В Казахстане набирает силу очередной тревожный тренд: граждане целыми семьями уезжают за пределы РК. Так,по данным статистики, в 2017 году число выбывших из страны составило 35 158 человек, что на 8% выше показателей 2016 года.По мнению педагогов, одной из главных причин отъезда казахстанцев на ПМЖ в другие страныявляются бесконечные образовательные реформы, в том числе новаяшкольнаяпрограмма. Чем же недовольны родители учеников? Как предлагают разрешить проблему эксперты в области образования? Допустимо ли раздельное обучение мальчиков и девочек? Когда будет введено подушевое финансирование школ по всей республике? Появится ли «свет в конце тоннеля» в виде прекращения образовательных экспериментов?В этих вопросах попытался разобраться корреспондент портала «Резонанс..kz»
Уроки говорения
О том, что казахстанцы покидают страну из-за образовательных реформ заявила недавно директор алматинской школы-лицея «Туран» Гульнар Искакова на встрече с депутатами Парламента РК. По ее словам, учить детей в Казахстане по новым программам родители не хотят, и семьи многих учеников в ближайшие год-два планируют переезд за рубеж. Такие же планы и у педагогов, которые подыскивают себе работу в России и Беларуси.
– Русский язык превратился в урок говорения! У педагогов нет возможности отработать грамматический, стилистический материал. В целом, значение русского языка в постсоветских странах другое, нежели в Европе или других странах. Да и с другими дисциплинами не лучше. По ряду предметов (географии, истории) у детей не формируется целостный взгляд, в голове у них – только массив информации. Мы очень не удовлетворены содержанием учебно-методических комплексов, – сообщила Гульнар Искакова депутатам Мажилиса РК.
В подтверждение своих слов она привела неутешительные данные: «В нашей школе, где обучается 500 учеников, наблюдается желание со стороны родителей школьников уехать в любую другую страну, чтобы обеспечить качество образования. У педагогов настроения такие, что они подыскивают работу и жилье в соседних странах. Если вы можете помочь, мы, педагогический коллектив, будем вам очень благодарны», – отметила Гульнар Искакова.
Дети чувствуют себя тупицами
В унисон педагогам высказываются и родители учащихся казахстанских школ, обеспокоенные качеством образования и будущим своих детей. Нарекания вызывает обновленная школьная программа.
Анна Шелепова, социальный предприниматель, мама двоих детей, жительница г.Алматы:
– У меня свои стандарты, стремлюсь к уровню московских школ, жила там и работала, словом, имею четкое представление. Слышу отзывы своих друзей, которые переехали в Москву, как их детей просто не берут в общеобразовательные школы, они не тянут и идут в частные школы за деньги! И, по сути, здесь мы вкачиваем деньги в знания все лето через всевозможные развивающие занятия, дети возвращаются после каникул в классы и начинается школьный регресс... Потом опять репетиторы, так и живем – только за счет дополнительных занятий и денег родителей. Безусловно, образование – самая дорогая инвестиция по жизни. Но база-то должна быть в школе? У нас знания есть, но они явно за счет альтернативных уроков. Сейчас мы подключаем дополнительные уроки английского, до этого самостоятельно пробовали организовать казахский. Ребята практически всем классом ходят дополнительно на русский и математику. Я не питаю иллюзий, мы в простой школе. Но очень хочу, чтобы у детей была минимальная база образования.
По словам Анны, им часто приходится менять школы:
– Мой сын учится в 4 классе, и за четыре года мы поменяли три школы! Первая школа – гимназия, в которой был изначально сильный уровень и мы шли конкретно в гимназию из-за директора, педагогов. Через год директора уволили, весь состав учителей ушел вслед за директором. Мы перешли в частную школу, уровень гимназии уронили на год – из успешного ученика сын стал среднячком. Но нагнали все пробелы за лето. Пошли в государственную школу в 4 класс. Там начался какой-то кошмар. Был ремонт, учились в помещении другой школы, дети сидели в подсобке, не было учебников два месяца, на одну учительницу пришлось писать заявление, так как она легко могла сказать детям "заткнитесь». Только через несколько месяцев после начала учебного года нам выдали учебники, школа получила свое здание, установилось расписание, появились адекватные учителя... С новой программой я плохо знакома, так как мы учимся в 4 классе, но я уже потеряла надежду на школу. Все мои знакомые мамы и сами педагоги утверждают, что она очень слабая.
