После небольшого перерыва, связанного с назначением нашего спикера на должность главного редактора портала «Резонанс.kz», мы продолжаем публиковать наши беседы с политологом Султанбеком Султангалиевым.
- Султеке, Прежде всего хотелось бы еще раз поздравить вас со вступлением в должность главного редактора информационно-аналитического портала «Резонанс.kz» и пожелать успехов в нелегкой работе. Можно ли в связи с вашим назначением считать, что коммунисты решили создать серьезный информационный плацдарм для подготовки к следующим выборам?
- Рахмет. Коммунисты всегда готовы к выборам и работают над этим с последнего дня предыдущей избирательной кампании, в отличие от некоторых других партий. Что касается лично меня в качестве редактора, то никакого партийного идеологического рупора из «Резонанса.kz» я создавать не собираюсь: редакционная политика будет объективной и открытой для всех политических сил, взглядов и мнений.
Например, в плане на будущую неделю стоит материал, освещающий создание партии НСДП «Алаш». Причем, как говорится из первых рук, то есть от инициаторов данного начинания. Раз тема в общественно-политическом плане интересная, то почему бы и нет? Если будут критики этой идеи, то мы и им готовы предоставить информационную площадку.
- Прежде чем перейти к основной теме нашего разговора мне хотелось бы поинтересоваться вашим мнением относительно инициативы президента Трампа по поводу переноса переговоров по украинской проблематике в столицу Казахстана. Ведь вы еще в прошлом году неоднократно писали в СМИ, что формат Минска нежизнеспособен и предполагали, что более эффективным были бы переговоры именно в Астане.
- Если мы посмотрим на весь переговорный процесс, то увидим, что ни одно решение «Минска-2» не оказалось выполненным. Члены рабочих групп регулярно приезжают в столицу Белоруссии и топчутся на месте, стараясь при этом отдавить друг другу ноги.
Причина проста: Минские соглашения были нежизнеспособными изначально, потому что договаривающиеся стороны воспринимали их как вынужденную передышку перед разыгрыванием следующих военно-политических комбинаций. Но «передышка» изрядно затянулась, не принося облегчения ни одной из противоборствующих сторон, а только множа проблемы, как военного и внешнеполитического характера для участников конфликта, так и для населения Донбасса, которых никто в расчет даже не принимает.
Примечательно, что прошедшая в Мюнхене 16-18 февраля текущего года международная конференция, так и не смогла выдвинуть хотя бы какие-либо инициативы по Донбассу, а встреча министров иностранных дел «нормандского формата» вообще не состоялась. Это означает, что все заинтересованные стороны пришли, наконец-то к пониманию очевидной вещи, о которой я писал еще год назад: «Минск-2» завел в тупик.
Почему нужен перевод процесса урегулирования в Астану? Необходимо сразу отметить, что простая географическая передислокация не приведет к позитивным результатам – нужен принципиально новый формат.
Во-первых, любой следующий «Минск (3.4 и т.д.)» будет восприниматься, как продолжение того же безнадежного лицемерного процесса, договоренности которого необязательны к исполнению. То есть нужна сугубо имиджевая перезагрузка на уровне психологического восприятия.
Во-вторых, Астана, благодаря опыту проведения раундов переговоров по сирийскому кризису имеет солидный организационный опыт и позитивную известность как эффективной диалоговой площадки.
В-третьих, сам Казахстан является абсолютно нейтральной страной, не имеющей собственных интересов в конфликте и заинтересованной только лишь в конечном положительном результате переговорного процесса.
В-четвертых, что немаловажно, присутствует политическая воля руководства Казахстана внести свой вклад в мирное урегулирование кризисной ситуации на юго-востоке Украины.
- Поговорим о, пожалуй, главной политической теме февраля - расширенном заседании правительства с участием президента Нурсултана Назарбаева. Были ли у вас какие-либо ожидания положительного характера от этого мероприятия?
