На запрос журналистов 365info о низких зарплатах учителей вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова ответила следующее:
"Низкая заработная плата учителя связана с учебной нагрузкой, которая является количественной обязательной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель. Поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора".
Честно говоря, логики ответа мы не поняли, пишет издание.
— Такой уход от поставленного вопроса характерен для всех чиновников, не только для госслужащих министерства образования, говорит политолог Султанбек Султангалиев. — Ничто не мешает МОНу предпринять попытку поднять почасовую оплату за учебную нагрузку — конечно, если они действительно озабочены уровнем жизни и низкой заработной платой работников образования. То есть недавняя хвалебная статистика МОН — это сказка для бедных и очередное втирание очков для общественности и высших эшелонов исполнительной власти. Сермяжная правда жизни совершенно другая, — считает политолог.
От чего зависит оклад учителя?
Ирина Смирнова, депутат мажилиса, отмечает, что на сегодняшний день базовый оклад учителей составляет в среднем 17 тыс. тенге. Как правило, он умножается на разные коэффициенты.
— А они зависят от стажа учителя, от количества проработанных им часов, от его квалификации и так далее. Министерство образования прекрасно понимает и знает, что нужно изменять подходы к начислению заработной платы. Либо увеличивать базовую ставку, от которой идет весь пересчет, либо действительно уменьшать количество часов на ставку. Сейчас это 18 часов в неделю, а депутаты предложили сократить ее до 14 часов. Это позволит повысить зарплату где-то на 25-30%. И по моему мнению, нужно все-таки прийти к тому, чтобы начинающий учитель получал зарплату не меньше, чем средняя по стране, а не «плясать» от базового оклада, — считает депутат.
Хитрый ход МОН
Между тем, министерством рассматривается вопрос о снижении нормативной учебной нагрузки в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Султангалиев считает, что реальная зарплата, с учетом уровня инфляции, после этого снизится.
— Тот факт, что за 16 уроков в неделю вы будете получать ту же сумму, что и за 18 часов, никак не влияет на увеличение денежной суммы в вашем кошельке. В минобре планируемое нововведение выдают якобы за повышение зарплаты учителям. На самом деле учителя будут вынуждены добиваться дополнительной нагрузки, чтобы хоть как-то компенсировать продолжающееся падение уровня жизни, — убежден политолог.
Он добавляет, что если посмотреть даже официальные данные, уровень зарплаты с 2012 года, согласно анализу одного из ведущих экономических экспертов страны Рахима Ошакбаева, вырос на 33%, а уровень инфляции — на 45%. По его убеждению, «хитромудрая» статистика министерства образования, которая гласит, что уровень зарплаты учителей за эти годы вырос на 45%, не что иное как статистическая подгонка под официальный совокупный уровень инфляции.
Другая проблема: сколько учителей не хватает в Казахстане?
Бибигуль Асылова, ссылаясь на национальную образовательную базу данных, добавляет, что потребность в педагогах в Казахстане на сегодняшний день составляет 4480 человек. Из них:
учителей начальных классов — 691;
математики — 599;
русского языка — 587;
английского языка — 445;
физики — 299;
химии -259;
информатики- 217;
музыки — 270 и др.
— Для решения вопроса потребности педагогических кадров предусмотрен государственный заказ, который составляет 7160 человек в вузах — ежегодный образовательный грант. Потребность в кадрах будет удовлетворена за счет молодых специалистов, — подчеркивает она.
Султангалиев, в свою очередь, предлагает, во-первых, посмотреть на данную проблему с качественной стороны: ведь качество выпускаемых вузами специалистов сегодня оставляет желать лучшего.
— На педагогические специальности поступают, грубо говоря, в большинстве случаев аутсайдеры — те, кто не может поступить на более престижные специальности. Для студентов педвузов главное — это диплом о высшем образовании. После его получения они стремятся устроиться куда угодно, лишь бы не в систему образования. Во-вторых, зачем нам столько магистров? Какова эффективность их научной деятельности? — считает политолог.
А если без уплотнения?
По мнению Смирновой, данные вице-министра могут быть не совсем корректны.
— Нам не хватает педагогов в очень большом количестве! И в ближайшем будущем нехватка будет только расти. Потому что первоклашек больше, чем выпускников 11 класса. В ближайшем будущем количество классов, как и часов, будет только увеличиваться. При этом нам постоянно сверху говорят, что не должно быть трехсменных школ, также должно уменьшиться и количество двухсменных. Наверное, нужно говорить и о том, что в классе не должно быть больше 25 человек, а сейчас в некоторых и по 40 человек учатся. А в школе, в которой должно быть 700 человек, находятся 1000 с учеников. И если сделать все по нормам, тогда учителей потребуется не 4480, а больше 10000, — говорит Смирнова.
Реальный случай
По ее словам, нехватка учителей сегодня приводит к тому, что в сельских школах часто преподают учителя, не имеющие соответствующей квалификации.
Так, зооветеринар может начать вести биологию. А ученик, хорошо окончивший 11-й класс, тоже может начать вести какой-то предмет.
Напомним, что в 2017 году в Алматинской области в школе села Байгазы произошел скандал: директор школы принял на работу 4 учителей без диплома
об окончании высшего педагогического образования (учителя английского языка, учителя подготовительной группы, библиотекаря и педагога-психолога).
Как отмечает Бибигуль Асылова, за допущенные нарушения директор школы освобожден от занимаемой должности. А отделом образования района направлены в школу села Байгазы педагоги по специальностям «География», «Педагог-психолог», «Библиотекарь».
Корм для учителей
По словам Бибигуль Асыловой, квалифицированные педагогические кадры между городом и селом сегодня распределяются следующим образом: город — 52%, село — 45%. Чтобы стимулировать учителей, работающих в сельской местности, по словам Асыловой, существуют дополнительные меры социальной поддержки.
В частности, педагогическим работникам образования, имеющим в личной собственности скот, предоставляются корма, земельные участки для выпаса скота и сенокошения. Все это делается по решению местных представительных и исполнительных органов.
Но Ирина Смирнова убеждена — такую поддержку учителям надо еще «выпросить». А ведь мало кто согласится обивать пороги акиматов, чтобы получить подобные льготы.
Сельскому учителю нужен скот
Султанбек Султангалиев убежден, что анализируя жизнь сельского учителя, надо исходить из реалий жизни, что без частного подворья учителю в селе придется влачить жалкое существование.
— Качество обучения, естественно, будет хромать на обе ноги. Впрочем, как и всегда было в сельских школах. А вообще, наших учителей просто «охомутали». О каких перспективах страны мы можем рассуждать, пока эта ситуация не будет исправлена? — задается вопросом политолог.
Просмотров материала: 20 238