Пожалуй, Анна Шелепова – не единственная в своем возмущении. Пользователь соцсети Facebook Мира Танирберген пишет на своей странице: «Решаю задачки 141 в учебнике 5 класса, может, я не догоняю или действительно ошибки в тексте. Не могу решить 3 и 6 пример. Хоть убейте, не делится без остатка. А если весь учебник такой? Кто вообще несет ответственность за безграмотное написание учебников?».
Впрочем, на сложность обновленных учебников по математике жалуются и многие другие родители. Алматинка Гульмира Сейткалиева нам рассказала:
– Учебник для 5 класса по математике сложный, даже учителя признаются, что им тяжело преподавать по нему. Нам сложно делать домашние задания, и когда мы консультируемся у знакомых технарей, то даже их такие задачи с тремя неизвестными ставят в тупик, они советуют решать их с помощью линейных уравнений! Но разве это уровень 5 класса? Введены непонятные формулировки-аббревиатуры, от которых у нас просто голова кругом! В советской школе в 5 классе нам не морочили голову такими формулировками. Вот мне интересно: усложняя программу, новаторы хотят добиться, чтобы ученики почувствовали себя тупицами? У моего ребенка возникает такое стойкое ощущение, ведь он не может справиться с заданиями по математике! И это негативно сказывается, в целом, на самооценке подростка.
По словам Г. Сейткалиевой, не добавляет оптимизма и программа по русскому языку:
– Русский язык в 5 классе общеобразовательной школы преподается всего три часа в неделю, также как иностранный английский, которому тоже отведено три часа в недельном расписании. Для сравнения: казахский язык преподается пять часов в неделю, ежедневно. Мы понимаем, что статус государственного языка обязывает и мои дети с удовольствием изучают казахский язык, но позиции русского языка, на котором издано подавляющее количество научной литературы, явно ослабевают. А качество учебников русского языка уже стало притчей во языцах.
Между тем, сами чиновники от образования оценивают обновленные программы как «адаптированные к мировым стандартам учебные материалы». Так нужно ли нам слепое подражание мировому опыту?
Менеджерский прокол
Этот вопрос мы задали экспертам в области образования. Жанна Мендыбаева, руководитель Бюро образовательных технологий «UniverSity» уверена в том, что «коней не переправе» менять нельзя:
– Обновленные программы, которые пришлись на 1,2, 5 и 7 классы. Нужно ли обновлять программу в 7 классе, например? Есть логика учебного процесса, которая подчинена стандарту и академическому календарю. Иначе у нас получается лоскутная программа: взяли и изменили в середине процесса – в 7 классе, а они уже по старой программе учились два года. Скажем, по математике и русскому языку алгоритм обучения уже задан, резкое изменение сказывается и на понимании предмета учениками и на способах его подачи учителем.. Нарушается преемственность образовательного процесса. Я в школе не работаю, однако, знаю ситуацию со слов коллег – школьных учителей и считаю, что это скажется на успеваемости текущей и результатах конечных.
Эксперт считает, что для внедрения новых школьных программ пока не создано соответствующих условий:
- Понятно, что при составлении новых программ ориентировались на опыт НИШ и КТЛ, но это не массовые школы, а селективные, в которые идет серьезный и жесткий отбор одаренных детей. Во всем мире селективные школы работают по специальным программам. И большая ошибка переносить этот опыт на массовые школы. Потому что учитель не может в средней общеобразовательной школе, где в классах до 35-40 человек работать так, как в специализированной школе, где в классе 10-15 учеников. И если уж переносить уникальные программы в массовые школы, то их необходимо сначала апробировать, утвердить, лицензировать, получить рекомендации учителей, работающих в классах. Материально-техническое оснащение должно соответствовать измененной программе.. Сначала надо создать инфраструктуру, санитарные условия. А сейчас получается, что учитель, без всяческих условий для этого, должен обучить целый «стадион учеников». Это менеджерский прокол Министерства образования и науки!
