каком уровне изучается и тестируется казахский язык для поступления в флагман среднего образования – НИШ. Возмущенные родители сняли на видео злополучный сборник за 2018 год, авторами которого являются Серикболсын Дуйсембай и Казбек Сагидолда, и выложили в социальную сеть. Как выяснилось, в тексте на 75-й странице имеется следующее задание: ответить, что стало причиной популярности артиста? Ряд изданий задались справедливым вопросом, а что делает Сайлаубек в сборнике по казахскому языку?
В тесте на вопрос «МС Сайлаубек жұлдыз болуына не әсер етті» даны следующие варианты ответов: а) Білікті ұстаздаң дәріс алуы, b) Бишкек арналарында сұхбат беруі, c) Ресейде концерте ән шырқауы, d) Түрлі деңгейдегі арналарға түсу үшін.
В задании даны общие сведения о певце, и по ним невозможно правильно ответить на вопрос: «Что повлияло на становление МС Сайлаубека как звезды?», да и в ответах отсутствует правильный вариант (!). Т.е. были нарушены сами условия для анализа текста и нахождения правильного ответа: тесты по грамотности чтения предназначены для проверки аналитических способностей.
В задании отмечено, что МС Сайлаубек стал известным общественности благодаря российской телепрограмме «Пусть говорят!», нашей – «Айтуға оңай», а также распространенным в YouTube видео, были организованы его концерты во многих городах нашей страны и Бишкеке, школу он закончил на отлично и учителя отзываются о нем, как о дисциплинированном ученике и т.д.
Чтобы ответить на тестовый вопрос, мне пришлось порыться в интернете. Вот что сказал сам Сайлаубек Кабдыхамит: «Просто пел для себя. Никогда не было такой мысли, что стану знаменитым». В материале за 2015 год родные эпатажного рэпера требовали, чтобы фанаты перестали выставлять певца на посмешище. По их словам, поклонники не оставляют в покое кумира ни днем, ни ночью, выкладывая в сеть бесконечные фото и видеоролики, на которых Сайлаубек ведет себя слишком вольно.
Жанаргуль Кабдыхамит, сестра МС Сайлаубека: «На всех, кто будет снимать Сайлаубека в нетрезвом состоянии и позорить его в интернете, мы будем подавать жалобы в правоохранительные органы. Наша семья готова на любые меры, чтобы прекратить это!»
Именно видеоролики, на которых Сайлаубек ведет себя слишком вольно, стали причиной популярности рэпера. Пока семья боролась с зависимостью Сайлаубека от зеленого змия – а она видна в роликах невооруженным глазом – находчивые фанаты караулили звезду в самых неожиданных местах, просили петь и пить и не забывали снять все это на камеру.
Поет как бы для себя: слушает иностранные песни и те слова, что не понимает, меняет на свой лад. В этом и есть секрет хитов МС Сайлаубека (http://www.ktk.kz/ru/news/video/2015/07/02/61227).
Я не я, и книжка не моя
Один из авторов скандального пособия не удержался и опубликовал комментарий по поводу критики в свой адрес. Он утверждает, что спорное задание из сборника уже изъяли.
«В учебниках, издающихся стотысячными тиражами на протяжении стольких лет, очень много ошибок. А наш сборник тестов по казахскому языку, у которого тираж всего 100 экземпляров, раскритиковали, хотя там было всего 5-6 недочетов. Их мы впоследствии исправили. Наше пособие не входит в школьную программу и официально не утверждено», – заявил соавтор учебника Серикболсын Дуйсембай (newtimes.kz, 21.02.2018). Характерно, что соавтор не ответил на вопрос, а что делал Сайлаубек в сборнике по казахскому языку и что стало причиной его популярности?
От вышеуказанной книжки открестились и представители НИШ, которые заявили, что к данному сборнику НИШ не имеют отношения и это пособие – частное издание, скандальное тестовое задание не будет использовано в конкурсе для поступления в НИШ.
В связи с «камана блэт» вопросы к МОН РК: как и кто готовит и формирует сборники тестовых заданий, где они проходят проверку до того, как читатели возьмут их в руки?
Если скандальное пособие не входит в школьную программу и официально не утверждено, то почему оно попало к школьникам и на каком основании? Если это «левое» издание, то какое наказание ждет авторов сборника? Если НИШ как автономное учебное заведение не заказывало вышеуказанный сборник, то, получается, авторы занимались «шабашкой»?
Надо отметить, что такие тестовые задания появляются не впервые. В прошлом году один из скандалов произошел из-за вопросов пробного тестирования. В одном из заданий приводилось интервью режиссера Ермека Турсунова, в котором упоминались Баян Есентаева и Нуртас Адамбай. Тогда в Центре ЕНТ объяснили, что в социальных сетях вырвали из контекста имена известных фигур. Мол, смысл задания был вовсе не в обсуждении Баян Есентаевой и Нуртаса Адамбая, а в развитии читательской грамотности и способности выделить главную мысль текста. Но проблема оказалась намного глубже и шире.
Дело не только в том, что в другом тесте говорилось о фильме Баян Есентаевой «Абайлаңыз, сиыр!» («Осторожно, корова!»), давалось его обсуждение из социальной сети (!) с одобрительными оценками. Кстати, тоже хорошая реклама в ЕНТ посредственного фильма.