- Иллюзий по поводу и исполнительной власти, и подобных правительственных шоу никогда не питал. Если в 2000-х подобного рода заседания, на которых самодовольным министрам и акимам влетало по первое число, к удовольствию народа, несли положительный имиджевый эффект, то сейчас подобный формат вызывает только раздражение у недовольного населения.
Критика президента приводит только к тому, что чиновники в спешном порядке проводят экстренные формальные совещания по итогам заседания и наказам главы государства. Суть ущербного функционирования системы государственного управления от этого не меняется. Никаких положительных сдвигов в работе министерств и ведомств от пинков президента мы не наблюдаем, потому что бюрократические задницы выработали отличный амортизационный эффект.
Что касается кадровых решений, то у неравнодушной, политизированной части казахстанского социума возникает закономерный вопрос: если сняли добросовестную и исполнительную, но «уставшую» Дуйсенову, то почему в кресле министра образование и науки остался Ерлан Сагадиев, чье ведомство на протяжении всего 2017 года не вылезало из трясины резонансных скандалов и от которого уже порядком устало общество?
- Назначение нового министра труда и социальной защиты Мадины Абылкасымовой вызвало недоброжелательный отклик у той же общественности. С чем это связано, по вашему мнению?
- Во-первых, назначение госпожи Абылкасымовой меня несколько позабавило в плане соблюдения конституционных процедур. Ведь согласно в очередной раз модернизированной Конституции и вытекающим отсюда Законом «О парламенте РК» назначение нового министра должно происходить после консультаций премьера с Мажилисом Парламента.
Насколько мне известно, таких официальных согласований не было. То есть «прецедент Абылкасымовой» наглядно показывает всю «значимость» Конституции как Основного Закона страны. Во-вторых, отвечая на ваш вопрос относительно дочери папы Ерасыла, могу сказать, что вся предыдущая карьера госпожи Абылкасымовой не внушает оптимизма в отношении будущих шагов министерства труда и социальной защиты, то есть это будут последовательные проявления чистой воды бюрократического разума, бессмысленного и беспощадного, и характерно, что люди на интуитивном, наверное, уровне это чувствуют.
Ну, и в-третьих, никаких околопрестольных интриг вокруг этой негативной шумихи нет, потому что надо быть полным идиотом, чтобы интриговать из-за места на электрическом стуле, каковым является кресло министра такого ведомства.
- В сентябре 2017 года вы прогнозировали, что после действующего премьер-министра Бахытжана Сагинтаева Кабмин вновь, теперь уже в третий раз возглавит Карим Масимов. Вы по-прежнему уверены в данном прогнозе?
- Да, потому что прогноз основан на логических умозаключениях. Безусловно, Бакытжан Сагинтаев меня приятно удивил, показав свой явно незаурядный масштаб, который было сложно рассмотреть в шинели обычного министра.
Однако на сегодняшний день в кресле премьера востребован политический тяжеловес, способный отшлепать непослушных министров-шалунишек и заставить их согласованно работать в единой команде - без этого никаких пусть даже мизерных, позитивных сдвигов ожидать не приходится.
Кто это может сделать? Ахметжан Есимов. Но ему поручен ФНБ «Самрук-Казына» - одно из ключевых звеньев нашей экономики. Имангали Тасмагамбетов. Но его возвращение в Акорду грозит новым обострением борьбы подковерных палуанов, сопровождающихся информационными войнами с непредсказуемыми компроматами. А раскачивание ситуации совершенно не в интересах транзитного периода.
И, наконец, Карим Масимов, успешно выполнивший свою главную миссию - укрепление Комитета национальной безопасности, полностью лояльный к президенту и умеющий находить общий язык с другими политическими небожителями.
Конечно, президент волен назначать премьером кого угодно, однако благоразумие и понимание того, что вместе со слабым премьером уйдет в пропасть вся экономика и социальная сфера, что неизбежно вызовет мощнейшую протестную волну и без того уже предельно раздраженного населения, должны восторжествовать.
- Спасибо за беседу
Записал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 16 768