У нас стало привычкой не спрашивать учителей, не советоваться с ними. Должны подчиняться и все, при этом еще английский учить! Я не знаю, зачем все это делается, в том числе новая система оценивания. Создается впечатление, что зарубежные консультанты дают советы, ведь нет пророка в своем Отечестве. Мы становимся полигоном, где «обкатываются» экспериментальные программы с тем, чтобы понять: стоит внедрять или нет?
Эксперименты продолжатся
Вопрос, который беспокоит сегодня многих казахстанских родителей: стоит ли детям подтягиваться с помощью платных репетиторов или все же эксперименты прекратятся и составители вернут в будущем прежнюю программу? На этот вопрос нам ответила педагог с многолетним стажем, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции «Народные коммунисты» Ирина Смирнова:
–У меня нет сведений о том, что программу будут менять. Я знаю, что обновление программы по НИШ будет идти и дальше. Со следующего года по обновленной программе будут учиться не только 1,2,5,7 классы, но и 3,4,6,8 классы. И понятно, что это будет продолжение того, что есть сейчас, чтобы это был один общий процесс. Данная программа представлена НИШ. Диссонанс возникает, когда в массовую школу внедряют программу для одаренных детей. Хотя в НИШ на одного ученика выделяется 200 тыс. тенге в месяц, а в массовой школе – 17 тыс. тенге в месяц. Сравнивать такие разные объемы финансирования никак нельзя, и туже самую программу внедрять нельзя! Дети плохо усваивают или не понимают ее. Этот вопрос надо смотреть, обсуждать, анализировать. И я пока не вижу исследований независимых экспертов, не МОН РК, которые бы показали – каково же положение на самом деле?
В социальных сетях я вижу и обращения родителей, и обращения учителей о том, что есть проблемы с усвоением материала. Вместе с тем, есть такие люди, которые говорят, что могут усвоить программу. Надо смотреть мнение экспертов – математиков и других специалистов. Да, также я читала в соцсетях о том, что некоторые семьи собираются уезжать из Казахстана из-за новой школьной программы. В этой связи интересно было бы узнать данные МОН, я планирую сделать такой депутатский запрос: как усваиваются знания по новой методике? С какой целью все это делается? Почему дети не усваивают материал и что нам дальше делать? Ведь проходят СОЧ и СОР, и вся информация стекается в МОН. После получения такой информации я смогу озвучить ответ ведомства для широкой общественности…
Не секрет, что школьные новации сыплются у нас как из рога изобилия. Как известно, на днях заговорили о раздельном обучении детей разного пола. И.Смирнова считает, что такая инициатива имеет право на жизнь:
–Пример раздельного обучения мальчиков и девочек у нас уже был – это казахско-турецкие лицеи. Почти 20 лет существовали эти школы, и это был достаточно положительный опыт. Во многих странах такой метод применятся. Например, в Англии есть школы, где обучаются отдельно мальчики и девочки. Мы – не первооткрыватели. Но есть как плюсы, так и минусы. И если кто-то будет открывать раздельные школы, то в этом нет ничего страшного. Такая возможность будет касаться только частных школ. Кстати, в Астане уже есть такая частная школа, где обучаются только девочки. В них главное внимание уделяется воспитанию девочек, этикету, обучению шитью, готовке, наподобие «Института благородных девиц».
Вместе с тем, депутат ответила и на вопрос об изменении системы финансирования школ:
– Казахстанская школа переживает сейчас время реформ, в том числе это создание попечительских советов школ. Попечительские советы создаются с благими намерениями. Попечительский фонд создается из людей, которые не обязательно являются родителями учеников этой школы, они определяют направления развития школы, формируют учебный план. Предполагается, что когда будет введено подушевое финансирование и все деньги придут в школу, то не один директор будет формировать бюджет, а коллегиально. Подушевое финансирование будет введено с 2019 года, у нас в республике уже работают 63 школы по такой схеме финансирования. Это позитивное новшество – деньги пойдут за ребенком, и школы будут заинтересованы в учениках. У нас в Конституции записано, что дети обеспечиваются средним образованием бесплатно. Поэтому все, что касается госстандарта, должно быть и будет бесплатно.
Разия АБДЫКАДЫРОВА , rezonans
Просмотров материала: 3 511