Например, «Жанерке. Қазіргі уақытта отандық фильмдердің сапасы «уааау» деуге келмейді ғой. Бірақ осы олқылықтың орнын толтырып орысша-қазақша аралас болса да қолына алып жатқан Баян Есентаеваға тек рақмет айтамыз! Не дегенімен, фильм түсіру кез келгеннің қолынан келе бермейді, үлкен еңбекті, шыдамдылықты қажет етеді. Оны түсінетін бар, түсінбейтін бар».
Дело в низком уровне нового формата ЕНТ с языком, культурой, интересами, «идеологией» развлекательной прессы. Дело в том, что под видом миграции ЕНТ в SAT в тесты вместо языка жырау, Абая, Ауэзова, Аймауытова, Маргулана, Магжана вводится язык СМИ и социальных сетей (!), вместо имен поэтов, писателей, ученых – имена телеведущих, сомнительных режиссеров, спортсменов, певцов и т.д.
Вместо текстов из научных трудов, произведений великих писателей, поэтов, известных публицистов, казахского эпоса, пословиц, поговорок – тексты «из жизни звезд» и социальных сетей с бедной лексикой. Это явная профанация целей и идей школьного образования и тестирования!
В Казахстане нет высокохудожественных фильмов профессиональных режиссеров?! Перепутали язык Абая с языком Баяна?! У составителей тестов такой уровень образования и эстетического вкуса, что не могут составить тексты о жизни и творчестве, например, Махамбета, Биржан-сала, Жамбыла, Дины Нурпеисовой, Амре Кашаубаева и др., что предпочитают рэперов?! Классику перепутали с «однодневками»? Не говоря о творчестве Даулеткерея, Курмангазы, Таттимбета, Ыхласа, Нургисы и т.д.
Если рассматривать тексты учебников «Казахского языка», то нередко можно встретить рассказы, стихи безвестных писателей, поэтов с их безликим языком и неглубоким содержанием. Нередко подобное наблюдается и в учебниках «Русского языка» для казахской школы: вместо текстов русских классиков – материалы малоизвестных местных авторов с соответствующим языком и уровнем.
Так и чувствуется стремление «агашек» и «татешек» Маке, Саке, Баке и т.д. попасть в школьные учебники! Этому способствует и появление новых, порой лишних, предметов в школьной программе.
От классиков к рэперу и калушатам
Если раньше в ЕНТ по казахскому языку основной блок вопросов был по грамматике, то теперь этого нет. Как в свое время заявил председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН Саят Нюсупов: «Мы бы хотели трансформироваться в такой высший экзамен как SAT, чтобы учебные заведения отбирали учеников по компетентным характеристикам, которые нужны в современном мире, в связи с этим содержание ЕНТ будет трансформироваться».
Если сами тесты некорректны, ненаучны, низкого качества, то какую компетентную характеристику можно ожидать от тестируемых?
SAT – международный тест для поступления в зарубежные вузы и представляет собой стандартизированные тексты на английском языке. SAT активно используется приемными комиссиями в качестве инструмента, оценивающего потенциал будущих студентов. Но тесты «Оқу сауаттылығы» никак не стандартизированные – это большая ловушка для школьников.
Почему бы нашим «реформаторам» не ознакомиться с тестами на английском языке, где тексты выдержаны во всех отношениях, будь это тексты из художественных, научных или публицистических источников.
Для ясности: в НИШ с этого года в некоторых классах отменили учебники для изучения языка, например, русского: занятия идут в основном по текстам из интернета, без всяких склонений, родов и падежей. Эта практика внедряется и в обычных школах в средних классах – помните, какой скандал был с одним из учебников по русскому языку для 7 класса?
В нем на смену разделам о грамматике, синтаксисе и пунктуации пришли главы «Обычаи и традиции», «Климат», «Проблемы социальной защиты бездомных» и т.д. В книгу также была включена «лингвистическая сказка» под названием «И-пызява»: У Калуши – калушата: Канна, Манна, Гуранна и Кукуся. У Бутявки – бутявчонок: Гага Прюшка и т.д.
И образовательный раскол начался с тех пор, как предметы «Казахский язык» и «Русский язык» превратились в «Оқу сауаттылығы» и «Грамотность чтения» и вместо грамматики и языка классиков появились тексты «из жизни звезд» и социальных сетей с соответствующей лексикой.
Уже сейчас учителя поднимают проблему обучения языкам по новой методике, которая приведет школьников к неграмотности и низкой языковой культуре. Уже появилась потребность в репетиторах из «старой» языковой школы, чтобы дети не перешли на сленг социальных сетей и популярных «звезд».
Тесты должны формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете, функциональную грамотность, способствовать общему развитию и воспитанию школьника. Если хотите, должны быть и эстетические, и этические составляющие, не говоря о богатом языке.
Любые виды школьного тестирования, как и учебники, должны быть в рамках школьной программы и определенных научных принципов, как систематичность знаний, их преемственность и последовательность, в определенной логической системе, связь с практикой, межпредметные связи.
Примеры «Абайлаңыз, сиыр!», МС Сайлаубека, «сетевого этикета» с «пиарить подкаст», «лайкать в соцсетях», сленг «звезд», занятия без учебников и т.д. – это тревожный сигнал о профанации целей и идей школьного обучения и тестирования. И эта проблема требует глубокого анализа и вмешательства МОН РК, учителей, ученых, писателей, журналистов и т.д.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 109